Эрмитажный «хламтаун» в гости зовёт

Erm2

Главный музей России в своём центре «Старая Деревня» открыл доступ публики в хранилище различных предметов, найденных при ремонтных работах в зданиях Эрмитажа или же демонтированных «потому что мешали». Что тут можно увидеть?

Здесь и демонтированные камины, и фрагменты лепнины, и “ночные вазы”

Презентация Открытого хранения деталей архитектурного декора и элементов технического оборудования зданий Эрмитажа в центре «Старая Деревня» состоялась на днях. Эта оригинальная коллекция сложилась примерно за полвека трудами сотрудников музейного отдела истории и реставрации памятников архитектуры.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на церемонии отметил как «великое достижение» создание центра «Старая Деревня» и его открытых для публики хранилищ.

«В этих зданиях много замечательных хранений, здесь вырабатывается новый музейный язык. Сегодня мы открываем очередную важную архитектурную экспозицию. Она напоминает всем, что Эрмитаж — это энциклопедия архитектуры, и для музея это часть образа», — заявил Пиотровский.

На фрагменте старинной акварели хорошо видны статуи, расположенные на фасаде Нового Эрмитажа

Посетители нового открытого хранилища, во-первых, могут увидеть подлинные цинковые скульптуры с фасадов здания Нового Эрмитажа, которые в течение последних лет заменены на бронзовые — более приспособленные к капризному петербургскому климату.

На фасадах спроектированного немецким архитектором Лео фон Кленце здания Нового Эрмитажа установлено 28 статуй великих мастеров искусства — античных и эпохи Возрождения. Их расстановка определена предполагавшимся размещением соответствующих экспозиций в залах музея.

Подлинные статуи с фасада Нового Эрмитажа “переехали” в Старую Деревню

Например, в нишах первого этажа западного фасада со стороны Шуваловского проезда (между зданиями Малого и Нового Эрмитажа) расположены фигуры античных живописцев Парасия, Апеллеса, Зевксиса, Тиманфа и Полигнота. На южном фасаде, обращённом на Миллионную улицу (слева от знаменитого портика с фигурами атлантов), установлены статуи мифологического художника и изобретателя Дедала, древнегреческих скульпторов Смилида и Оната. На центральном ризалите (уровень второго и третьего этажей) на консолях, выполненных из сердобольского гранита, установлены фигуры Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рембрандта и менее известного широкой публике голландского художника Адриана ван Остаде. На консолях юго-восточного корпуса находятся фигуры древнегреческого гравёра Пирготеля и австрийского художника Иоганна Пихлера,  на фасаде, выходящем на Зимнюю канавку, — статуи тоже греческого художника и мозаичиста Диоскорида, а также Фейдона, начавшего чеканку монет в древнем Пелопоннесе. Полный список персонажей, статуи которых размещены на фасаде Нового Эрмитажа, желающие могут найти в интернете.

Цинковый Рубенс в 1950-е рухнул на мостовую и разбился

Кстати

Проблема с сохранностью скульптур, выполненных из цинка на каркасе, и безопасностью их для прохожих возникла давно. Этот металл на открытом воздухе постепенно деструктурируется и изделия из него «сыплются». Ещё в 1950-е с 12-метровой высоты с фасада Нового Эрмитажа упала на мостовую и разбилась статуя Рубенса. Собранная из сохранившихся фрагментов, она тоже экспонируется в только что открытом для публики хранилище в Старой Деревне. Бронзовые скульптуры (лист на каркасе), между прочим, существенно легче цинковых, которые весят 700-900 килограммов каждая, а их копии — лишь 200-250 килограммов.

Собранную из сохранившихся фрагментов статую Рубенса тоже можно увидеть в новом хранилище

Кроме цинковых статуй с фасада Нового Эрмитажа, в этом разделе экспозиции представлены подлинные двери (с инкрустацией и эмалевыми вставками), демонтированные в 1930-е годы в ряде залов второго и третьего этажей Старого Эрмитажа, которые приспосабливались тогда под выставочные и служебные помещения музея. Прежде тут располагались, в том числе, и гостевые жилые покои дворцового комплекса.

Кроме того, в новом открытом хранилище Эрмитажа представлены найденные при ремонтных и реставрационных работах в различных помещениях Зимнего дворца и других зданий музея фрагменты прежнего декоративного убранства царской резиденции. Большинство из них чудом сохранились после многочисленных переделок, особенно масштабные из которых производились в 20-30-е годы ХХ века. Тут можно увидеть короны, картуши, вензеля и т.п.

Интересно, с какого двуглавого орла в 1917-м сбили эту корону?

«Технарям» будет интересна представленная теперь в Старой Деревне коллекция всевозможных строительных конструкций, элементов и фурнитуры систем отопления, водоснабжения, канализации, электропроводки за период в 200 лет — с 1750-х по 1950-е.  Здесь же собраны инструменты и другие предметы, связанные с бытованием музея в годы Великой Отечественной войной (в частности, это специальные клещи и совки для тушения зажигательных бомб, обнаруженные при ремонте кровли и чердаков эрмитажных зданий в 2000 годы).

Всевозможные краны, вентили и манометры XIX-ХХ веков тоже сохраняются для потомков

Новая экспозиция доступна для посетителей в рамках обычной экскурсии по Реставрационно-хранительскому центру Государственного Эрмитажа, расположенному в Старой Деревне на Заусадебной улице, 37.

Для справки

Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая деревня» — комплекс зданий общей площадью 35 тысяч квадратных метров, который включает в себя фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.

Эрмитажный центр в Старой Деревне – уникальный музейный объект

Первая очередь фондохранилища была построена к 300-летию Петербурга в 2003 году. В основном корпусе разместились запасники отделов западноевропейского искусства, истории русской культуры, Востока, археологии Восточной Европы и Сибири, а также лаборатория научной реставрации станковой живописи. После ввода в строй второй очереди комплекс дополнился реставрационно-хранительским, лекционно-выставочным, техническим корпусами. Особое оборудование позволяет легко передвигать экспонаты для подготовки тематических выставок. Протяжённость экскурсионного маршрута в основном фондовом корпусе — около километра.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Государственного Эрмитажа

Поделиться ссылкой: