Страсти «Пуритан» в Мариинском театре

Puritane
«Пуритане» — последняя опера Винценцо Беллини

Мариинский театр продолжает пополнять коллекцию произведений итальянского композитора Винченцо Беллини, рано ушедшего из этого мира, но успевшего написать несколько опер-шедевров. 16 июня на новой сцене театра пройдёт премьера последней оперы Беллини «Пуритане».

На сцене Концертного зала Мариинского театра в последние годы были представлены такие творения Винченцо Беллини, как «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула», «Беатриче ди Тенда», «Норма». И вот теперь на новой сцене в концертном исполнении будет предложена опера «Пуритане» — ещё одна крупная жемчужина творчества Беллини (такое определение дала музыкальный критик Христина Батюшина).

Работая над оперой «Пуритане» (по пьесе популярных в XIX веке французских драматургов Жака-Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса, известного под псевдонимом Сентин «Круглоголовые и рыцари»), Беллини в разговоре с либреттистом Карло Пеполи (участником Рисорджименто, вынужденного покинуть Италию после тюремного заключения) заявил, что хочет заставить слушателя/зрителя «плакать, ужасаться, умирать». И он добился своего. На премьере, которая прошла 24 февраля 1835 года в парижском Итальянском театре, по словам композитора, сразу после окончания спектакля «все в зале обезумели, поднялся такой шум, такие крики, что приходилось только удивляться темпераменту публики». С этого началось триумфальное шествие «Пуритан». Уже в 1840-м оперу поставили на петербургской сцене.

Сюжет оперы разворачивается в Британии во время гражданской войны — в 40-е годы XVII века. Эльвира (сопрано), дочь военачальника пуритан и сторонника Оливера Кромвеля лорда Уолтера Уолтона, влюбляется в лорда Артура Тальбота, который, будучи роялистом, приверженцем Стюартов, организовал побег из плена пурита королевы Генриетты, вдовы казненного пуританами короля Карла I. Королева бежала, укрытая подвенечным покрывалом невесты Артура — Эльвиры. И когда девушка узнаёт о побеге возлюбленного с другой женщиной, рассудок её помутняется. В это же время Артура схватили республиканцы, и парламент приговорил его, как пособника бегства королевы, к смертной казни. Казалось бы, трагическая развязка неизбежна. Но всё в итоге заканчивается хорошо. Артур бежит из темницы, и несмотря на природные катаклизмы, добирается до Эльвиры. Встреча с женихом возымела на разум девушки благотворный эффект. Тем временем парламент побеждает в гражданской войне и в качестве жеста доброй воли издаёт указ о помиловании роялистов.

«Прочтение краткого содержания “Пуритан” вызывает в памяти известный афоризм Беллини: “Хорошая музыкальная драма — это нечто такое, что не имеет здравого смысла”, — отмечает критик Христина Батюшина. — “Пуритане” — отличная музыкальная драма, в которой сюжет предоставляет композитору сильнейшие по своему эмоциональному накалу ситуации. Музыка “Пуритан” не только не уступает предыдущим шедеврам Беллини, но и оказывается на шаг впереди, во многом соприкасаясь с новым жанром французской большой оперы. Здесь есть не только дивные вокальные красоты, но и роскошный дифференцированный оркестр, мощные хоровые сцены, сквозная драматургия сцен. “Пуритане” — одна из самых сложных для исполнения опер за всю историю жанра».

«На романтически-живописном фоне мелькают и бытовые сценки; такова, например, ария Эльвиры с фатой, прелестная, изящная шутка в духе Россини, звучащая посреди всеобщего восхищения, в милой сельской обстановке, — это как бы поздняя дань уважения великому парижскому меценату, — пишет историк оперы Густаво Маркези. — Впрочем, спокойствие оказывается обманчивым и вскоре сменяется бредом, безумием героини на пепелище любви. Безумие изображается сперва без особых виртуозных крайностей, к нему примешивается нежность, танцевальное изящество, словно попытка выйти из состояния прострации. Затем под влиянием нарастающей тревоги лиризм уже предвосхищает нездешний виртуозный пыл “Лючии ди Ламмермур” Доницетти, поставленной всего месяц спустя. Высокие и сверхвысокие звуки переходят в крик, создают такое напряжённое сочетание, в котором противоположные чувства восторга и разочарования, сталкиваясь, гасят друг друга, так как свет их слишком запределен, чтобы быть реальным».

«“Пуритане” венчают творческий путь Беллини. Эта опера ни в чём не уступает знаменитой “Норме”, хотя и не пользуется её славой, — разъясняет музыковед Алла Кенигсберг. — Она отмечена типичными чертами стиля Беллини — обилием прекрасных мелодий, лирических и героических, передающих многообразие душевных переживаний; мастерски построенными крупными сценами, сочетающими арии, ансамбли, хоры в непрерывном развитии. Возрастает значение оркестра. Встречавшиеся и ранее в операх Беллини картины бури и безумия получают здесь совершенное воплощение».

Отметим, что премьера «Пуритан» в Мариинском театре пройдёт вскоре после того, как на петербургской сцене была дана опера Винченцо Беллини «Норма» в исполнении Пермского театра оперы и балета. Сюжеты «Нормы» и «Пуритан» пронизывает одна и та же линия — любовь женщины к мужчине из другого лагеря. Друидки Норма и Адальжиза любят римлянина Поллиона, а Эльвира — роялиста Артура. Недаром в большой программке пермской «Нормы» размещён снимок, сделанный известным военным фотографом Робертом Капой в августе 1944 года в Шартре, на котором запечатлено, как французы изгоняют из города обритую наголо землячку с ребёнком, рождённым от немца. Норма совершила то же самое — родила от врага. А Эльвира, видимо, тоже не избежит этой участи. Что сильнее: любовь или долг? Трудно ответить на этот вопрос, избегая ханжества, морализма или, наоборот, сентиментальности.

Опера «Пуритане», сочиненная для великих голосов, для прославленного “пуританского квартета”: Джулии Гризи, Джованни Рубини, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаша, и сегодня, как отмечает Христина Батюшина, «требует от вокалистов экстраординарной виртуозности, свободного владения техникой итальянского прекрасного пения, а также огромного диапазона — достаточно упомянуть запредельно высокие ноты ре и фа у тенора в третьем действии».

Сайт Мариинского театра сообщает: «16 июня в пуританском квартете» будут участвовать выдающиеся мастера итальянского репертуара: Альбина Шагимуратова, блиставшая в роли Эльвиры в Лирической опере Чикаго, Александр Михайлов (дебют в партии Артура Тальбота), лауреат Национальной оперной премии «Онегин» Магеррам Гусейнов (дебют в партии Джорджа Уолтона) и Алексей Марков, исполнявший партию Ричарда Форта в Метрополитен-опере».

Начало спектакля в 19 часов

Анонс подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно