Сериал «Король и Шут» – шутки в сторону

KiS

Спустя 10 лет со смерти солиста группы «Король и шут» Михаила «Горшка» Горшенёва был снят сериал о музыканте и его товарищах, открылась выставка, посвящённая «Королю и шуту». Можно ли назвать эту группу культовой? И не является ли сериал о ней – очередным паразитированием на былом времени?

Мало кто мог подумать, что трое бывших одноклассников, создавших музыкальный коллектив в 1988 году, будут собирать стадионы. Они и сами в это с трудом верили, но это для них было не важно, они хотели играть панк-рок, и их уже было не остановить. Среди их почитателей были не только панки, но и обычные люди, от детей до пенсионеров, ведь суть всех песен – это сказки, былины, поговорки и прочее народное творчество, что никогда не устаревает.

Каждый новый альбом «Короля и шута» находил новую аудитории благодаря тому, что исполнители всегда экспериментировали со своей музыкой и текстами. Последняя же работа, над которой очень долго трудился Михаил Горшенёв, – театральная постановка, мюзикл о серийном убийце Суине Тодде, что полностью сорвало все шаблоны. Зонг-оперу можно посмотреть и сегодня, как и посещать концерты под предводительством Андрея «Князя» Князева, второго лидера «Короля и шута».

Стоит начать с того, что байопик (жанр кино, повествующий о судьбе знаменитой, известной личности) в России не сильно развит, и очень прискорбно осознавать, что в таком фильме, как «Цой», сам исполнитель только в названии. Когда пошли первые анонсы ленты «Король и Шут», многие боялись, что история повторится: нас ждёт очередное паразитирование на известном имени ради денег. Но с выходом первой серии все опасения развеялись. Создатели максимально оригинально подошли к задаче, отрекшись от схемы голливудских байопиков и исключив все жанровые клише.

Сериал позиционирует себя как «панк-сказку», что значит мы часто увидим сцены на грани с реальностью, например, когда музыка разводит в стороны две враждующие стороны конфликта, и таких моментов много в основной сюжетной линии. Но авторы, режиссёр Рустам Мосафир, сценаристы Дмитрий Лемешев и Игорь Гудков, которым помогал Андрей Князев, пошли дальше, введя ещё одну ветвь повествования, которая происходит в сказочном мире, где можно встретить мужиков, едящих мясо, лесника, охотника, дурака с молнией и человека безголовы. Самое интересное, что обе линии взаимосвязаны, с помощью грамотного параллельного монтажа ты чувствуешь эту связь, мир сказок проецирует реальность, а реальность – мир сказок.

Постарались все участники съёмок, от самого Князя как продюсера до актёра Константина Плотникова, который настолько сильно вошёл в образ безумного Горшка, что моментами очень тяжело отличить его от него. Благодаря такой работе актёров передаётся дух того времени, когда на улицах царила любимая для Горшенёва анархия. Сам музыкант утопал во всём этом, жил по всем законом панка, дебоширил, употреблял алкоголь и наркотические вещества. Такой образ жизни привел к нескольким клиническим смертям и нахождению в наркологических больницах. Стоит отметить, что в сериале отлично передана как ломка Горшка, так и все его мучение, связанные с употреблением запрещённых веществ.  

«Когда меня утвердили, я постарался сделать вот такую штуку внутреннюю: я максимально окружил себя всем, что слушал, смотрел и читал Горшок. Ну и, конечно, я посмотрел все его интервью, – рассказывает Константин Плотников. – Я завёл себе специальную тетрадку, куда каждый день выписывал свои наблюдения за Михаилом. Это была такая карта Михаила Горшенева. Какие-то нюансы, детали, которые помогали мне стать Горшком. У меня всегда были в плеере главные хиты “Короля и Шута”».

Актёр так погрузился в роль, что не сразу смог из неё выйти. «Моя жена после съёмок ещё несколько месяцев говорила: “Всё, Костя, хватит! Пожалуйста, выключай Горшка”, – поделился Плотников. – А я вроде ничего такого и не делал. То есть Горшенёв на каком-то подсознательном уровне уже сидел во мне. И только недавно супруга стала говорить, что Горшок постепенно уходит из меня».

Молодцы и специалисты постпродакшна, создавшие картинку «массового кино», не уступающую продукции западных студий. Композитором выступил Алексей Горшенёв – брат Михаила, лидер группы «Кукрыниксы», многие композиции из репертуара «КиШа» он перепел для сцен концертного представления.

Для правдоподобности создатели сериала подняли архивы и старые интервью, а также воссоздали почти один в один многие сцены. Одной из них стала сцена спасения Горшка Князем. Во время выступления «КиШа» на фестивале «Нашествие» Михаил подошёл слишком близко к пиротехнике, Андрей увидел это и, допев строчку, толкнул друга, тем самым спася его от многочисленных ожогов. Такая работа с фактами создаёт эффект погружения.

Если бы не было такого подхода к делу, могла бы повторится ситуация с кинофильмом «Цой», но, к счастью, этого не произошло, и теперь мы можем насладиться новым произведением про культовую группу, которую будут слушать в наушниках ещё много лет тысячи людей.

Всеволод Бугреев

Вам будет интересно