С юзеров по стикеру — Петру Великому кафтан

Kaftan9

В Эрмитаже реставрируют кафтан Петра I. Средства собрали пользователи большой соцсети, приобретая картинки, посвящённые императору, которому в прошлом году «стукнуло» 350 лет. Это солидно?

Вот один из стикеров, от продажи которых собрали деньги на «ремонт» кафтана Петра I

Социальная сеть — «ВКонтакте» (заявлено, что это первый её совместный проект такого рода с Государственным Эрмитажем). Набор стикеров, из которых пользователь мог выбрать и приобрести понравившийся вариант, был размещён в июле прошлого года.

«Всего за пять месяцев… удалось собрать значительную сумму», — сообщает главный музей страны, но конкретную цифру не называет. Непонятно на что будут потрачены эти средства, поскольку реставрацией занимаются сотрудники Эрмитажа, за такой труд получающие зарплату. Предстоит покупка каких-то специальных инструментов и материалов?

На этом фото видно, что кафтан императора сохранился
не в лучшем виде

«Это блестящий пример успешного краудфандинга… Сегодня развитие музеев и сохранение исторического наследия во многом зависит от широкого участия самых разных  людей, а не только от пожертвований крупных меценатов. У нас всё состоялось, мы вместе опробовали новый формат — и получилось очень красиво, это прекрасный результат», — цитирует официальный пресс-релиз мнение директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Тут необходимо терминологическое объяснение. Краудфандинг — это один из способов коллективного финансирования некоего проекта, товара или услуги, при котором средства поступают от конечных потребителей этого продукта. Вкладывающий в проект деньги (бэкер) может получить некое вознаграждение (в данном случае, видимо, этот самый стикер «про Петра I»). Таково принципиальное отличие краудфандинга от обычного пожертвования.

Вот ещё один стикер. Актуальный

Стерпим обвинения в ретроградстве, но скажем, что этот формат сбора средств (вполне естественный для небольшого частного музея, где нужно что-то отремонтировать, художников, желающих организовать выставку, или музыкантов для выпуска диска своих творений) как-то странно выглядит в связи с реставрацией мемориальной вещи Петра I, главным музеем страны и крупнейшей отечественной соцсетью…

Кстати

В конце прошлого года Эрмитаж в своём реставрационно-хранилищном центре, расположенном в Старой Деревне, представил экспозицию «Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого». В коллекции собрано более 300 предметов, датируемых 1672-1725 годами. При Екатерине II был составлен перечень петровского гардероба. Он насчитывал тогда около 600 предметов одежды и почти 50 пар обуви. До наших дней сохранилось далеко не всё, но выставка, как было заявлено на её открытии, состоялась, благодаря «грандиозному труду реставраторов». То есть без стикеров можно обойтись?

Зимние кафтаны императора обычно утеплялись стёганой на шерстяной вате подкладкой

Эрмитаж сообщает, что кафтан, «ремонтом» которого сейчас занялись специалисты лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи, был пошит в 1710-е годы. Это один из предметов зимней одежды Петра I, выполненный из высококачественного сукна и декорированный мехом и галунами.

Кафтан был заказан в Саксонии, где дрезденский двор курфюрста Августа II жил «по парижской моде».

Напомним, что Пётр I имел весьма нестандартную фигуру. Рост императора составлял 204 сантиметра, обхват груди — около 100 сантиметров, длина голени — 65 сантиметров. То есть речь идёт о параметрах современного размера одежды 48-50.

На карманах кафтана сохранились уникальные пуговицы

Кстати

Чаще всего заказанные для царя за границей предметы одежды доставлялись в Россию «патронами», то есть в виде раскроенных и уже декорированных деталей, которые собирались русскими мастерами. Одежда, раскроенная иностранными модельерами, не хотела «садиться» на императора. Поэтому на многих камзолах, сюртуках и других костюмах Петра Великого имеются вставки и другие элементы подгонки «по фигуре».

Саксонскому кафтану первого российского императора до конца нынешнего года предстоит пережить очистку загрязнений, удаление следов материалов, использовавшихся при прежних реставрационных работах, укрепление тканей. Галуны не сохранились, так что придётся их подобрать «по образу и подобию».

В гардеробе Петра I сохранилось мало мундиров

Меховая отделка тоже не дошла до наших дней, но, возможно, по случайно сохранившимся в швах волоскам удастся определить, какая опушка была использована, и воссоздать её. Как отмечают специалисты, дорогим мехом лисы, бобра, рыси или соболя отделывались только те детали зимней одежды Петра I, которые «выглядывали наружу». Зимние кафтаны императора обычно утеплялись стёганой на шерстяной вате подкладкой, подбивались овчиной или волчьим мехом.

Напомним, что эрмитажная коллекция одежды первого российского императора считается лучшим в мире собранием мужского костюма конца XVII — первой четверти XVIII века. До 1712 года все сохранившиеся предметы одежды Петра I хранились в подмосковном Преображенском и собственно в Москве, а затем были доставлены на берега Невы — в столицу Российской империи. После кончины великого реформатора его гардероб находился в дворцовых кладовых, а в 1765-м перевезён в петергофский дворец Марли. С 1848 года «Гардероб Петра I» входил в состав мемориальной «Галереи Петра Великого» Императорского Эрмитажа, в 1910-1930-е находился в Кунсткамере (Музее антропологии и этнографии). В 1941-м собрание вернулось в Эрмитаж.

«Коронационный» камзол Петра I

Среди абсолютно роскошных образцов костюмов императора, которые можно увидеть на выставке в Галерее костюма эрмитажного центра в Старой Деревне, своеобразным апофеозом является комплект одежды, выполненный по спецзаказу в Берлине к коронации его второй супруги Екатерины Алексеевны в 1724-м, то есть за несколько месяцев до смерти Петра I.

Голубой камзол дополняли красные чулки и туфли на каблуке с серебряными пряжками. Согласно легенде, Екатерина якобы сама расшила этот наряд серебряной нитью, но в действительности на подкладке есть неумело вышитое изображение короны, которое, судя по всему, и исполнила императрица… Типа стикер XVIII века.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Государственного Эрмитажа и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно