Франт и стиляга Пётр Великий

KostumPetr12

Государственный Эрмитаж в своём реставрационно-хранилищном центре, расположенном в Старой Деревне, демонстрирует гардероб Петра Великого. К удивлению многих посетителей, «царь-плотник», оказывается, был изрядным франтом.

«Отсчёт» петровского гардероба идёт от детских рубашек

Официально экспозиция называется «Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого» и расположена в открытой для публики пять лет назад Галерее костюма эрмитажного центра в Старой Деревне.

Коллекция одежды первого российского императора считается лучшим в мире собранием мужского костюма конца XVII — первой четверти XVIII века. Это более 300 предметов, датируемых 1672-1725 годами. Представлены парадные костюмы, домашние туалеты, военные мундиры, маскарадное платье, нижнее бельё, обувь, рабочая одежда и головные уборы.

«Выставка блестяще венчает собой события Года Петра I в Эрмитаже. Грандиозным трудом реставраторов как живые перед нами предстают многочисленные Петры: плотники, щёголи, вожди, гуляки… В уникальном пространстве хранилища костюма они собрались на свою памятную ассамблею, на которую допустили и нас, верно хранящих память о великом императоре», — сказал на открытии экспозиции директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Среди самых ранних предметов гардероба (а их сохранилось сравнительно немного) представлены детская рубашка царевича Петра, польский и шкиперский кафтаны, которые он носил в юности, куртки и штаны русского покроя, колпаки, шапки-кораблики. При этом тут уже есть и французские костюмы с вышивкой шёлковой нитью, выполненные в московской Немецкой слободе или же специально заказанные за границей (европейский костюм был известен в России и в допетровское время). Именно в такой «экипировке» молодой царь отправился в Великое посольство (1697-1698 годы).

Военных мундиров среди костюмов Петра Великого не так уж много

Кстати

Первый петровский указ об изменении костюма, последовавший в 1700-м, предписывал обеспеченным подданным носить так называемое «венгерское платье», крой и длина которого были очень близки традиционной русской одежде. Зато последующие указы обязывали бояр, дворян и «всех чинов служилых людей» (кроме духовенства и крестьянства) носить «французское платье». Такой мужской костюм состоял из кафтана, камзола и коротких (слегка ниже колена) штанов. Этот «ансамбль» дополняли кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с пряжками и шёлковые чулки.

Будучи в Голландии, Пётр предпочитал обычную одежду местных мастеровых и крестьян. Ну, в общем, было бы странно явиться на верфь в качестве плотника, будучи облачённым «на французский манер» в камзол с кружевными манжетами. Судя по представленной коллекции, царю нравились широкие суконные штаны, удобные для работы, куртки-бостроги, плотно облегавшие фигуру и при этом защищавшие от ветра, вязаные шляпы с полями.

«С подачи» Петра в России куртки-бостроги (изначально были одеждой голландских моряков, представляли собой приталенную куртку на шести пуговицах с воротником-стойкой и двумя карманами) стали частью формы и отечественных матросов. Самому будущему императору и впоследствии часто заказывали в Голландии костюмы, которые он носил «на работе» и использовал на маскарадах (когда типа хотел остаться неузнанным).

Кстати

Рост императора (по данным на 1724 год) составлял 204 сантиметра, обхват груди — около 100 сантиметров, длина голени — 65 сантиметров. То есть речь идёт о параметрах современного размера одежды 48-50. Получается, что Пётр Великий был высок ростом, но не отличался «широкой костью» и массивностью фигуры. Об этом свидетельствует и знаменитая «Восковая персона», экспонируемая в Эрмитаже.

В одежде, как и во всём, Петр I был практичен

Всего нынешняя экспозиция в Старой Деревне демонстрирует около 20 костюмов, выполненных для Петра I в Голландии. В том числе и любимые императором«саардамские» камзолы, декорированные в технике трапунто (объёмная вышивка с использованием шнура).

Среди верхней и зимней одежды Петра Великого на выставке можно увидеть длинные пальто-рединготы английского образца, епанчу по шведскому варианту (из двустороннего сукна синего и малинового цветов), зимние кафтаны, утеплённые стёганой на шерстяной вате подкладкой, подбитые овчиной или волчьим мехом.

Как отмечают специалисты, дорогим мехом лисы, бобра, рыси или соболя отделывались только те детали одежды Петра I, которые «выглядывали наружу». Сейчас меховая оторочка на некоторых костюмах воссоздана реставраторами после изучения сохранившихся частиц ворса.

Кстати

Редингот — это нечто среднее между удлинённым сюртуком и пальто. Стандартно это двубортные модели с разрезом сзади. Во времена Петра I это была верхняя одежда, которую носили поверх кафтана или камзола. Епанча — плащ, традиционный в арабских странах. Выкройка имела круглую форму, обязательным атрибутом был капюшон. Изначально такие модели с опушкой и вышивкой были торжественной одеждой, но позднее епанчи стали частью военной формы — что-то вроде плащ-палаток.

Представлены в экспозиции и предметы нижнего белья — душегрейки-безрукавки (иногда их в петровские времена подбивали мехом и использовали в качестве верхней и домашней одежды в холодное время года), сорочки, исподнее, шёлковые чулки и подвязки. Душегреек Петра Великого, выполненных из канифаса, шёлка, батиста с вышивкой цветами, на выставке можно увидеть аж 34 штуки.

Домашняя одежда императора — это также 13 халатов-шлафроков (шлафоров), выполненных из французских, итальянских и китайских тканей (атлас, кашемир, шёлк). Такие длинные (в пол) и просторные халаты надевались поверх камзола и штанов, запахивались и фиксировались на талии витым шнурком.

В этих домашних халатах русский царь выглядел, пожалуй, как восточный сатрап

Кстати

На выставке «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке» весной этого года Эрмитаж экспонировал в Арапской столовой Зимнего дворца халат, сшитый из голубого китайского узорчатого шелка с узором в виде виноградной лозы и тушканчиков. Царь Пётр Алексеевич пользовался им по утрам ещё в 1690-х годах в своей подмосковной резиденции — селе Преображенском. Скорее всего, этот халат появился в гардеробе самодержца примерно в 1695 году, когда в Москву вернулась миссия во главе с жившим в Немецкой слободе голландским купцом Избрандтом Идесом, ранее отправленная Петром I в Поднебесную для установления торговых отношений с Китаем. По свидетельству современников, участники этого посольства привезли множество изделий декоративно-прикладного искусства (фарфор, лаковые, ювелирные изделия) и образцов шёлковых тканей.

Представлены в Старой Деревне и многочисленные головные уборы Петра I (21 экземпляр) — колпаки, картузы, шляпы. Среди экспонатов — треуголка из мундирного комплекта Лейб-гвардии Преображенского полка (кафтан, офицерский шарф, шейный знак-горжет и шляпа), в который будущий император был одет во время Полтавского сражения в июне 1709 года (экспонируется в эрмитажной части Главного штаба на Дворцовой площади). В целом же военных костюмов в гардеробе Петра I очень немного. Из обуви вообще сохранилось лишь две пары башмаков.

Костюм Петра I, выполненный к коронации его супруги Екатерины Алексеевны

Среди роскошных образцов костюмов императора своеобразным апофеозом является комплект одежды, выполненный по спецзаказу в Берлине, к коронации его второй супруги Екатерины Алексеевны в 1724-м, то есть за несколько месяцев до смерти Петра I. Голубой камзол дополняли красные чулки и туфли на каблуке с серебряными пряжками. Согласно легенде, Екатерина якобы сама расшила этот наряд серебряной нитью, но в действительности на подкладке есть неумело вышитое изображение короны, которое, судя по всему, и исполнила императрица.

Кстати

Поскольку царь был высокого роста и имел весьма нестандартную фигуру, заказанная для него за границей одежда доставлялась в Россию «патронами», то есть в виде раскроенных и уже декорированных деталей, которые собирались и подгонялись «под Петра» русскими мастерами. Одежда, раскроенная иностранными модельерами, не хотела «садиться» на императора. Поэтому на многих камзолах, сюртуках и других костюмах имеются вставки и другие элементы подгонки «по фигуре». Специалисты отмечают, что явное предпочтение царь отдавал одежде коричневых и красных тонов.

До 1712 года все сохранившиеся предметы одежды Петра I хранились в подмосковном Преображенском и собственно в Москве, а затем были доставлены на берега Невы — в столицу Российской империи. После кончины великого реформатора его гардероб находился в дворцовых кладовых, а в 1765-м перевезен в петергофский дворец Марли. С 1848 года «Гардероб Петра I» входил в состав мемориальной «Галереи Петра Великого» Императорского Эрмитажа, в 1910-1930-е находился в Кунсткамере (Музее антропологии и этнографии). В 1941-м собрание вернулось в Эрмитаж. При Екатерине II был составлен перечень предметов петровского гардероба. Он насчитывал тогда около шестисот предметов одежды и почти пятьдесят пар обуви. До наших дней, как мы видим, сохранилось далеко не всё.

Игорь Теплов

Использованы материалы официального сайта Государственного Эрмитажа

Вам будет интересно