Перейти к содержимому
Главная страница С чего начинается спорт

С чего начинается спорт

Автор — Оксана Шинкаренко

Большой спорт начинается с маленьких деток с огромными мечтами. Ведь в детстве всё кажется огромным: и мечта быть чемпионом, и мечта о маминой улыбке для ребёнка огромны и важны. Приходя в спортивную секцию, детишки в первую очередь ждут похвалы и одобрения взрослых, и ради этого готовы с радостью выполнять далеко не лёгкую для них работу. Это мы, взрослые, понимаем, как важно движение и развитие для малыша, они же радуются нашему одобрению и своим маленьким победам. Но именно с этих маленьких побед и начинается большая спортивная судьба.

Большой спорт начинается с маленьких разрядов – 1, 2 и 3 юношеский – это, как правило, начальная школа. Но чтобы получить самый маленький разряд, ребёнок отдаёт спорту много сил и времени, а чтобы помочь маленькому человечку, силы и время тратит кто-то из его родственников. Поэтому очень важно ОЦЕНИТЬ ЮНОГО СПОРТСМЕНА! Это то, что обязана делать общеобразовательная школа. Основы воспитания в том числе и патриотического воспитания спортсмена должны закладываться не только в спортивной секции, но в первую очередь в общеобразовательной школе! Именно там, где должны гордиться достижениями маленьких спортсменов, в каждом классе висеть доски спортивного почета, где дети так ждут поздравлений по случаю их побед, они натыкаются на стену непонимания и равнодушия. Соревнования не являются уважительной причиной пропуска занятий, за опоздания на урок из-за тренировки юный спортсмен получает больше негатива, чем злостный прогульщик. Спортсменов школа не любит! Юные спортсмены полезны школе, только если нужно закрыть «дырку» и выступить за школу на каком-нибудь мероприятии.

Родители ребёнка-спортсмена имеют право на получение налогового вычета, но реализовать это право могут далеко не всегда. Ведь для его получения физкультурно-спортивная организация должна отвечать определённым требованиям, что зачастую является непреодолимым препятствием из-за бюрократических проволочек, прямого лоббирования местными властями аффилированных организаций и недостаточной юридической грамотности как родителей, так и представителей спортивных организаций. Особенно остро эта проблема стоит в регионах. 

Для её решения считаю необходимым дать родителям право на получение данной льготы уже на основании присвоения ребёнку юношеского разряда, вне зависимости, в какой спортивной организации он его получил.

Далее, считаю необходимым ввести специальную именную карту спортсмена, на основании которой спортсмены юношеских разрядов, полученных в рамках своих возрастных категорий, будут иметь право и на другие льготы. Пусть эта карта будет своего рода моральной наградой на начальном этапе спортивной подготовки: её обладатель будет обслуживаться в школьной столовой и библиотеке вне очереди. Отношение учителей к несделанной вовремя домашней работе и опозданиям будет лояльнее, уроки физической культуры, музыки и т.п. будут факультативными, и ребёнок будет иметь возможность сделать на них домашнюю работу по другим предметам. 

Отношение школы к спорту нужно менять! И это не пустые слова, детям важно быть ОЦЕНЕННЫМИ, недаром мы так часто слышим от малышей: «Мама, посмотри, посмотри на меня!» 

РОДИНА, ПОСМОТРИ НА СВОИХ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ!

И тогда, достигнув спортивного Олимпа, они с гордостью принесут тебе свои награды!

А сейчас, посмотрите на страницы наших чемпионов в социальных сетях. Много увидите там российских флагов? Или хотя-бы упоминаний, за сборную какой страны выступает атлет?

Спортивные разряды – 3, 2, и 1 – это уже, как правило, средняя школа. Проблемы детских разрядов остаются и обостряются, но появляются и новые. Тренировочный процесс (не будем забывать, что это уже 4-5 часов тренировок ежедневно) требует много времени и сил. Как правило, учёбе время уделяется по остаточному принципу и без активного энтузиазма. Да и не удивительно: ведь на данном этапе школа ставит спортсмена (а в первую очередь его родителей) перед выбором: «учёба или спорт». И, да, именно в ультимативной форме. И только с теми, кто не сдался сразу, не ушёл в менее престижное учебное заведение и оказался принципиально «крепким орешком» школа будет пытаться найти компромисс. 

Почему общеобразовательные школы так агрессивно относятся к спортсменам – загадка. Предубеждение, что спортсмены не блещут интеллектом, в школьной среде встречается повсеместно, и что удивительно, почти всегда оно абсолютно беспочвенно!

Школьная травля спортсменов не только вынуждает некоторых бросить спорт, но и порождает уверенность в том, что их труд обществу не нужен и не интересен. Это и приводит к тому, что достигшие спортивных вершин атлеты не испытывают чувства благодарности ни к стране, ни к обществу, оценивая только труд тренеров и свой собственный. Да, исключения в лице прекрасных понимающих педагогов встречаются не так уж редко, но это их личная, а не корпоративная позиция.

Поэтому важность задачи школы ОЦЕНИТЬ СПОРТСМЕНА возрастает с ростом его спортивной категории! Портреты спортсменов, выполнивших нормативы спортивных разрядов должны висеть на почётных местах в школьных рекреациях, а не в закоулках у спортзала. На школьных линейках и праздничных мероприятиях надо чествовать спортсменов школы.

Необходимо на практике следует предоставить спортсменам возможность выбирать очно-заочную форму обучения, применяемую в Москве и совершенно незнакомую в регионах, где при обращении о переводе на очно-заочную форму в подавляющем большинстве случаев родителям рекомендуют перейти на семейное обучение, которое предполагает исключение ребёнка из школы и предоставление ему возможности сдавать проверочные тесты и экзамены на базе школы. Очно-заочная форма не предполагает исключение из школы и требует разработки индивидуального графика, и школьного плана, поэтому недостаточно хорошо изучившим закон об образовании родителям все ответственные лица будут доказывать, что очно-заочное и семейное обучение – это одна и та же форма.

Необходимо освободить спортсменов от таких предметов, как физкультура, музыка, ИЗО. Особенно странная ситуация как раз с физкультурой: целью данной дисциплины является привить ребёнку любовь к спорту, однако именно эту задачу школа выполняет с точностью до наоборот, безумно требуя у ребёнка со спортивным званием по гимнастике или единоборствам точности в попадании мячом в кольцо и на основании этого оценивая его физическую подготовку.

Вы будете удивлены, если поинтересуетесь оценками по физкультуре у наших прославленных чемпионов.

Начиная с 1-го спортивного разряда обостряется проблема концентрации спорта высоких достижений в столичных регионах. Принять решение о переезде и продолжении своей спортивной карьеры самостоятельно спортсмен не может в силу возраста. А позволить себе переезд или организацию самостоятельного проживания ребёнка в другом городе могут далеко не все родители. На этом этапе гаснут, ещё не успев воссиять, порой ярчайшие спортивные звёзды.

Оптимальным, на мой взгляд, решением была бы организация тренировочного процесса спортсмена в другом регионе при поддержке его родной региональной федерации, профильной федерации России с привлечением спонсорских ресурсов бизнеса, при условии, что спортсмен продолжает представлять свой родной регион и обязательно возвращается домой по завершении спортивной карьеры. В случае принятия решения о применении подобной схемы поддержки, спортсмен обязан будет отработать оговоренный срок в качестве тренера в государственном спортивном учреждении либо в учреждении организации-спонсора в своём родном регионе по завершении карьеры. Эта схема позволит не только остаться в спорте перспективным регионалам, но и повысить в последствии уровень подготовки региональных тренеров и спортсменов соответственно, а также снизить концентрацию спорта в столичных агломерациях.

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2