«Полиграф Полиграфович» взят под охрану

Poligraf5

Административное здание завода «Ленполиграфмаш», построенное в начале 1930-х в стилистике конструктивизма, включено в охранный реестр как памятник культурного наследия регионального значения. Что бы это значило?

Есть в этом здании с башней нечто вокзальное

Соответствующее распоряжение главы смольнинского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры относительно объекта под названием «Административное здание завода точного машиностроения имени Макса Гельца (завода полиграфических машин)» (проспект Медиков, 5, литера В) обнародовано на днях.

Это не первый «заход» КГИОП на охрану памятников советского конструктивизма 1920-1930-х годов. Напомним, что недавно в охранный реестр были включены два учебных здания, построенные в начале 1930-х в Кировском районе Ленинграда. Это «Здание школы» (Балтийская улица, 35) и «Дом технической учёбы» (улица Ивана Черных, 4).

При этом интересно, что на сайте КГИОП акт историко-культурной экспертизы здания «Ленполиграфмаша» не находится в открытом доступе (поиск даёт отрицательный результат), то есть публике предлагается только куцый пресс-релиз.

«Первый участок современного проспекта Медиков от набережной реки Карповки до улицы Литераторов появился в начале XX века. В 1930 году проспект получил название Электросварочный из-за расположенного на одном из прилегающих участков завода «Электрик»… Участок, на котором в настоящее время расположено административное здание завода точного машиностроения имени Макса Гельца, до 1808 года был не застроен и являлся частью Аптекарского огорода. Позднее здесь в разные годы располагались деревянные дачи и каменные жилые дома», — повествует пресс-релиз КГИОП со ссылкой на недоступный акт ГИКЭ.

В 1895 году этот земельный участок с имевшимися на нём постройками приобрёл инженер-технолог Иван Семёнов. Сначала было возведено здание для механических мастерских, а затем возник машиностроительный завод по производству гильзомундштучных и табачно-набивных агрегатов, который успешно действовал вплоть до революционных передряг 1917 года.

Комплекс зданий «Ленполиграфмаша» на проспекте Медиков и прилегающих улицах

Иван Александрович Семёнов (1862-1930) родился в Томске, где учился в Алексеевском реальном училище, а затем поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, который успешно закончил в 1887-м со званием инженера-технолога. Далее он работал на частной фабрике, где Семенов занимал должность заведующего машинным отделением. Тогда же он спроектировал гильзонабивочную (папиросную) машину, которая и положила начало его будущему заводу.

В 1890-м он основал свою мастерскую, упомянутую выше, на 15 рабочих мест, которая в 1896-м стала Машиностроительным заводом инженера-технолога И.А. Семёнова. В этот период число рабочих его предприятия составляло уже 70 человек, а валовой оборот достиг 100 тысяч рублей. Гильзовые машины, изобретённые Семёновым, получили большую известность как в России, так и за границей. На Всемирной выставке в Париже в 1900-м и на Нижегородской ярмарке 1906-го эти машины были отмечены специальными медалями.

«Распространению изделий завода Семёнова во многом способствовали взаимозаменяемость частей машин и точность их изготовления. На заводе осуществлялись регистрация и детальный учёт всех технических операций, что позволяло быстро производить калькуляцию себестоимости продукции», — отмечают специалисты.

После Февральской революции 1917 года производство табачного оборудования на предприятии было полностью прекращено, затем завод и вовсе был закрыт, а после октябрьского переворота национализирован.

Некоторое время после этих событий Иван Александрович Семёнов значился преподавателем Технологического института, а в 1919-м перебрался в Финляндию, потом в Чехословакию, где осел в городе Пльзене. На тамошнем заводе Škoda он наладил выпуск оборудования для табачного производства. Умер и похоронен в Карловых Варах.

Так этот корпус выглядел в 1970-е

С 1920 года предприятие работало под названием «Петроградский государственный завод точного машиностроения №36 Петроградского бюро Главного правления объединённых заводов точной механики», в 1922-м ему присвоено имя деятеля немецкого рабочего движения Макса Гёльца. Здесь изготавливали агрегаты для табачного и трикотажного производства, а также пишущие и счётно-вычислительные машинки.

В начале 1930-х здесь было организовано производство наборных полиграфических машин, а в 1932-м изготовлены первые советские линотипы, серийное производство которых было налажено с 1933-го. За шесть последующих лет для типографий страны здесь было сделано около тысячи линотипов разных модификаций. Всего до начала Великой Отечественной войны предприятием было разработано и освоено в производстве двадцать два наименования табачных, трикотажных и полиграфических машин.

В это же время на предприятии строится несколько новых корпусов, в том числе и административный, который теперь внесён в охранный реестр. Постройка здания относится к 1930-1931 годам. Проект разработал архитектор Николай Лансере (в содружестве с А.И. Изосимовым и З.А. Крыловой).

«Административное здание завода «Ленполиграфмаш» — яркий пример архитектуры ленинградского конструктивизма. Здание представляет собой монолитный железобетонный каркас со стенами, выполненными из кирпича. Архитектурное решение четырёхэтажного плавно изогнутого в южной части здания выполнено лаконично. Экспрессия достигается за счёт сочетания горизонтального членения фасада ленточным остеклением и вертикального объёма башни лестничной клетки», — сообщает КГИОП.

Николай Евгеньевич Лансере (1879-1942), русский архитектор и художник, профессор Академии художеств, член общества «Мир Искусства», младший сын скульптора-анималиста Евгения Лансере и Екатерины Бенуа, брат знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой. Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1898-1904) у дяди — Леонтия Бенуа. Среди его построек в дореволюционном Петербурге-Петрограде — часовня, ограда и паперть Сампсониевского собора, а также расположенный напротив памятник Петру I, здание Школы народного искусства возле Спаса-на-Крови, дом призрения вдов и сирот придворного духовенства на пересечении Воскресенской набережной, проспекта Чернышевского и Шпалерной улицы.

Традиционно работал в стиле неоклассики, так что здание «Полиграфмаша» является редким примером обращения Лансере к конструктивизму.

Николай Лансере на портрете кисти Бориса Кустодиева

2 марта 1931 года архитектор был арестован, затем осуждён Коллегией ОГПУ за «шпионаж в пользу Франции», приговорён к расстрелу, который заменили 10 годами заключения, работал в Особом конструкторско-техническом бюро в тюрьме на улице Воинова (ныне вновь Шпалерная). За время работы в этой «шарашкө» спроектировал, в частности, отделку некоторых кабинетов и зала заседаний советского правительства в Московском Кремле. Досрочно освобождён 2 августа 1935 года.

Вторично арестован в начале лета 1938 года, приговорён к пяти годам лишения свободы по обвинению в шпионаже. В июне 1941-го был этапирован в Саратов, где умер в тюремной больнице, 5 ноября 1957 года посмертно реабилитирован.

Дальнейшую историю «Ленполиграфмаша» рассказывать не будем. Отметим лишь, что в рамках программы по выводу промышленных предприятий за черту исторической части города завод ввёл в эксплуатацию новый производственный комплекс, расположенный в Приморском районе Санкт-Петербурга. На новую площадку переведены все производственные мощности.

В здании на проспекте Медиков, которое теперь включено в охранный реестр, располагается… А вы что подумали?  Конечно же, бизнес-центр.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта КГИОП и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно