«Параболоиды» конструктивистов признаны памятниками

image (1)

Два учебных здания, построенные в начале 1930-х в Кировском районе Ленинграда на излёте увлечения конструктивизмом, признаны объектами культурного наследия. Оба имеют полукруглые, то есть параболические, флигели.

Школа на Балтийской улице с «параболическим» завершением

Распоряжениями главы комитета петербургской администрации по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры в единый реестр объектов наследия регионального значения включены «Здание школы» (Балтийская улица, 35) и «Дом технической учёбы» (улица Ивана Черных, 4). Оба здания расположены в Кировском районе города на Неве.

Оба здания появились в начале 1930-х в связи с решениями советского правительства «о построении школьной сети»  (1925 год) и  «об организации квалифицированной научной помощи рабочим в повышении их производственной квалификации и технической подготовки» (1929 год).

Школа на Балтийской улице стала своеобразным продолжением одного из первых в СССО таких зданий, которое было сооружено в Ленинграде к 1927 году по проекту замечательного архитектора Александра Сергеевича Никольского (1884-1953) на проспекте Стачек, 5 (объект культурного наследия федерального значения «Школа имени 10-летия Октября»).

Проект школы, рассчитанной на 1800 учеников на Балтийской улице, разработал «с командой» в 1931 году архитектор Горжилстройтреста (с 1934 года — «Ленпроект») Владимир Мунц. На сравнительно небольшом земельном участке предстояло разместить здание большой «вместимости».

Владимир Оскарович Мунц (1903-1974), сын архитектора Оскара Рудольфовича Мунца (1871-1942), брат художника-иллюстратора Наталии Оскаровны Мунц (1907-1980). В девять лет поступил в старший приготовительный класс школы Карла Мая. Продолжил учёбу на реальном отделении школы и окончил полный курс уже советской школы (1920). В 1919 году параллельно с учёбой в школе начал работать в качестве чертёжника в Бюро диаграмм Петрокоммуны. Осенью 1920-го начал обучение на Архитектурном факультете второго Петроградского политехнического института, после упразднения которого в сентябре 1924 года переведён в Ленинградский высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), где зачислен на третий курс. Выполнил дипломную работу «Дом Съездов», которую защитил в 1926-м. В Ленинграде по его проектам (часто в соавторстве) построены Дом культуры Промкооперации (Дворец культуры имени Ленсовета), несколько жилых домов (специалистов на улице Скороходова и проспекте Максима Горького), школы на Кантемировской улице, Лиговском проспекте, в переулке Антоненко, на Большой Зелениной улице, на набережной Волковки и др. С 1943 года жил и работал в Москве.

Владимир Мунц примерно в то время, когда он проектировал школу на Балтийской

«Для придания зданию максимальной компактности архитектор применил особый конструктивный приём: балки перекрытий классов и других учебных помещений были установлены на внутренние стены. Это позволило поднять верхнюю кромку окон почти под самый потолок. Такой приём увеличил глубину классов за счёт длины без ущерба для требуемой освещённости и сделал корпус здания ниже и значительно короче», — говорится в информационном сообщении КГИОП.

Строительство школы, рассчитанной на тысячу учащихся в одну смену, что было очень значительно для тех времён, велось с 1933 года. 1 сентября 1935-го учебное заведение на Балтийской улице было введено в эксплуатацию, оно стало средней школой №8 и оставалось в этом качестве до послевоенного времени.

В процессе строительства

Отметим, что в связи с увеличением срока обучения до 10 лет уже в конце 1920-х архитекторам нужно было разработать проекты нового типа школ, которые бы соответствовали «лабораторно-бригадному» методу, внедрявшемуся в те годы. Всего в период с 1927-го по 1934 –й в Ленинграде было построено 14 новых школ.

«Новым было заметное расширение состава помещений общешкольного назначения: кроме зрительного и спортивного залов в школе предусматривались комнаты для кружковых занятий, учебно-производственные мастерские и даже небольшая обсерватория. При этом помещения клубного назначения выделялись в самостоятельный корпус, предназначенный для использования не только школьниками, но и взрослым населением», — отмечает КГИОП в связи со зданием школы на Балтийской улице.

Как это часто бывает в нашей стране, когда несколько новых школ в Ленинграде (в том числе и на Балтийской) уже во всю сооружалось, появились новые требования к такому типу зданий. Речь идёт о постановлении ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР «О структуре начальной и средней школы» (май 1934-го). Документ устанавливал трёхступенчатую общеобразовательную систему и устанавливал нормативные показатели школьных зданий. В частности, уточнялось «соотношение учебных и вспомогательных площадей, необходимый состав учебных помещений, а также нормативы площади и строительной кубатуры на одного учащегося».

Конструктивистские оконные проёмы не сохранились

Школа на Балтийской не соответствовала новым нормам, поэтому проект уже в процессе строительства претерпел изменения. Например, не стали возводить двухэтажный корпус с юго-востока, соединённый с основным корпусом (по первоначальному замыслу) надземным переходом в уровне второго этажа.

После Великой Отечественной войны (во время которой здание, судя по всему, существенно не пострадало от обстрелов и бомбёжек) в здании, построенном для размещения общеобразовательной школы, работали средние специальные учебные заведения — сначала училище, а позднее техникум.

При переделках здание реконструировалось. В частности, переделаны оконные проёмы, что привело к изменению первоначального вида фасадов. Сейчас в здании размещается «Петровский колледж» (обучает по 27 специальностям среднего профессионального образования — от судостроения до индустрии красоты).

Что касается «Дома технической учёбы» на улице Ивана Черных, 4, то «в границы объекта входит историческая часть здания, состоящая из прямоугольного в плане пятиэтажного корпуса и параболического четырёхэтажного корпуса с лоджией в уровне первого этажа». Строительство проходило в 1930-1933 годах, то есть несколько раньше школы на Балтийской улице.

Ещё один «параболоид» — Дома технической учёбы

Дело в том, что на XVI партийной конференции ВКП(б) было заявлено об «организации квалифицированной научной помощи рабочим в повышении их производственной квалификации и технической подготовки». Работа по этой части в тогдашнем Московско-Нарвском районе Ленинграда, где тогда располагалось много промышленных предприятий, велась и прежде — на базе Дворца культуры имени М. Горького. Увеличения соответствующих кружков и курсов ДК в своих помещениях «потянуть» не мог, поэтому возникла идея строительства рядом специального здания, где можно было бы организовать более масштабное и массовое техническое обучение/переобучение рабочих.

Проект «Дома технической учёбы» в 1930-м было поручено разработать Александру Гегелло и Давиду Кричевскому (в те годы эти зодчие часто работали в тандеме). К разработке конструкций здания привлекли инженера Владимира Райляна, а надзирать за процессом проектирования и стройкой был назначен комсомолец Хазанов.

О совместных работах Гегелло и Кричевского «Родина на Неве» уже дважды рассказывала в связи с историей кинотеатра «Гигант» (включён в реестр объектов культурного наследия) и Боткинской больницей.

Напомним, что Александр Иванович Гегелло (1891-1965) и Давид Львович Кричевский (1892-1942) совместно спроектировали дворцы культуры имени Максима Горького у Нарвских ворот и Выборгский (1925), имени Газы (1930), Ижорского завода в Колпино (1932) и другие общественные здания.

Александр Гегелло уже в ранге зрелого мастера советской архитектуры

В 1926 году был объявлен конкурс проектов реконструкции Боткинской инфекционной больницы. По замыслу главного врача и архитекторов, стационар должен был превратиться в институт с благоустроенными клиниками, оснащёнными лабораториями, аудиториями, отвечать современным требованиям изоляции больных, их санитарно-эпидемического содержания, давать возможность проведения наиболее полного диагностического обследования и лечения. Архитектурным проектом предусматривалось строительство в стиле конструктивизма 13 двухэтажных павильонов на 950 коек.

Логика властей понятна: поскольку эти архитекторы спроектировали здание ДК имени М. Горького, то и пристройку к нему для «Дома технической учёбы» тоже поручили им.

«Перед архитекторами стояла задача разработать проект здания на вытянутом длинном участке, ограниченном существовавшей застройкой. Здание предстояло вписать в уже сформировавшийся ансамбль площади Стачек с учётом архитектурного облика окружающих зданий. Предполагалось, что Дворец культуры будет обслуживать Дом технической учёбы всеми своими помещениями, в связи с чем в последнем предусматривались только те помещения, которые нуждались в специальном стационарном оборудовании, а также комнаты классного типа для групповых занятий и две-три аудитории на 120-150 человек. Намечено было минимальное количество помещений общего пользования (вестибюль с гардеробом, уборные и т.п.)», — сообщает КГИОП.

Эксперты отмечают, что  первоначально здание «Дома технической учёбы» было спроектировано «в более острых конструктивистских формах». В частности, головной объём предполагал прорезанные по бокам наклонные ленточные окна, которым предстояло полноценно освещать аудитории-амфитеатры, рассчитанные на 150 человек каждая. А окончание скруглённого выступа здания нависало над землёй. Но осуществлённый вариант сильно от этого замысла отличается.

Первоначальный эскизный проект ДТУ

«Дом технической учёбы» в своей ближайшей части отстоит от ДК имени М. Горького примерно на 23 метра. Предполагалось построить галерею, соединяющую два здания, но этого тоже не случилось. Здание было возведено из светлого силикатного кирпича. Кладка настолько удовлетворила проверяющие инстанции, что штукатурку фасадов отложили.

В 1939 году здание занял Ленинградский технологический институт Всекомпросвета имени В.М. Молотова. Здесь готовили кадры для химических производств по переработке целлюлозы, производства бумаги и картона. В 1959 году вуз стал называться Ленинградский технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности.

«В 1988 году в здании произошёл пожар, в результате которого центральная часть здания выгорела. Из-за угрозы обрушения все стены выше третьего этажа за исключением головной части Дома технической учёбы были разобраны. Головная часть здания также была реконструирована, в результате чего изменилась планировка внутренних помещений, снаружи исчезло ленточное дугообразное окно в уровне четвёртого этажа и звенья углового остекления боковых выступов», — констатирует КГИОП.

Вплоть до 2010-х годов разобранная часть здания до второго этажа оставалась в заброшенном состоянии. В 2011 году началась её реконструкция с надстройкой до шестого этажа, которая завершилась в 2012-м.

В процессе строительства

В общем, эти два конструктивистских здания худо-бедно дожили до наших дней не совсем в том виде, как задумывались и были построены. Хорошо, что хоть в таком варианте они всё-таки взяты теперь под охрану государства.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП и www.citywalls.ru, а также справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно