Здание кинотеатра «Гигант» на Кондратьевском проспекте теперь значится в реестре объектов культурного наследия. Это сооружение советской эпохи имеет сложную историю и изначально заслужило критику архитекторов. В чём же дело?
В единый государственный реестр как объект культурного наследия регионального значения здание кинотеатра «Гигант» (Кондратьевский проспект, 44а) включено на днях распоряжением председателя комитета петербургской администрации по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Впрочем, с 2001 года это здание уже значилось в «Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», составленным тем же КГИОП. И это не очень уберегло бывший кинотеатр от различных перипетий его современной судьбы. А начиналось всё вполне лучезарно.
Во второй половине 1920-х и в начале 1930-х годов окраины Ленинграда возле крупных промышленных предприятий застраиваются кварталами нового жилья для рабочих. Проекты осуществляются там, где прежде (да и долго ещё потом) преобладали деревянные одно- и двухэтажные дома, где пролетарии снимали для себя и своих семей комнаты да углы.
Здесь же возводятся здания, призванные стать «очагами культуры». Например, у Нарвской заставы строится дворец культуры имени Максима Горького, а подальше, но в том же районе, — дворец культуры для рабочих Путиловского (Кировского) завода, получивший имя Ивана Газы.
На Выборгской стороне район между Полюстровским и Кондратьевским проспектами, улицей Жукова и Чичуринским переулком был застроен 12 жилыми пятиэтажками в стиле конструктивизма. Надобность в «очаге культуры» была уже восполнена сооружением ДК в Ломанском переулке (ныне улица Комиссара Смирнова). Так что было решено построить для местного пролетариата Дворец кино. Возможно, причиной стала набиравшая обороты популярность советского кинематографа. Хотя фильм «Чапаев», ставший абсолютным хитом того времени, вышел на экраны в 1934-м, когда «Гигант» на Кондратьевском уже как бы строился.
Первоначальный проект «Выборгского районного звукового кино на 1300 мест» разработали в 1933-м (тоже в духе конструктивизма) Виктор Фёдорович Твелькмейер (1902-1956) и Александр Михайлович Соколов (1901-1984). К тому времени эти выпускники Академии художеств уже спроектировали здания молочного комбината в Ленинграде, предложили планировку города «Новый Мурманск», стали авторами Дома правительства Абхазской ССР, Дома культуры в Кондопоге и др.
Но столь откровенный конструктивизм в это время уже «не в чести», и дорабатывать проект «в нужном стиле» привлекаются опытные мастера, зарекомендовавшие себя на поприще строительства «очагов культуры».
Александр Иванович Гегелло (1891-1965) и Давид Львович Кричевский (1892-1942) совместно уже спроектировали к этому времени упомянутые выше дворцы культуры имени Максима Горького у Нарвских ворот и Выборгский (1925), имени Газы (1930), Ижорского завода в Колпино (1932) и др.
«В процессе окончательной разработки в проект были внесены весьма существенные изменения — как в архитектуру наружного объёма, так и в организацию внутренних помещений. Однако, сравнивая первоначальную объёмную композицию архитекторов Соколова и Твелькмейера с окончательной композицией архитекторов Гегелло и Кричевского, можно отметить, что основная идея эскизного проекта была сохранена», — констатируется в акте государственной историко-культурной экспертизы.
«В отношении учёта среды обе группы проектировщиков поняли свою задачу. Они решали здание Дворца кино как объем, организующий площадь и замыкающий перспективу Кондратьевского проспекта, т.е. как часть некоторого ансамбля», — писал в 1937 году архитектор Лев Абрамов.
«В целом, это была попытка найти образ кинотеатра, выявляющий его функции, путём привлечения форм, ассоциативно напоминающих отдельные элементы демонстрация кинофильма: огромный витраж в пропорциях киноэкрана, по сторонам которого размещены барельефы в виде кадров киноленты», — отмечают современные эксперты.
Тем не менее, достроенное в 1936-м здание кинотеатра на 1400 мест получилось неким симбиозом конструктивизма (Гегелло и Кричевский много работали в этой стилистике прежде) и сталинского ампира.
Лев Калистратович Абрамов (1906-1998) — советский архитектор, художник-график, преподаватель архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института (с 1931 года), профессор, декан этого факультета (1946-1948) и исследователь архитектуры в своей статье «Выборгский дворец кино», опубликованной в журнале «Архитектура Ленинграда» в 1937 году, цитата из которой уже приведена выше, отмечает:
«В окончательном проекте здание несомненно стало более монументальным и цельным по сравнению с его первоначальным вариантом. Но вместе с тем оно стало и излишне грузным и нехарактерным для здания кинотеатра… Стекло на фасаде является по существу ложным, создающим впечатление о наличии большого окна в фойе. На самом деле, за стеклом отчётливо видны стена и колонны. Это разбивает ощущение органичности здания. В этом отношении кессонированная стена, задуманная в эскизном проекте, более логична. Наличие портика несомненно улучшило композицию, но его решение не совсем удачно. Колонны, при стремлении к монументальности, чересчур тонки и их, пожалуй, много. Портик кажется приставленным».
Итак, на фасаде, обращённом в сторону площади, позднее получившей имя «всесоюзного старосты» Михаила Калинина и памятник ему же, располагается огромное окно-витраж «с расстекловкой в виде геометрического орнамента», заключённое в массивную раму. По бокам его фланкируют угловые четырёхъярусные «филёнки» с барельефными композициями, которые выполнил скульптор Леопольд Августович Дитрих (1877-1954) на темы кинофильмов «Чапаев» (1934), «Новый Гулливер» (1935), «Белеет парус одинокий» (1936), «Тринадцать» (1936) и др.
Досталось Гегелло и Кричевскому от Абрамова и за помещения здания «Гиганта»:
«Партер зрительного зала повышается по мере удаления от экрана, в силу чего образуется большая высота зала фойе, что совершенно нерационально… Посредине вестибюля поставлены столбы, разбивающие ощущение цельности помещения и затрудняющие обслуживание посетителей, стоящих у билетных касс… Архитектурное решение главной лестницы является самым слабым местом композиции. По признанию самих авторов, она тесна и архитектурно невыразительна. Высота её недостаточна, расположение средних площадок неудобно… Общее архитектурное решение зрительного зала интересно, но пропорции его следует признать неудачными, так как зал слишком широк. Портал сцены с его перспективными кессонами и столбами в углах производит слишком декоративное впечатление, что, конечно, не вяжется с простой и строгой трактовкой зала».
Несмотря на такую жёсткую критику (совершенно немыслимую, к сожалению, в современном архитектурном сообществе), да ещё опубликованную в 1937-м, авторы здания «Гиганта» от репрессий не пострадали: Кричевский погиб зимой 1942-го в блокадном Ленинграде, а Гегелло продолжал работать на берегах Невы и после Великой Отечественной, затем переехал в Москву.
Само здание кинотеатра «Гигант» серьёзно не пострадало во время Великой Отечественной войны, на фото второй половины 1940-х видны лишь выбитые и ещё заново не вставленные стёкла в витражном окне главного фасада.
Кстати
5 января 1946 года на площади перед «Гигантом» были казнены через повешение восемь немецко-фашистских военнослужащих, осуждённых за акции по уничтожению мирного населения на оккупированных территориях СССР. Среди них — генерал-майор Генрих Ремлингер, комендант Пскова в 1943-1944 годах, а также офицеры и солдаты батальонов особого назначения 21-й авиаполевой дивизии, занимавшиеся «борьбой с партизанами».
В 1960-х институтом «Гипротеатр» был разработан и позднее реализован проект капитального ремонта кинотеатра, во время которого (1975) в здании произошёл пожар. В результате произведённых работ в «Гиганте» были оборудованы два зала (1312 и 300 мест) — с широким и широкоформатным экранами. В связи с этим произведена реконструкция крыши с изменением её конфигурации и повышением высоты конька.
В качестве кинотеатра «Гигант» прослужил вплоть до начала 1990-х. Затем здесь располагалось едва ли не крупнейшее в новом Петербурге казино. Сейчас первый этаж занимает супермаркет, часть помещений сдаётся в аренду под офисы, большой зал используется для проведения концертов, фестивалей, шоу, банкетов и т.п.
«В здании сохранились исторические интерьеры, отделка лестниц. В зрительном зале частично сохранился кессонированный потолок с профилированными штукатурными филёнками, профилированный карниз по периметру зала», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета