Пасха on-line: без причастия и прихожан

Chiesa_vuota

13 апреля 2020 года на сайте Санкт-Петербургской митрополии появилась публикация, смысл которой сводится к сообщению о том, что в храмы в Санкт-Петербургской епархии будут закрыты и в Страстную Седмицу, и на Пасху.

Публикация содержит выдержки из Обращения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия к духовным лицам митрополии, разосланного по монастырям, благочиниям и храмам (исх.№ 353 от 13 апреля 2020 г.), в котором, цитируем, «устанавливается порядок богослужений в храмах епархии в дни вредоносного поветрия». За этим велеречивым оборотом скрывается неожиданное и горькое известие о том, что храмы на Пасху и на Страстную будут «вне доступа». А если точнее, то храмы будут недоступны для прихожан в период с 14 по 19 апреля. Богослужения в храмах епархии, и в приходских, и в монастырских, будут совершаться без участия прихожан! Впрочем, храмы будут не пустые, в них, согласно Обращению митрополита, кроме клириков (т.е. священников, диаконов, чтецов, алтарников), могут находиться певчие, церковные работники, волонтёры и съёмочные группы, обеспечивающие трансляции.

«Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете — есть ещё большая угроза эпидемии и даже пандемии страшного вируса. Поэтому я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов», — заявил патриарх Кирилл в обращении к верующим 29 марта

Мера эта, с точки зрения обеспечения противоэпидемиологических мероприятий, вполне нормальная и обоснованная. Если закрыты все места массового скопления людей — транспорт, магазины, присутственные места и места отдыха, то логично закрыть и храмы. Есть уже горький опыт Католической церкви, которая провела Страстную неделю и Пасхальную службу без прихожан. Весь мир впервые, во всяком случае, со времен существования трансляций и фотофиксаций, увидел на Пасху пустую площадь святого Петра в Ватикане.

В России вплоть до последнего времени ситуация была несколько иной. С постепенным ужесточением дисциплинарных мер, направленных на предотвращение распространения коронованной инфекции, вполне законопослушно были закрыты все общественные места и введён режим самоизоляции, правда, разной степени строгости, в зависимости от региона. И если владельцы бизнеса послушно закрыли общественные места от бань и цирюлен до ресторанов и торговых центров, то Русская православная церковь открыто выступила против мер и решений государственной власти.

Богословы со временем ответят на все вопрошания современных прихожан, которые по окончании морового поветрия смогут «Со страхом Божиим и верой» приступить к Таинству Причастия.

26 марта губернатор Санкт-Петербурга подписал постановление о введении дополнительных мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в Санкт-Петербурге, согласно которым до 30 апреля в Петербурге «запрещается посещение храмов и других религиозных учреждений, за исключением служителей и персонала». Постановление было опубликовано на сайте правительства города 26 марта 2020 в 16:24, а буквально через несколько часов, в 21:36, на официальном сайте Русской православной церкви Московского патриархата был опубликован комментарий правового управления РПЦ МП о том, что постановление петербургского правительства противоречит Конституции и Закону о свободе совести: «… акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса Федерального закона». По мнению церковного аналитика Ксении Лученко, это был не бунт, а скорее «медийный спектакль» для некого условно «фундаменталистского» крыла в православии.

Возможно, комментарий этот и вправду был ориентирован на некое «правое фундаменталистское крыло», но действие на всех верующих он возымел воодушевляющее. На фоне уныния и страха перед будущим православные услышали внятное послание: «Церковь с вами», «Вы не одни». И поверили, что православные храмы не закроют на Страстную и Пасху — ведь это кульминационные дни в календаре верующего христианина.

Тем больнее и горше было узнать прихожанам петербургских храмов о том, что ни в Великий четверг, ни в Страстную Пятницу, ни в Великую Субботу, ни на Пасхальную литургию и крестный ход, они не смогут быть в храме, не смогут причаститься и соборно помолиться.

Вера и причастие

Стоит отметить, что ещё за неделю до этого «противостояния» на официальном сайте РПЦ МП был опубликован документ, на который не обратили внимание светские журналисты, но который взбудоражил всё церковное сообщество. Речь идёт об «Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции», в которой внятно и по пунктам, как и положено в любой инструкции, перечислены новые правила причащения, которые будут применяться в Русской православной церкви вплоть до «изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в ставропигиальных и епархиальных монастырях». Новые правила причащения, как указано в инструкции, составлены с учётом канонической и богослужебной традиции Русской православной церкви. Эта инструкция была опубликована 17 марта 2020 года. Последствия принятия этого простенького документа, уверена, будут изучать не только историки церкви, но все, интересующиеся историей России.

Практика причащения прихожан одной лжицей сложилась ещё в раннее Средневековье, взамен практики ранней Церкви, когда миряне получали причастие прямо в руки от пресвитеров.

Дело в том, что публикация этого документа поставила вопрос ребром: «Можно ли заразиться через причастие?». Речь идёт о том, что вместо сложившегося веками обряда причащания, когда все причащающиеся получают причастие из одной лжицы (специальная ложка на длинной ручке, которой достают из чаши причастие), вводится практика дезинфекции лжицы спиртовыми растворами перед причащением каждого человека. Практика причащения прихожан одной лжицей сложилась ещё в раннее Средневековье, взамен практики ранней Церкви, когда миряне получали причастие прямо в руки от пресвитеров. Считается, что создатель текста литургии Иоанн Златоуст впервые ввёл практику причащения через общую лжицу. Сделал он это, чтобы прекратить злоупотребления причастием.

Практика причащения общей лжицей в новейшее время смущала многие скептические умы. Можно вспомнить, к примеру, рассказ Александр Серафимовича «Таинство святого причащения», в котором содержатся шокирующие современного человека выпады против причастия. Выпускник механико-математического факультета МГУ и Московской духовной семинарии и академии, главный редактор издательства «Орфограф», игумен Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря Переславля-Залесского Пантелеймон (Королёв), отвечая на взбудоражившие церковное сообщество вопросы о практике причастия, отметил: «Дискуссия о том, можно ли заразиться через материю таинства, сложная. Научных аргументов, доказывающих невозможность передачи вируса через Святые Дары, конечно, быть не может, — но церковная практика свидетельствует о безопасности. Другие прихожане не заражались, причащаясь с одной лжицы с инфицированными, а священники и диаконы — потребляя потом сами Дары. Про святителя Иоанна Шанхайского есть история, что он причастил женщину, заболевшую бешенством. Через минуту с ней случился припадок, и она выплюнула частицу на пол. Святитель подобрал частицу и потребил сам. “Что Вы делаете! — закричали ему. — Бешенство очень заразно”. — “Это же Святые Дары, — ответил владыка, — ничего не случится”».

И действительно, последние лет двадцать в Русской православной церкви призыв как можно чаще причащаться сопровождался рассказами о том, что во время причастия невозможно заразиться.

Священник Димитрий Головкин, магистр богословия, перечислив в интервью аргументы, выдвигаемые скептиками, оспаривающими инструкцию патриарха, прямо указывает, что «Церковь не имеет никакого догмата, гласящего, что через лжицу невозможно заразиться какой-то болезнью. Нет в Церкви такого учения», а есть «частное мнение (пусть даже массовое, поддерживаемое даже канонизированными людьми), вошедшее в быт благодаря тому, что так считают и проповедуют многие отцы». То есть такое устоявшееся мнение не является учением Церкви, а значит практика может меняться, и, как видим, уже меняется, согласно инструкции патриарха Кирилла.

Пасха online

Возникшие было споры и эпатажные выступления быстро стихли. Идёт Страстная седмица. Иуда уже сговорился с первосвященниками. В четверг в храмах епархии без участия прихожан утром совершилась литургия Великого четверга, вечером — служба 12 Евангелий. Главной мыслью службы Великого Четверга — Тайная вечеря, во время которой Господь преподаёт освящённый хлеб и вино со словами: «Это Тело Моё, и это Кровь Моя», во время которой зарождается Евхаристия. Практически все храмы организовали трансляцию служб в социальных сетях, а телеканал «Матч.ТВ» организовал бесплатные трансляции богослужений из Феодоровского Собора.

Освящение верующего возможно не только через физическое принятие Причастия, но и неким невидимым образом.

Отец Димитрий Сизоненко, клирик Федоровского собора, обратившись к прихожанам, напомнил о Пасхе 33 года, того года, когда распяли Христа: «Та Пасха, самая первая христианская Пасха, совершалась при закрытых дверях, без колокольного звона и без привычного для нас пасхального ликования… Но именно та Пасха нас учит, что Господь из наших разбитых ожиданий сумеет сотворить нечто бесконечно более великое…»

Никалай Кавасила, знаменитый богослов XIV века, без ссылок на труды которого не обходится ни один современный богослов, в «Изъяснении Божественной Литургии», прямо указывает, что Таинство Причастия «освящает двояким образом: во-первых, чрез ходатайство, так как приносимые дары тех самым, что приносятся, освящают приносящих и тех, за кого приносят, и умилостивляют в отношении к ним Бога; во-вторых, чрез Причащение, потому что они бывают для нас истинною, по слову Господа, пищею и питием». Иначе говоря, освящение верующего возможно не только через физическое принятие Причастия, но и неким невидимым образом.

Безусловно, богословы со временем ответят на все вопрошания современных прихожан, которые по окончании морового поветрия смогут «Со страхом Божиим и верой» приступить к Таинству Причастия. А пока, несмотря на закрытые храмы, стоит помнить и не забывать, что Спаситель обещал быть с верующими в Него «во все дни до скончания века» …

Марина Рабжаева

Поделиться ссылкой: