Оставляли паровозы и уходили в леса

Partisan_1

Огромный ущерб гитлеровцам на территории Ленинградской области наносили партизаны-железнодорожники

В самом центре Петербурга, вблизи Московского вокзала, есть улица, названная в честь Героя Советского Союза Константина Сергеевича Заслонова, одного из многих участвовавших в партизанском движении железнодорожников.

Групповой портрет бойцов 19-го отряда 3-й Ленинградской партизанской бригады 

Константин Заслонов был командиром отряда, воевавшего на территории Белоруссии. Но партизаны-железнодорожники сражались с захватчиками также и в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях. (Последние два региона в ту пору входили в состав Ленинградской области). Народные мстители вели так называемую битву на рельсах: взрывали железнодорожные станции и мосты, подрывали полотно, выводили из строя паровозы. И производственный опыт бойцов-железнодорожников был здесь крайне необходим.

Но для начала несколько слов о самом партизанском движении в Ленинградской области. Надо сказать, что оно всегда носило организованный характер.

«Уже в первые дни войны органами НКВД начали создаваться небольшие мобильные группы, — рассказывает писатель и историк Алексей Щербаков. — Ещё не отправленным на фронт студентам, людям, имевшим опыт участия в Гражданской и Зимней войнах, в боях на Халхин-Голе, предлагали, подчёркиваю это слово, предлагали сражаться с фашистами во вражеском тылу».

По имеющимся данным, осенью 1941 года в Ленинградской области в партизанских отрядах сражались 5 000 бойцов, а зимой 1944 уже 35 000 человек.

Численность «народных мстителей» росла за счёт оказавшихся на оккупированной территории мирных жителей. Известный историк спецслужб Александр Колпакиди считает, что граждане шли защищать Советскую власть, которая к тому времени уже стала для них родной. Но с этим согласны не все исследователи. Существует и другое мнение: людьми в большей степени двигали усиливающееся с каждым месяцем чувство патриотизма и ненависть к чинившим зверства оккупантам.

Но вернёмся к «рельсовой войне». «С отдалением линии фронта от военно-экономических центров Германии железнодорожный транспорт становился основным связующим звеном между гитлеровскими войсками и “рейхом”. От его бесперебойной работы во многом зависел исход сражений», — говорится в книге Юрия Петрова «Партизанское движение в Ленинградской области (1941-1944)».

Действительно, от одной диверсии на железной дороге враг зачастую нёс большие потери, чем в ходе крупного боя: поскольку выводились из строя десятки и сотни солдат, уничтожались боевая техника, боеприпасы и, что особенно важно, паровозы. В Ленинградском штабе партизанского движения это прекрасно понимали.

Оценить масштаб ущерба, нанесённого партизанами врагу в Ленинградской области, затруднительно. Автору удалось ознакомиться с результатами двух проведённых партизанами в 1943 году на железных дорогах крупных операций: «Рельсовая война» и «Концерт».

«Рельсовая война» (3 августа — 15 сентября): взорвано 14 000 рельсов и 20 мостов, уничтожено 34 километра связи, организовано крушение 21 поезда.

 «Концерт» (19 сентября – 11 ноября): взорвано 16 500 рельсов, 18 железнодорожных мостов, организовано крушение 24 поездов, разбито 23 паровоза и 205 вагонов.

В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» железнодорожные перевозки на занятой врагом территории Ленинградской области сократились примерно на 30 процентов, а время нахождения поездов в пути увеличилось в два-три раза.

«В начале осени 1943 года оккупанты стали проводить тактику выжженной земли, — говорит заведующий отделом использования документов Государственного архива новейшей истории Новгородской области Валерий Колотушкин. — Жителей — от маленьких детей до глубоких стариков — отправляли в Германию и Прибалтику, а их дома уничтожали. Таким образом немцы хотели, если можно так выразиться, уничтожить базу, подпитывающую партизанское движение. Получилось же совершенно по-другому: люди уходили в леса.

14 января 1944 года началась Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция. Перед партизанскими формированиями стояла задача воспрепятствовать переброске немецких войск в сторону Новгорода. «Народные мстители» стали наносить удары одновременно по нескольким узловым станциям и железнодорожным путям.

«17 января от Старой Руссы к Новгороду по железной дороге выдвинулась 8-я егерская дивизия вермахта, — говорит Алексей Щербаков. — Проехать по “железке” захватчикам удалось лишь половину пути. Дальше поезда двигаться не могли: дорога была разрушена. Егерям пришлось топать пешком, причём раздробив силы: ведь чем длиннее колонна, тем медленнее она идёт. При этом партизаны постоянно атаковали врагов».

Когда противник подошел к Новгороду, там уже стояли части Красной Армии…

В одном материале нет возможности перечислить имена даже малой части железнодорожников, сражавшихся в партизанских соединениях на территории Ленинградской области. Назовём двух человек, отмеченных за свои подвиги в тылу врага высокими государственными наградами:

Александр Винокуров. До войны работал помощником машиниста паровоза. Был командиром самого большого отряда в составе 11-й Волховской партизанской бригады. Лично застрелил назначенного оккупантами начальника железнодорожной станции Мшинская. Удостоен звания Героя Советского Союза;

Александр Казаков. Комиссар партизанского отряда «Храбрый», действовавшего на территории нынешней Новгородской области. До войны работал слесарем в депо на станции Петрозаводск.  Награждён Орденом Красного Знамени. Цитата из наградного листа: «Тов. Казаков А.И. имеет большой авторитет среди бойцов-партизан и колхозников: любят его за отцовскую заботу…».

Наверное, будет неправильно умолчать о том, что партизанам порой приходилось сражаться не только с солдатами вермахта, но и со своими соотечественниками. Константин Заслонов погиб 14 ноября 1942 года в неравном бою, который его отряд вёл с подразделением Русской национальной народной армии (РННА), состоявшей из перешедших на сторону врага бывших бойцов Красной Армии…

Андрей Вронский

Вам будет интересно