Новый туристический тренд рушит монополию походников на дикие красоты

Glamping3

В Ленинградской области, как и в других российских регионах, стремительную популярность набирает новый вид туризма — глэмпинг. По-русски, это отдых на природе, вдали от цивилизации, но при этом с комфортом, без риска замёрзнуть в отсыревшей палатке или проголодаться в долгой дороге под рюкзаком к месту стоянки. «Глэмпинг», как следует из названия, это «гламурный кемпинг». Отныне красота отдалённых уголков и редких природных явлений становится доступна не только суровым туристам, готовым терпеть лишения. И люди эту возможность, похоже, оценили.

Суть глэмпингов – в идее совмещения туризма с комфортными условиями

Новый туристический формат — отдыха на природе со всеми удобствами и гостиничным сервисом — очевидно, нашёл своих поклонников. «Гламурные», «роскошные» палаточные лагеря с отоплением, мягкими кроватями и ресторанным питанием появляются повсеместно. Формат проживания разный: это могут быть и шатры, и сферы, и эко-домики. Главное — расположение в красивом месте на природе, и желательно, подальше от городов. Такого рода кемпинги можно встретить и в Карелии, и на побережье Баренцева моря, в «диких» местах, куда из отдыхающих раньше добирались только энтузиасты.

Исследование туристического рынка Ленинградской области показало, что доля глэмпингов в регионе уже занимает семь процентов от коттеджного номерного фонда загородных отелей. Такие данные предоставили специалисты консалтингового агентства Knight Frank St Petersburg. С учётом, что глэмпинги появились в регионе лишь несколько лет назад, это высокий показатель. И есть тенденция к росту. Сейчас областные глэмпинги локализуются в основном в на удалении в сто километров от Петербурга, но есть и те, что расположены дальше 200 километров от города.

Если говорить о крупных объектах с высоким уровнем сервиса этим летом активно работало восемь глэмпингов с общим количеством 98 домов. В составе каждого из глэмпингов находится в среднем 10-15 объектов. Основными типами размещения являются шатры (типи), сферы, тенты, эко-домики, оборудованные минимальным набором необходимых удобств (кровати, столы, стулья, посуда, обогреватели). Такие номера подходят в среднем для 2-3 человек. Больше всего глэмпингов в Выборгском и Приозерском районах Ленобласти. Но есть объекты и в Лужском, и в Лодейнопольском районах.

Формат размещения разнится. В основном, глэмпинги рассчитаны на пребывание в них туристов в тёплое время года, с мая по сентябрь, но ряд объектов готов размещать людей и зимой. «Ввиду разнообразия типов предложения и сезонности данного вида туризма диапазон цен на размещение очень широк, арендная ставка варьируется от 2 000 до 14 900 рублей за ночь. Средняя ставка аренды составляет около 6 000 рублей за ночь», — говорится в сообщении агентства. Направление будет развиваться, уверены эксперты.

«Текущая ситуация в сфере внутренних путешествий и туризма позволяет говорить о перспективности рынка глэмпингов. Данное направление продолжит свое развитие, количество новых объектов будет увеличиваться, а их качественный уровень расти. Популярность здорового образа жизни, сохранение сложной эпидемиологической ситуации, а также поддержка правительством внутреннего туризма — всё это дает предпосылки к развитию рынка и увеличению его популярности у туристов», — говорит Светлана Московченко, руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg.

Специалисты указывают на преимущества бизнеса по сравнению с отелями: это небольшие стартовые инвестиции, гибкость в операционном управлении, быстрая окупаемость и возможность расширения номерного фонда по мере роста спроса и узнаваемости. К тому же работа с такой формой организации отдыха людей имеет меньше рисков потерпеть убытки в случае, если областной туризм начнёт «сворачиваться». Подобный сценарий не исключён в момент, когда будут сняты все коронавирусные ограничения и в полной мере откроется возможность для отдыха за рубежом. О том, какие перспективы у туристического сектора в регионе в целом «Родина на Неве» ранее подробно писала в материале «Туризм в Ленинградской области: история не только о деньгах».

Вообще ситуация с глэмпингами — это не только вопрос развития одного из видов туристического бизнеса. Это ещё и переход к новой реальности, когда неподготовленным людям — не походникам — становятся доступны те уголки, красота которых раньше доставалась в награду лишь упорным романтикам с рюкзаками за спиной. Присутствовала даже некая доля снобизма в высказываниях туристов о том, что толстосумы отдыхают  в отеле с пятью звёздами, а путешественникам зато доступен отдых в «отеле» с тысячей звёзд. Имеется в виду чистое звёздное небо подальше от цивилизации.

Глэмпинги в Ленобласти имеют самый разный формат, иногда жильё делают в виде типи

«Родина на Неве» обсудила историю с развитием глэмпингов с опытным походником Артёмом Кичой, инструктором детского туризма, организатором гребного марафона и дуатлона «Вьюн». По его словам, сожалеть по поводу уходящей романтики нет смысла, а развитие такого вида отдыха как гламурный кемпинг действительно имеет большие перспективы:

«Наверняка, есть те, кто досадует, но я в себе такой снобизм — “тут бродить только нам, мужикам” — изжил. Это всё должно и будет в связи с прогрессом уходить в прошлое. Тем более, что и “крутые” мужики, и те, кого на вездеходе привезут, заняты одним и тем же — они развлекаются. Соответственно, если это бесцельное развлечение, почему бы не делать это комфортно и эффективно. Если есть люди, готовые за это платить, то такое направление будет развиваться неизбежно. Конечно, тем, кто с рюкзаками, будет в какой-то степени обидно, но что делать.

В бизнесе многое непредсказуемо, и трудно делать прогнозы. Но мне кажется, что это очень перспективное направление. «Взрыв» такого рода туризма связан как и всегда с тем, что кто-то первый начал, и у него получилось, конкуренты начали успешную стратегию “слизывать”. Вероятность, что по России, где-нибудь на Кольском полуострове, на Камчатке, в “понтово” труднодоступных регионах, история с глэмпингами будет развиваться, почти стопроцентная. А вот насчёт Ленинградской области есть вопросы: всё-таки Ленобласть — это сплошная населёнка, и найти привлекательное, относительно безлюдное место под глэмпинг непросто. Но если количество глэмпингов растёт, значит, в них кто-то едет. Хотя, очевидно, что в населённых районах будет жёсткая конкуренция с отелями, всевозможными вариантами коттеджей, стандартными кемпингами. Мне кажется, что всё-таки глэмпинг максимально правильно и максимально эффективно размещать там, где строений нет.

В Ленинградской области, конечно, топтано всё, но что-то существенно меньше. Если смотреть на восток, то там таких территорий значительно больше, надо искать красивое место. Что нужно для хорошего глэмпинга? Удалённость от толп для создания ощущения у клиента, что кроме него здесь никого нет, очень красивое место и при этом оригинальное, с какой-то особенностью. Здесь надо что-то придумывать, и если человек творческий возьмётся это делать, то скорее всего у него всё получится.

Затраты на организацию глэмпинга, естественно, выше, чем на установку обычного палаточного лагеря, но всё равно очень небольшие, несравнимые со строительством отеля. К слову, почему я перестал ставить лагеря? По технической и идеологической причине. Техническая связана с тем, что прогресс наступает, и люди требуют всё больше. К тому же есть нормы СанПиН, и если соблюдать их все, палаточный лагерь перестаёт быть лагерем. Идеологическая причина состоит в том, что я делал обучающие тренировочные лагеря для подростков, и это была история про туризм и про самостоятельность. Это направление диаметрально противоположное глэмпингу, где туриста со всех сторон облизывают. Сейчас идёт смещение приоритетов в сторону именно глэмпингов. Я тогда с этой тенденцией столкнулся, и закрыл свою деятельность, поняв, что иду вразрез с обществом со своими представлениями из советского детства. Сейчас вся эта самостоятельность обществу совсем не нужна, к войне мы не готовимся».

По словам собеседника издания, есть ещё один важный нюанс, который формирует позитивное отношение к глэмпингам. Они не несут угрозу жизни и здоровью людей, а их организаторы не обманывают доверие клиентов в вопросах, связанных с безопасностью, что встречается в сфере туризма.

«Глэмпинг не вызывает у меня никакого отторжения и в том плане, что там не подделываются под туристов. Вот коммерческий туризм у меня вызывает вопросы, потому что там в большей степени работают массовики-затейники, под видом подготовленных инструкторов по туризму. Это меня возмущает с точки зрения безопасности. Это касается и водного туризма — в меньшей степени, и горного туризма, и тем более коммерческого альпинизма. Достаточно вспомнить трагедии на Эльбрусе, на Сямозере и значительно менее известные на многих популярных реках: Катуни, Кутсайоки, Белой… Организаторы такого рода развлечений часто нарушают законы здравого смысла ради денег, и это ужасно.

Организаторы глэмпингов не изображают из себя инструкторов. Они от и до везут людей на машинах и вездеходах, обеспечивают их горячей едой и горячим душем. То есть, человек не должен быть туристом. А для восхождения на Эльбрус — должен, и на сплаве по реке с порогами должен. По-хорошему, к походам клиентов готовить бы надо и отбор проводить. Потому что, когда заведомого не туриста берут в восхождение или на горную реку, и не на руках туда несут, а ведут, и что-то от его кондиций зависит, а ему еще и пообещали, что точно пройдут маршрут по максимуму, то всё нередко заканчивается плохо. А с глэмпингом — тебя привезли в красивое место на машине, окружили заботой и комфортом, только наслаждайся. Никакого противоречия. Я за глэмпинги», — резюмировал Артём Кича.

Юлия Медведева

Поделиться ссылкой: