Перейти к содержимому
Главная страница Туризм в Ленобласти: история не только о деньгах

Туризм в Ленобласти: история не только о деньгах

Туризм в Ленинградской области на сегодняшний день неплохо развивается, это трудно не заметить и невооружённым взглядом. На минувшей неделе губернатор 47-го региона Александр Дрозденко даже назвал туризм одним из драйверов областной экономики. Но можно ли рассчитывать, что поток посетителей местных красот и достопримечательностей не иссякнет, как только будут сняты коронавирусные ограничения, лишившие отдыхающих возможности проводить свободное время за рубежом? Представители бизнес-сообщества рассчитывают на позитивный сценарий развития событий, а попутно указывают на то, что туризм — это не только деньги.

Оборудованные экологические тропы появляются в Ленобласти повсеместно и пользуются большим спросом у туристов

Внутренний туризм остаётся сейчас самым востребованным в России, заявил в ходе Ленинградского бизнес-форума «Энергия возможностей» губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Для Ленинградской области туризм становится одним из драйверов развития предпринимательства, добавил он, отметив, что в 2020 году Ленинградскую область посетили 4,7 миллиона человек.

«Сегодня идет активное развитие внутреннего туризма, и мы видим как в Ленинградской области появляются новые направления туризма, связанные с активным отдыхом, оздоровительный туризм, агротуризм. Мы стали одним из первых регионов, где развивается экологический туризм — это проект «Тропа 47» — маршруты, которые создаются на особо охраняемых природных территориях, в усадьбах, вблизи интересных природных достопримечательностей», — сказал Александр Дрозденко.

С его точки зрения, расширение сети туристических маршрутов повлечёт за собой и развитие инфраструктуры рядом с точками туристического притяжения, будет способствовать развитию бизнеса и так далее. важно всё это поддерживать. «Сегодня туриста памятником не заманишь, он хочет комфорта: не только посмотреть достопримечательности, но и выпить чашку кофе, вкусно пообедать, отдохнуть в гостинице, погулять. Нужна совокупность  факторов, и тогда проект “полетит”, — отметил губернатор.  

Но есть и альтернативный взгляд на ситуацию. Отечественный туризм, выражаясь словами губернатора, уже «полетел» во многом благодаря ограничениям на выезд за рубеж. Многие люди просто от отсутствия альтернативы стали ездить по ближайшим регионам, открывая для себя местные красоты. Кого-то они действительно впечатлили, но не исключено, что как только ограничения будут сняты, народ массово направится на тёплые и комфортные зарубежные курорты, легко расставшись и с экологическими тропами, и с музейными маршрутами. Получается, что туристический бизнес в Ленобласти в любой момент рискует «схлопнуться»?

Мнение о развитии негативного сценария не разделяет исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьёв. В общении с «Родиной на Неве» он подтвердил, что коронавирусные ограничения дали дополнительный толчок к развитию местного туризма, но ждать, что процесс остановится с открытием всех границ, оснований нет.

«Действительно, коронавирусные ограничения привели к притоку туристов на внутренние направления. А учитывая нашу агломерацию — Санкт-Петербурга и Ленинградской области — в первую очередь воспринимать красоты Ленинградской области начали жители Санкт-Петербурга.

По поводу “схлопнется, когда откроют границы”: понятно, что всех мы не удержим, и естественно, не будет такого мощнейшего вынужденного притока, который есть сейчас. Но остаётся хорошая возможность показать красоты нашей Ленинградской области, вообще нашей страны, для тех, кто о них никогда даже и не задумывался, и никогда в этих местах не бывал. Поэтому воспользоваться этой возможностью, я считаю, что просто необходимо, — говорит Игорь Муравьёв. —

Второе: приток туристов ощутил бизнес — пошли реконструкции, строительство новых баз на современном уровне, с современным техническим оснащением. Государство начало вкладывать дополнительные деньги, появляются экологические тропы в особо охраняемых природных территориях. Я вижу, как появляются современные, соответствующие 21 веку, места остановок, стоянок, указатели с куар-кодом, велодорожки.

Поток туристов когда-то, конечно, уменьшится, но тоже вопрос — когда? Нам кажется, что пандемия вот-вот закончится, но, к сожалению, чётких сроков никаких нет. А удержать ту часть туристического потенциала, который есть сейчас, мы вполне, я думаю, в состоянии. И Ленинградская область действительно использует все те горизонты, которые вынужденно открылись для неё в связи с пандемией».

«Родина на Неве» поинтересовалась у эксперта, какой вклад делает туризм в экономику Ленинградской области, раз уж прозвучали слова о том, что туризм — есть один из её драйверов. Собеседник издания предложил смотреть на вопрос шире, чем с позиции бухгалтерского баланса:

«Туризм — это, в первую очередь, приток идей. А косвенно это даёт развитие малому и среднему бизнесу: расширяется сфера услуг, сфера сервиса, транспорт, ещё что-то, то, что можно оценить в деньгах. А то, что в деньгах оценить нельзя, — это в принципе популяризация Ленинградской области как таковой. В какой части экономики, бухгалтерского баланса, это покажет себя, не так просто рассуждать. Немало примеров, когда бизнесмены, приезжая в регион просто в качестве туристов на отдых, уже задумывались, что может быть, стоит какое-то предприятие открыть в Ленинградской области, релоцировать его, допустим, из других регионов в нашу область. В общем развитие туризма имеет определённый кумулятивный эффект, очень многогранный.

Ещё один важный момент — мы говорим о развитии отдалённых территорий Ленинградской области, где действительно и населению, и гражданам бывает не так комфортно жить, как в ближайших районах к Санкт-Петербургу. А вот туристы дают определённый драйв и жизненную силу для развития красивых, но несколько отдалённых мест. Этот эффект тоже присутствует. Оценить его в деньгах тяжело, но в плане создания комфортной среды обитания, это очень важно. На мой взгляд, задача номер один — прийти в отдалённые красивейшие районы, и туда вдохнуть жизнь путём, в том числе развития туристического потенциала».

Для туристов придумывают разные формы времяпрепровождения

К сведению, в Ленинградской области насчитывается 420 малых и средних предприятий, которые размещают туристов и гостей ― это отели, санатории, базы отдыха, кемпинги. В регионе действуют почти 1900 предприятий общественного питания, а также почти 450 туристических агентств и организаций, предоставляющих различные услуги в сфере туризма. В числе механизмов поддержки туристической отрасли ― субсидии на создание мест размещения для туристов (на это направление выделено в 2021 году 17 млн рублей), микрозаймы, программа бизнес-акселерации для предприятий сферы услуг.

Ранее «Родина на Неве» затрагивала ещё один нюанс развития туризма в Ленинградской области, который связан с утратой романтики и опасениями местных жителей и петербургских «диких» туристов за будущее, когда «за грибами будут пускать по путёвке». В начале года власти Ленобласти анонсировали появление в ближайшие три года полусотни туристических маршрутов на особо охраняемых природных территориях и вблизи рекреационных зон.

Юлия Медведева

Поделиться ссылкой: