Новый наряд убитого императора

PavelPam4

В Павловске завершилась реставрация памятника Павлу I. Строительные леса сняты, церемония открытия проведена. Работы проделаны сложные, поскольку монумент выполнен не из бронзы, а из материала подешевле.

Отреставрированный Павел I теперь «живёт» за оградкой

Церемонию открытия памятника после реставрации приурочили ко дню основания Павловска, отмечаемому 12 декабря (в этот день в 1777 году 362 десятины земли по берегам Славянки с лесными угодьями, пашнями, двумя небольшими деревнями с крестьянами Екатерина II пожаловала своему сыну, будущему императору Павлу).

Военный оркестр исполнил «Гимн Великому городу», юные кадеты читали стихи и возлагали цветы, смольнинские чиновники произносили торжественные речи. Всё, как обычно.

Цвет, в который теперь окрашен памятник, определён реставрационным советом музея. Газон вокруг монумента теперь декорирован невысокой оградой, «выполненной по образцу исторической».

«Нам дорог этот памятник не только как символ Павловска и посвящение первому хозяину этой резиденции. Это редкий образец использования шпиатра — сплава на основе цинка — для монумента на открытом воздухе. В Петербурге есть лишь два таких примера — скульптуры гениев Возрождения на здании Нового Эрмитажа и памятник в Павловске. Проведённая реставрация — уникальный опыт по сохранению шпиатровых скульптур», — цитирует пресс-служба музея-заповедника его директора Веру Дементьеву.

Трещина на сапоге императора вызывала особую тревогу

Состояние памятника в последние годы вызывало большую тревогу. Музейщики рассказывают, что посетители музея, видя на «рваную обувь» и дырки на камзоле императора, отмечали: «Что-то ваш царь как-то пообносился». При этом до проведения в процессе реставрации натурных исследований не было точных данных о конструкции памятника, особое беспокойство по поводу устойчивости статуи вызывала глубокая трещина на сапоге венценосного хозяина дворцово-паркового ансамбля.

Реставрация монумента, начавшаяся в июне нынешнего года, выполнена специалистами компании «Матис» по заказу Государственного музея-заповедника «Павловск». После обследования проведены работы по расчистке и укреплению кирпичной кладки постамента, укреплению каркаса статуи и заполнению поверхностных разрывов и трещин скульптуры, выполненной из шпиатра.

Особенностями этого материала, активно использовавшегося с середины XIX века, является дешевизна (по сравнению с бронзой), лёгкость и мягкость, позволяющая достигать исключительной точности формы оригинала скульптуры — вплоть до воспроизведения мельчайших деталей. Благодаря этому памятник Павлу I в Павловске, являющийся копией бронзовой статуи императора, установленной в Гатчине, удивляет тонкостью проработки деталей портрета и костюма.

Поясница статуи царя тоже подверглась значительной деформации

«Несмотря на известную недолговечность шпиатра, наш памятник выстоял и в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Мы обязаны сохранить его для последующих поколений», — заявляет Дементьева.

«Родина на Неве» уже подробно рассказывала об истории этого монумента, поэтому напомним лишь некоторые обстоятельства.

Во-первых, памятник императору на плацу перед Гатчинским замком — любимой резиденцией Павла I — был установлен в 1851 году на четырёхгранном фигурном пьедестале из полированного финского гранита. Модель скульптуры выполнил известный русский ваятель итальянского происхождения Джованни (Иван Петрович) Витали, который взял за основу объёмного изображения портрет императора, написанный в 1796-1797 годах живописцем Степаном Щукиным и одобренный самим самодержцем. Статуя в Гатчине была торжественно открыта с участием сына императора — Николая I, внука — будущего Александра II и шестилетнего правнука, которому волею судеб предстояло стать Александром III.

Реставрация статуи Павла I продлилась полгода

Во-вторых, памятник перед дворцом в Павловске был поставлен по инициативе и на средства другого правнука убитого заговорщиками императора — великого князя Николая Константиновича. В отличие от Гатчины, где бронзовый Павел как бы принимает парад на плацу возле своего сурового по архитектуре замка, в Павловске такая же статуя расположена перед дворцом, к которому император обращён спиной, и ориентирован в сторону Тройной липовой аллеи, то есть «навстречу прибывающим гостям».

В-третьих, в 1872 году великий князь Николай Константинович как будущий хозяин Павловска, принадлежащего пока что его отцу, получает одобрение своей идеи поставить здесь памятник прадеду. По его заказу и на его средства статую Павла I из цинка выполнила по слепкам мастерская бронзовых, золотых и серебряных изделий Александра Николаевича Соколова. По представленной смете, стоимость изготовления скульптуры, её пьедестала, фундамента и установки монумента составила 5000 рублей. На работы отводилось четыре месяца.

Фотография, сделанная на открытии монумента в 1872 году

Торжественное открытие памятника с участием императора Александра II состоялось 12 июля (по новому стилю) 1872 года, то есть в день святых апостолов Петра и Павла. Событие запечатлел на двух акварельных рисунках академик живописи Адольф Шарлемань, за что великий князь Николай Константинович заплатил ему 600 рублей. Сделаны были и фотографии, которые тоже сохранились.

Для справки:

Великий князь Николай Константинович (1850-1918), старший сын генерал-адмирала Российского флота, младшего брата Александра II и его сподвижника в реформаторской деятельности великого князя Константина Николаевича (второй сын Николая I). Окончил Академию Генерального штаба, став первым в роду Романовых выпускником высшего учебного заведения. Всю жизнь коллекционировал произведения западноевропейской живописи, его собрание стало основой нынешнего Музея искусств Узбекистана. Участник Хивинского похода и ряда научных экспедиций на территории Средней Азии (например, изучения судоходства по Амударье и возможности искусственного поворота её течения по Узбою в Каспий), почётный член Русского географического общества.

Великий князь Николай Константинович до опалы и ссылки

В 1874 году был обвинён в краже бриллиантов с оклада иконы, которой император Николай I благословил на брак его родителей. Вырученные от этого «предприятия» средства якобы предназначались на подарки любовнице — американской танцовщице, выступавшей в Петербурге под псевдонимом Фанни Лир. Есть несколько версий этой истории, и виновность Николая Константиновича не является однозначно доказанной, но в результате он был лишён права старшинства в наследовании собственности отца и удалён со службы и из Санкт-Петербурга. С 1881 года жил в Ташкенте, успешно занимался предпринимательской деятельностью, способствовал экономическому развитию российских территорий в Средней Азии.  Скончался уже при советской власти в январе 1918 года от воспаления лёгких, был похоронен у ограды Иосифо-Георгиевского собора (храм и могила великого князя до наших дней не сохранились).

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официального сайта ГМЗ «Павловск»

Вам будет интересно