Новый Цимбалинский мост «показал личико»

SimbalMost11

Сообщество соцсети «ВКонтакте» «Муниципальное образование №72» представило общие виды нового Цимбалинского путепровода после завершения работ по его возведению. Картинки красивые.

Для возведения нового моста старый будет уничтожен

Архитектурную концепцию объекта и проектный «иллюстратив» представило Государственное казённое учреждение «Дирекция транспортного строительства», которое и занимается реконструкцией Цимбалинского путепровода, по запросу главы упомянутого выше муниципалитета Павла Швеца.

Въезд на новый Цимбалинский мост со стороны улицы Белы Куна

Судя по этим проектным рисункам (выполненным ещё два года назад), виадук, который соединяет улицу Цимбалина (Невский район) и улицу Белы Куна (Фрунзенский район), станет четырёхполосным (по две полосы движения в обоих направлениях). С одной стороны вдоль моста будет сделана велосипедная дорожка, а с другой — пешеходный тротуар. Ширина нового моста — 28 метров, длина — 450 метров, протяжённость всего участка реконструкции (с въездами на путепровод и выездами с него) — 2,2 километра.

Запланирована двусторонняя велодорожка и шумозащитные экраны

От окружающей застройки мост будет отделён шумозащитными экранами (например, возле дома №27 по улице Белы Куна они разместятся на уровне четвёртого этажа).

«Ни одного нашего замечания КРТИ (смольнинский комитет развития транспортной инфраструктуры — Ред.) не учёл. Проезд вдоль дома 25 по Белы Куна будет очень близко к дому, дополнительные пешеходные переходы к мосту не сделали. Уничтожается весь сквер напротив дома 25. Очень странная история с двусторонней велодорожкой с одной стороны путепровода», — отмечает в паблике муниципалитета Павел Швец.

В общем, по большому счёту ничего нового о проекте Цимбалинского путепровода, кроме знакомства с красивыми картинками, публике не досталось. Вся информация про полосность, длину, ширину, велодорожки, тротуары и т.п. была озвучена ещё в январе 2022-го, когда в Смольном одобрили проект планировки и межевания территорий для реконструкции моста.

Ответвление в сторону станции Фарфоровская

Собственно о необходимости радикального усовершенствования этого путепровода, построенного больше 100 лет назад, многократно говорилось ещё в советские времена, но до дела эти обсуждения так и не дошли. Предстоящую реконструкцию в Смольном анонсировали в 2019-м.

Старый мост собирались капитально отремонтировать, а рядом с ним построить новый. Предполагалось, что проект будет реализован в течение трёх лет и обойдётся в 4,5 миллиарда рублей. Затем «концепция изменилась» и дореволюционный путепровод решили полностью демонтировать. Дело было в 2021-м.

Вид «в профиль» на въезд со стороны улицы Белы Куна и жилых домов

Общественники обратились к Александру Беглову с открытым письмом, в котором предлагали сделать старый мост частью пешеходного и велосипедного маршрута между Фрунзенским и Невским районами. Плюс отрабатывалась возможность включения дореволюционного путепровода в реестр памятников истории и культуры. Как видим, эти инициативы остались лишь благими пожеланиями.

Осенью 2023-го состоялся третий по счёту конкурс на подряд реконструкции Цимбалинского путепровода (первые два были отменены из-за претензий Федеральной антимонопольной службы). Цена вопроса — 9,135 миллиарда рублей. Претендент был единственный, по данным СМИ, это ПО «Возрождение».

«Производственное объединение «Возрождение» — одна из крупнейших дорожно-строительных компаний в Северо-Западном регионе России, имеющая двадцатилетний опыт строительства объектов дорожно-транспортной инфраструктуры с применением новейших технологических разработок. Компания выполняет строительно-монтажные работы, инжиниринг, генподряд и монтаж технологического оборудования, реставрационные работы, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений на них, пешеходных зон с применением натурального камня, набережных с вертикальной облицовкой гранитом, работы по берегоукреплению, ландшафтное благоустройство парков и скверов», — гласит справочная информация о компании.

Об истории Цимбалинского моста «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, но было это два года назад. Так что более-менее подробно напомним некоторые факты.

Итак, мост был построен в 1910 году над путями станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский к северу от платформы Фарфоровская. Ныне он соединяет улицу Белы Куна (появившуюся лишь в 60-е годы ХХ века) во Фрунзенском районе и улицу Цимбалина (бывший Муравьёвский переулок) в Невском районе.

Первоначально он связывал активно развивавшиеся промзоны за Невской заставой с Фарфоровским постом (микрорайон возле железнодорожной станции), с Николаевским посёлком, располагавшемся на территории от нынешней Софийской в сторону улицы Салова, а также с дорогами на Волково и Романово (поселение по соседству с деревней Купчино).

Обновлённая станция Фарфоровская и только что построенный путепровод (на втором плане). Фото 1910 года

Уже тогда этот район рассматривался как перспективная зона развития и расширения Санкт-Петербурга. Так что мост был построен в значительной степени «на вырост». Интересно, что это сооружение поныне не имеет официального названия. Прежде его в обиходе называли Фарфоровским мостом, а позднее прижилось наименование Цимбалинский.

Сооружение состоит из двух частей, разделённых земляной насыпью. Со стороны улицы Белы Куна над путями, по которым курсируют пассажирские поезда московского направления и пригородные электрички, сооружён сплошной пролёт на облицованных гранитом устоях, а далее над товарными и сортировочными путями «подвешены» четыре секции металлических арочных конструкций, опирающиеся на бетонные стойки.

Первоначально ширина арочных пролётов включала и проезжую часть (мощёную досками) и тротуары для пешеходов. В таком виде мост пережил, не пострадав, Великую Отечественную войну и ещё пару десятилетий. Более-менее масштабная реконструкция виадука была проведена в 1968-1970 годах, когда рядом выросли плотно застроенные жилые кварталы, были проложены новые магистрали, а автомобильное движение по путепроводу выросло в разы.

Чтобы увеличить его пропускную способность, тротуары были вынесены за пределы металлических арок на специальные подвесные консоли, то есть по ширине проезжая часть стала двухполосной (по одной в обоих направлениях). По высоте габариты приросли за счёт снятия старых поперечных тяг и установки новых поверх предельных точек ферм. Дощатое дорожное покрытие сменил асфальт и железобетонные плиты на стыках пролётов. Далее почти полвека путепровод ремонтировался, в основном, лишь косметически (покраска ферм) с частичной заменой асфальтового покрытия.

За 100 с лишним лет эксплуатации мост изношен до предела?

Исторически этот путепровод принадлежал железной дороге, то есть не числился на балансе города. Постепенно сложилась ситуация, когда РЖД этот объект явно не нужен, а Смольный настаивает, что юридически оформить передачу объекта в собственность Петербурга невозможно.

Лишь в сентябре 2019 года тогда ещё врио губернатора Александр Беглов и глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров подписали «соглашение о взаимодействии и сотрудничестве при реконструкции Цимбалинского путепровода» и состоялась безвозмездная передача объекта и всей документации по нему в собственность Санкт‑Петербурга.

Схема планировки и межевания территорий для реконструкции Цимбалинского путепровода

Что касается проекта нового моста, то его трассировка подразумевает строительство виадука правее (если смотреть со стороны улицы Белы Куна) старого. Из-за этого строение и подъездные пути к нему существенно приближаются к находящимся рядом девятиэтажным жилым домам (отсюда и обещанные шумозащитные экраны).

При этом с противоположной стороны улицы расположены производственные корпуса, превратившиеся в офисные центры. Чиновники объясняют выбор «в пользу» ухудшения условий жизни обитателей многоквартирных домов желанием сделать трассу путепровода более прямой.

Объектом культурного наследия старый мост тоже признать отказались. По мнению экспертов, привлечённых смольнинским комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, «в результате многочисленных реконструкций и ремонтов путепровод утратил множество первоначальных элементов», «конструктивные особенности путепровода не обладают уникальностью», «у объекта не выявлено особенностей, которые могли бы служить основаниями для включения его в реестр (выявленных памятников — Ред.) и подлежащих обязательному сохранению».

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы паблика «ВКонтакте» «Муниципальное образование №72» и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно