«Народное гулянье» потрескалось. Всё поправят к Масленице

Makovsky2

Русский музей объявил о реставрации картины «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Большое полотно деформировалось, потрескалось и потускнело, а его автор позабыт.

Внушительных размеров картина за свою историю несколько «пообносилась»

Созданная в 1869 году картина размером 215 на 321 сантиметр поступила в Русский музей в 1897 году из Гатчинского дворца. Именно тогда происходило формирование первоначальной коллекции этого собрания национального искусства, основанного в апреле 1895-го именным указом Николая II в память его отца — императора Александра III.

Музей создавался из произведений русских художников, поступивших в его фонды из резиденций членов императорской фамилии, «примкнувших к ним» аристократических семей и коллекционеров. Как полотно Константина Маковского оказалось в Гатчинском дворце, история умалчивает, но, судя по всему, оно было приобретено или Александром II, называвшего художника «мой живописец», или уже великим князем Александром Александровичем (будущим Александром III). Последнему на момент написания картины исполнилось 24 года, и именно Гатчина всю жизнь была его любимой резиденцией.

Произведение, относящееся к раннему периоду творчества Маковского, демонстрирует целую галерею колоритных типов представителей разных городских сословий Петербурга 1860-х годов. За эту картину художник был удостоен звания профессора Императорской Академии художеств, «где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую».

Фрагмент картины Маковского о народных гуляниях возле Адмиралтейства

«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актёры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддёвках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичьё и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков», — писал о только что представленном публике полотне Константина Маковского художественный критик и гуру тогдашней культурной жизни Владимир Стасов.

Нынешние искусствоведы отмечают, что жанровой сцене Маковский «придал монументальный размах», и в этой его работе проявился главный дар художника — талант режиссёра многофигурных композиций.

Так выглядит балаган на фото второй половины XIX века

Тут надо сказать, что Маковский запечатлел народные гуляния и празднества возле Адмиралтейства на их излёте. Вскоре на этом месте будет разбит сад, а всяческие забавы (балаганы, горки, распивочные и т.п.) будут устраивать подальше от императорского Зимнего дворца. Поначалу для этого (помимо пустырей в пригородах Петербурга) использовали Марсово поле и Семёновский плац.

Позднее на месте эспланады Кронверка Петропавловской крепости был создан своеобразный «парк культуры и отдыха» с зоосадом, цирком «Модерн», Народным домом императора Николая II. Здесь всё было максимально обустроено для цивилизованного праздничного времяпрепровождения — с минимумом питейных заведений и с максимумом «полезных зрелищ».

Таким изобразил себя молодой Константин Маковский в 1856 году

Константин Егорович Маковский (1839-1915) родился в Москве в семье бухгалтера, который по призванию был человеком искусства (рисовал миниатюры на кости, состоял в комиссии по строительству Храма Христа Спасителя, был одним из учредителей Натурного класса, на базе которого было создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где поначалу и учился его сын). В 1858-1863 году учится в Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати» (отказ лучших выпускников от участия в конкурсе на большую золотую медаль к 100-летию Академии художеств из-за предложенной тематики работ).

Тем не менее, академик (с 1867-го) и профессор (с 1869-го) Академии художеств, член петербургской Артели художников (1863), член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870), Петербургского общества художников (1898).

«Связь с демократическими идеями, с реалистическими традициями ощущается во всех жанровых работах Маковского 1860-х годов, хотя в целом творчество этого одарённого живописца было ближе к академическому направлению в русской живописи второй половины XIX века. Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в “маэстро” с определённым кругом излюбленных тем, жанров и приёмов живописи», — писали советские искусствоведы, которым в искусстве времён Российской империи нужно было непременно найти и превознести «критический реализм».

Портрет императора Александра II кисти Константина Маковского (1880)

При этом популярность художника была очень велика не только в великосветских и общественных кругах Российской империи, но и за границей.

Например, в 1880-х годах основной темой работ Маковского стали эпизоды из истории России. Художник изображал исторические сцены XV-XVII веков, при этом он специально переодевал своих заказчиков в старинные костюмы. Картину из этой серии «Боярский свадебный пир» хотел купить для своей галереи Павел Третьяков. Маковский запросил за полотно 20 тысяч рублей, прижимистый купец-коллекционер решил, что это слишком дорого, и отказался. В итоге картина была продана американскому коллекционеру, который заплатил за неё в три раза больше.

Издатель Алексей Суворин вспоминал: «За портрет ему заплатили 3000 долларов, угощали обедом. Верещагин, по его словам, не имел там успеха и продавал дёшево. Айвазовский — тоже ничего не продал, остались картины на комиссию».

Ещё несколько цитат, характеризующих замечательного художника:

«Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт. Хотя я этой фантазии не разделяла, но пришлось сдаться, потому, что с некоторыми художниками невозможно говорить резонно: они непогрешимы, не терпят здравой критики», — вспоминала княгиня Мария Тенишева (художница, общественный деятель, меценат).

«И строгих судей, а за ними решительно все классы общества Маковский пленил в буквальном смысле слова. Если кто из художников был популярен на Руси — то именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем», — писал Александр Бенуа.

«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству», — отмечал сам Константин Маковский.

«Коллекционерство было всю жизнь его страстью, безостановочно покупал он “красивую старину” со вкусом знатока, но без особого разбора — и нужное и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины, и то, что просто “понравилось” своим изяществом, своеобразием или вычурой и что можно было куда-нибудь пристроить в жилых комнатах или в мастерских», — вспоминал сын художника Сергей Маковский.

Очень успешный художник Константин Маковский на склоне лет

Жизнь этого замечательного художника, сибарита, женолюба, коллекционера русских древностей закончилась трагически. В сентябре 1915 года экипаж, в котором ехал живописец, на Невском проспекте столкнулся с трамваем. В результате 76-летний Маковский «вылетел» на мостовую и сильно ударился головой. Спасти его не получилось. Похороны состоялись на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась). В память о нём в Петербурге не названа улица или сквер, мемориальной доски на доме, где он жил на 1-й линии Васильевского острова, тоже нет…

По поводу реставрации картины Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», которая проводится при спонсорской поддержке ПАО «Газпром», Русский музей сообщает следующее.

На начальном этапе должны быть удалены следы предыдущих вмешательств. Произошло ослабление и провисание основы холста, из-за чего возникли различные виды кракелюра (сетка трещин красочного слоя). Во время предыдущих реставраций натяжение холста пытались исправить с помощью расклинивания подрамника, но это привело к образованию жёстких изломов, поэтому теперь подрамник предполагается заменить на новый. На полотне имеются механические повреждения живописи (царапины, потёртости, утраты красочного слоя и прорывы).

«Родная» рама картины тоже реставрируется на деньги «Газпрома»

На втором этапе предстоит обновить лак, удалить записи и поздние слои жёлтого лака и его потёки. «Затем реставраторы выполнят тонирование утрат с учётом художественных приёмов и особенностей живописи автора». Будет восстановлена и первоначальная рама картины, которая 20 лет назад из-за плохого состояния была заменена на новодельную.

«Благодаря комплексной реставрации полотну и картинной раме будет возвращён вид, соответствующий авторскому замыслу. Картина, связанная с национальным праздником, важна для понимания культуры и истории России, поэтому мы постараемся вернуть её на экспозицию, где полотно смогут увидеть посетители, уже к масленице», — цитирует пресс-служба Русского музея заместителя генерального директора по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Ольгу Бабину.

Игорь Теплов

Использованы иллюстративные материалы официального сайта Государственного Русского музея

Вам будет интересно