«Лимузин» Екатерины II предстал во всей красе

Kareta12

В Царском Селе вновь можно увидеть карету середины XVIII века, которая использовалась во время коронации Екатерины II и последующих российских самодержцев. Реставрация экипажа продлилась три года. Как поживают другие такие «машины»?

Карета оформлена в стиле барокко

Изготовленная ещё при императрице Елизавете Петровне карета — самая старинная из представленных на постоянной выставке  «Придворный экипаж в Царском Селе». Размещается эта экспозиция с 1990 года в здании бывшей Дежурной конюшни (всего здесь можно увидеть 25 различных средств передвижения работы русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков).

Четырёхместная карета, оформленная в стиле барокко, была изготовлена под руководством Иоганна Конрада Букендаля, работавшего с 1756 года в Санкт-Петербурге при Конюшенном ведомстве. Профессии он обучался во Франции, заслужил репутацию выдающегося мастера своего дела и уже в таком качестве был приглашён в столицу Российской империи.

Реставрация кареты продлилась три года

Огромный экипаж размерами 6,0х2,4х2,6 метра выполнен, в основном, из дерева и железных конструктивных деталей, а в художественной отделке кареты использованы кожа, ткани (бархат, шёлк и шерсть), бронза, стекло, применены различные техники резьбы, литья, ковки, чеканки и золочения тех или иных фрагментов.

Кстати

Букендаль разработал и применил при изготовлении этой кареты оригинальную систему стальных рессор. Она обеспечивала мягкую подвеску для этого весьма большого по размерам и тяжёлого экипажа типа «берлин» (округлые формы кузова). Специалисты отмечают, что благодаря этой конструктивной особенности карета перемещалась «плавно и покойно, как движение гондол» и была очень комфортна для пассажиров. Экипажей с применением такой рессорной системы в других российских музеях не имеется.

Фрагмент оригинальной рессорной системы Букендаля

Царскосельский дворцово-парковый музей-заповедник в своём информационном сообщении утверждает, что карета входила в состав коронационного поезда императрицы Екатерины II в 1762 году, а в дальнейшем постоянно использовалась на торжественных церемониях российского императорского двора. При этом полноценная реставрация этого старинного экипажа не проводилась более ста лет.

Нынешняя длилась три года и производилась в три этапа мастерами московского реставрационно-исследовательского объединения «Феномен» на средства, выделенные Министерством культуры РФ. В 2016-м специалисты этой компании для Царского Села уже реставрировали сани императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I, изготовленные в начале XIX века (тоже экспонируются в Дежурных конюшнях).

В основном, работы производились в Москве. На первом этапе туда отправилась ходовая часть, которую (а также ремни подвески) и привели в порядок сначала. После этого на реставрацию «поехал» кузов. Отдельно восстанавливалась декоративная отделка сидения кучера. В конце концов, непосредственно в царскосельской Дежурной конюшне производился монтаж кузова на стан и установка других элементов экипажа.

Выставка придворных экипажей расположена
в Дежурных конюшнях

«Богатый и причудливый золочёный резной декор исполнен с большим вкусом и мастерством. Мягко очерченный кузов с его плавно изогнутыми филёнками, покрытыми позолотой, обрамляет объёмный резной орнамент с включением миниатюрных цветочных гирлянд. По краю крыши идёт бронзовый бордюр в виде извивающихся листьев аканта, на углах установлены символы процветания, власти и военных побед: рог изобилия, сфера со звёздами, маска Медузы Горгоны и военные атрибуты. Комфорту пассажиров также способствовали мягкая обивка и поручни, пуховые подушки, шторки-роллеты на пружинном механизме и подлокотники», — так описывается карета в пресс-релизе ГМЗ «Царское Село».

В ходе реставрации воссозданы утраченные фрагменты резьбы, карете возвращена изначальная высота подвески (с использованием современных материалов) и рессорные ремни, расчищена и заново тонирована позолота, все поверхности обработаны антимикробными и антикоррозийными препаратами, дезинфицировано и приведено в порядок текстильное убранство экипажа.

В общем, приходите на выставку и любуйтесь. Но всё же не обойтись без краткой истории российской каретной коллекции.

Так выглядит экспозиция карет в Дежурных конюшнях

Самый старый в отечественных коллекциях и единственный в мире сохранившийся подобный экипаж — колымага английской работы конца XVI века, которая экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля. Эта карета была подарена царю Борису Годунову в 1603 году английским королём Яковом I Стюартом.

Старейшей и самой великолепной каретой уже императорской России является уникальный экипаж, заказанный Петром I к коронации его супруги Екатерины Алексеевны, состоявшейся в 1724 году. «Транспортное средство» произведено во Франции на Мануфактуре гобеленов и использовалась в церемониях венчания на царство в течение почти двух веков. Собственно, это и есть Большая коронационная карета Российской империи.

«Экипаж должен был поражать воображение. Вызолоченный кузов, украшенный сверху короной, весь покрыт роскошным декором: затейливые резные завитки будто стремятся выйти за пределы рам, “заползти” на стёкла и расписные филёнки; картины на дверцах изображают античных богов и аллегории изобилия (предполагают, что их автором мог быть молодой Франсуа Буше, с именем которого связан расцвет французского рококо)», — говорится на сайте Эрмитажа.

Большая коронационная карета несколько лет экспонировалась в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца

В течение XVIII века «парк» императорских карет всё увеличивался. Престол занимали, в основном, дамы (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II), которые регулярно заказывали себе новые экипажи за границей, плюс облагодетельствованные ими сановники регулярно преподносили царицам такие подарки, организовано было и собственное производство в Петербурге, куда для этого был приглашён уже упомянутый выше Букендаль. Занимались изготовлением экипажей и отечественные частные компании.

В результате сначала на территории комплекса императорских конюшен (Конюшенного ведомства), а потом и в специально построенном в 1857-1860 годах здании был создан Музеум придворных экипажей. На втором этаже располагались кареты, использовавшиеся только в исключительных случаях (например, в ходе коронационных торжеств), а на первом (за 15 арками с дубовыми воротами) — экипажи, бывшие почти в ежедневном употреблении для нужд императорской семьи и свиты.

В 1917 году каретный музей подвергся разгрому. До 1926 года собрание экипажей формально было филиалом Государственного Эрмитажа, хотя его помещения уже с 1919-го стали занимать различные ведомства.

Затем «музеум» был закрыт, кареты, являвшиеся несомненными произведениями искусства, частично остались в Эрмитаже, энное их количество переправлено в Москву, где сейчас экспонируется в Оружейной палате, а большинство передано в Царское Село.

Пользовалась ли отреставрированной ныне каретой лично Екатерина II неизвестно

Первоначально собрание карет размещалось в Камероновой галерее, в Гроте и в Дежурной конюшне. Во время Великой Отечественной войны экипажи хранились в помещении под Висячим садом Малого Эрмитажа. Далеко не полностью (в ходе военных перипетий и использования экипажей, например, для съёмок художественных фильмов, часть раритетов была утрачена) коллекция в 1969 году вернулась в Царское Село, в 1971-м в Камероновой галереe была открыта выставка из 14 более-менее приведённых в порядок исторических экипажей. Постоянная экспозиция в здании Дежурной конюшни открылась только в начале 1990-х.

Всего в этой коллекции имеется восемь экипажей времён Екатерины II и ранее. Какими из них пользовалась лично императрица — неизвестно.

Демонстрируется здесь и карета, привезённая в 1783 году из Лондона князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1750-1831). Согласно сохранившимся записям, она использовалась в церемонии свадьбы великого князя Константина Павловича, коронациях Павла I, Александра I и Николая I).

Среди экспонатов выставки — несколько карет в стиле рококо, изготовленных в 1856 году к коронации Александра II петербургскими фабрикантами Тацки, Фробелиусами и Яковлевыми за 17 тысяч рублей серебром за каждый экипаж (всего их было выполнено десять).

Ещё один раритет, представленный на выставке, — двухместная карета, изготовленная в 1866 году для великой княгини Марии Федоровны (1847–1928) — супруги будущего императора Александра III. «Сделанная по последнему слову техники, она обладает лёгкой конструкцией и мягким ходом, в том числе и благодаря только что вошедшим в употребление каучуковым шинам», — говорится в музейной аннотации.

Пострадавшая от бомбы террористов карета Александра II

Абсолютно уникальной (не с художественной, а с исторической точки зрения) является хранящаяся в Царском Селе и демонстрируемая на выставке в Дежурной конюшне двухместная карета, изготовленная в 1879 году в Санкт-Петербурге (мастерская Брейтигама).

Именно в ней находился 1 марта 1881 года Александр II, когда последовало очередное покушение террористов на его жизнь. Народоволец Николай Рысаков бросил бомбу под лошадей царского экипажа, взрывом были ранены казаки конвоя и несколько прохожих, разрушена задняя стенка кареты. Император вышел из неё на набережную Екатерининского канала, где Игнатий Гриневицкий бросил ему под ноги вторую бомбу, взрыв которой и нанёс самодержцу смертельные ранения…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайтов ГМЗ «Царское Село», Государственного Эрмитажа и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно