Перейти к содержимому
Главная страница Когда музыка становится орудием 

Когда музыка становится орудием 

80 лет назад в блокадном Ленинграде была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

Сегодня, 9 августа, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии прозвучит Седьмая, или Ленинградская, симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Выдающее произведение исполнит Академический симфонический оркестр филармонии, дирижёр – народный артист России Николай Алексеев. Концерт приурочен к 80-годовщине первого исполнения симфонии в блокадном Ленинграде. Отметим, что все билеты в Большой зал Филармонии были проданы задолго до 9 августа.

К исполнению 7 симфонии 9 августа 1942 года напечатали афиши и программки

Партитура памяти

Концерт – не единственное мероприятие, которое запланировано в рамках посвящённого премьере в Ленинграде Седьмой симфонии проекта «Партитура памяти». В фойе Большого зала сегодня откроется выставка, где будут представлены уникальные документы: фотографии, афиши, письма, подлинные инструменты и вещи музыкантов. Состоится и научная конференция, в которой примут участие историки, музыковеды, архивисты, культурологи.

«Эта дата (9 августа – прим. авт.) объединяет историческую и культурную память разных людей, поколений и городов. Более того, людей с самыми разными взглядами – от сверхгосударственников и до сверхлибералов. Потому что есть события в истории культуры каждого народа абсолютные. Среди них – Седьмая симфония», – утверждает автор идеи и куратор «Партитуры памяти» доктор исторических наук Юлия Кантор.

Композитор рвался на фронт

Наверное, не все читатели нашего сайта знают, как создавалась знаменитая симфония. Среди музыковедов нет единого мнения относительно того, когда Дмитрий Шостакович начал работать над этим произведением. Известно, что работа продолжалась в блокадном Ленинграде, а завершилась 27 декабря 1941 года в Куйбышеве (ныне – Самара), куда композитор был эвакуирован вместе с семьей.

«Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, – вспоминал композитор. – Я не мог её не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке».

Очень показательный факт. После начала Великой Отечественной войны Шостакович неоднократно просил зачислить его добровольцем в Красную Армию или в одну из дивизий народного ополчения. И всякий раз получал отказ. В конце концов его определили в пожарную команду противовоздушной обороны. Даже за пределами нашей страны известна сделанная военным корреспондентом Ленинградского отделения ТАСС Рафаилом Мазелевым фотография, где Шостакович с пожарной каской на голове запечатлён на крыше Консерватории.

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, Трансляция из Куйбышевского театра оперы и балета велась как на территорию Советского Союза, так и на зарубежные страны. Её открывало вступительное слово автора. Вскоре симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, который находился тогда в Новосибирске. И наконец ленинградскими властями было принято решение провести её премьеру в осаждённом городе.

Доводилось читать, что дату исполнения выбрали неслучайно: как считало немецкое командование, в начале августа 1942 года войска вермахта войдут в город, на 9 августа даже был назначен банкет в «Астории». Однако эту точку зрения разделяют далеко не все военные историки.

На репетициях музыканты падали в обморок

В Большом зале филармонии симфонию исполнял Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Дмитрия Шостаковича определили в пожарную команду противовоздушной обороны / Фото корреспондента Ленинградского отделения ТАСС Рафаила Мазелева: Шостакович с пожарной каской на голове запечатлён на крыше Консерватории.

«Из восьмидесяти человек состава на первую репетицию пришло пятнадцать, – говорит Юлия Кантор. – Многие умерли в первую, самую страшную блокадную зиму. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на фронте».

По словам куратора проекта, оркестр собрали 5 апреля 1942 года, начались репетиции, а в июле самолётом через линию фронта доставили партитуру симфонии.

Во время репетиций случалось, что измученные голодом оркестранты падали в обморок. Вот что вспоминал Жавдет Айдаров, который 9 августа 1942 года исполнял соло на барабане: «Во время одной репетиции, я голодный, обессиленный, упал в обморок. Очевидно, меня приняли умершим и отнесли в соседнюю со студией комнату… Элиасбергу (Карл Ильич Элиасберг, дирижёр Большого симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета – Авт.) сообщили, что я умер, и он зашёл в комнату, где я лежал без признаков жизни. Вдруг чуткое ухо дирижёра уловило ещё слышный звук дыхания. “Да ведь он жив! – воскликнул Карл Ильич. – Слышите, – он дышит!”»

Жавдета вернули в строй. Дополнительный кусочек хлеба придал ему сил.

Дирижёр Карл Элиасберг, который 9 августа управлял оркестром Ленинградского радиокомитета, был наполовину немцем, наполовину – евреем. И, по словам Юлии Кантор, этот факт особенно раздражал партийных бонз Третьего рейха. Мало того, что в городе, который они объявили мёртвым, проводится грандиозный концерт, так ещё и за дирижёрским пультом стоит личность, которую можно назвать «недочеловеком» (Untermensch).

Сезон в ленинградской филармонии открылся в апреле. Были объявлены даты и программы концертов.

«В Доме радио есть небольшой музей, в котором хранится интересный экспонат – журнал учёта концертов Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, – рассказывает краевед и журналист Алексей Ерофеев. – Из записей в журнале видно, что концерты в осаждённом городе проходили регулярно».

Небольшое отступление. Во время страшной блокады в Ленинграде звучала и музыка немецких композиторов, например Бетховена и Мендельсона. Даже в годы кровопролитной войны с Германией в нашей стране никому не приходило в голову «отменять» немецкую культуру. Интересно, знают ли об этом те западные политики, которые пытаются сейчас «запретить» русскую культуру?

Букет для оркестра

Но вернёмся в лето 1942 года. По словам Юлии Кантор, к концерту 9 августа тоже напечатали программки, Большой зал филармонии в тот день был заполнен до отказа – 1046 слушателей. Концерт транслировалсяи по радио, и по громкоговорителям. Есть сведению, что симфонию слышали немецкие солдаты, они были поражены и деморализованы звуками этой музыки.

9 августа 1942 года Большой зал ленинградской филармонии был заполнен до отказа – 1046 человек пришли послушать 7 симфонию Дмитрия Шостаковича

По воспоминаниям очевидцев, вследствие голода на оркестрантах висела одежда. Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие выглядели не лучше. Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная. А когда звучала симфония, артиллеристы по приказу командующего войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Леонида Говорова беспрерывно подавляли огонь противника.

После того, как оркестр закончил исполнение Седьмой симфонии, в зале воцарилась мертвая тишина. А затем грянули аплодисменты! Одна из юных слушательниц вручила дирижёру букет цветов.

«Эту девушку, которая из-за истощения выглядела гораздо моложе своих лет, звали Люба Шнитникова, – говорит руководитель народного музея «А музы не молчали…» школы № 235 имени Д.Д. Шостаковича Виктория Крылова. – Недавно мы встречались в музее с её дочерью Евдокией Львовной. По словам женщины, дочь делилась с ней своим воспоминаниями. Мы узнали, что в тот день Люба очень стеснялась выйти на сцену с огромным букетом. Её подталкивали другие слушатели, в конце концов она набралась смелости.

По воспоминаниям Карла Элиасберга, после завершения концерта к музыкантам подошёл Леонид Говоров, приехавший в Большой зал филармонии прямо с передовой. Сердечно поблагодарив за исполнение симфонии, он добавил: «Наших артиллеристов тоже можно считать участникам исполнения».

Скажем и о том, что сегодня в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда открывается выставка «Симфония звучит…». В проекте участвуют также музей Дома радио,  народный музей «А музы не молчали», общественный музей «Война. Блокада. Победа». Не раскрывая всех подробностей, отметим, что это будет аудиовизуальная композиция, посвящённая и самой Ленинградской симфонии, и её автору Дмитрию Шостаковичу, и музыкантам Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета. «У наших гостей должна сложиться полная картина духовной жизни блокадного города», – говорит директор Музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.

Важная деталь: по субботам посетители выставки смогут принять участие в одном из двух экскурсионных автобусных маршрутах по местам, связанных с историей создания и исполнения Седьмой симфонии.

Давид Генкин

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2