Ничто не уничтожается с таким удовольствием и восторгом, как гражданский мир в обществе. Такое вот безрадостное наблюдение. Основанное изначально отнюдь не на опыте России. Но, увы. Некоторые правила для всех стран одинаковы, и для всех обществ тоже. Потом такое общество неизбежно оказывается в ситуации, пронзительно описанной Максимилианом Волошиным в стихотворении «Гражданская война», которому не так давно исполнилось сто лет. Когда «в кровавом пламени и дыме» поэт (а в лице него весь народ) стоит и молится за тех и за других. Вот только такая ситуация — не худшая. Гораздо хуже, когда ни одна из сторон (хоть даже пока и потенциальных) заранее не вызывает ни симпатии, ни, тем более, сочувствия.
В этом смысле предыдущая пара недель была полна просто замечательными новостями. Так сказать, «прекрасными» во всех смыслах слова. Как сказала на это одна относительно адекватная дама с территории украинского государственного образования: «Если страна не поджигается — ей надо помочь» (с). И, как всегда, занимались этим благородным, но неблагодарным занятием представители правящего сообщества и персонажи близкие к ним. Именно они в последние дни активнее всех поджигали собственное кресло, даже не убрав с него своё седалище. Они порадовали нас аж двумя новостями, каждая из которых столь восхитительна, что я даже не знаю, какая из них лидирует. Так что перечислю их, пожалуй, в хронологическом порядке.
Вы желаете крови? Ну, так вы в ней захлебнётесь. Сами же. Знаете, во времена якобинского террора во французском конвенте прозвучал выкрик: «Дайте Кутону стакан крови — его мучает жажда!».
Для начала порадовало сообщение о том, что правительственную премию РФ получала г-жа Гузель Яхина за эпистолярную продукцию под названием «Зулейха открывает глаза». Которую на глазах у всей страны вручал ей лично г-н Мишустин. Происходило это после того, как по сериалу, вышедшему на основе этого литературного срама, не высказался только ленивый. И со стороны это смотрелось, как откровенный плевок в лицо оной стране, уж извините за пафос. Потому что г-жа Яхина ухитрилась оскорбить всех, кого только смогла: русских, татар, мусульман, коммунистов. Редкий случай, когда оценки просоветских комментаторов сошлись с оценками татарских националистов и исламских традиционалистов. Но даже на этом фоне довольно забавно смотрится вручение «правительственной премии» государства автору, чётко работающему на деструкцию этого государства.
Историческая фальшивка г-жи Яхиной внедряет в дискурс густую русофобию, тему якобы «национального подавления и угнетения татар» (на всякий случай: второго по численности исторического этноса страны) и очевидно нагнетает идею «антироссии» на концептуальном уровне. Что киноделы подстёгивают дополнительными художественными средствами. И за это самое её премируют на глазах у всей страны. Я уж не говорю о том, что с чисто литературной точки зрения творения гражданки авторки (с её беготнёй по лесу «в поисках съедобной мишени») — натуральный художественный кошмар. Это я вам говорю, как человек, пишущий литературные обзоры в свободное время и для души. Говорят, конечно, что списки на премию визировались ещё при Мединском и нынешний министр культуры Любимова (к которой у меня отношение сложное, но, скорее, хорошее) не имеет к ним отношения. Но кого интересуют эти подробности? Правильно — никого. Подобная номинация была так хороша, что трудно было предложить скорое появление у неё конкурентов. Но тут к киноделам неожиданно присоединились архитекторы.
Которые, ничтоже сумняшеся, взяли, да и объявили на всю страну конкурс на творческое решение мавзолея без Ленина внутри. Скажу сразу: моё личное отношение к Ленину, лежащему у всех на виду, скорее отрицательное. Я не стану давать политических оценок, но негоже так с мёртвым телом поступать. Однако ж это мнение — личное. И помимо него я понимаю, что тронуть гробницу Ленина в том виде, в котором она есть сейчас — это жестоко оскорбить и унизить просто огромную часть населения. А ещё наплевать на память, скажем, таких исторических событий, как парад 7 ноября 1941 года и парад Победы 1945 года. И это только то, что первое в голову пришло.
Стоит ли удивляться, что даже предложение о конкурсе на подобную тему вызвало такой взрыв ярости в обществе, что буквально через пару дней граждане организаторы банально испугались и «включили заднюю». Причём в ярости были отнюдь не только люди коммунистических или же просто левых взглядов. Это относилось и к тем, кто просто ценит историю своей страны и устал, что за минувшие три десятилетия на ней оттаптываются все, кому не лень. Но знаете, что самое замечательное? Уровень злого умысла граждан архитекторов был куда ниже, чем могло бы показаться. В основном они даже не особо поняли, что вытворяют. И это объяснимо: они действовали в рамках официального мейнстрима. Который просто фундаментально базируется на унижении и очернении советского периода русской истории. И в данной ситуации именно это — самое страшное.
Ну, почти. Есть вещи и пострашнее. Например, то, что на противоположной стороне происходят ничуть не лучшие вещи. Яркой иллюстрацией которых является г-н Сёмин. Которому больше нравится слово «товарищ», но я его так не назову — не товарищ он мне. Известное тамбовское животное — его товарищ. Равно как и большинства представителей его уютной ультралевой тусовочки. Почему моё отношение таково? Да потому что они, по большому счёту, пытаются делать то же самое, только с другой стороны. Тот же г-н Сёмин ещё до демарша граждан архитекторов очень трогательно возмущался посягательствами на мавзолей и того, кто в нём находится. При этом близкие к нему персонажи позволяют себе не менее прекрасные высказывания по поводу православных церковных сооружений. К примеру, г-н Рудой (менее умный и менее склонный следить за речью) не так давно фантазировал о «замене» Храма Христа Спасителя на Дворец Советов. Не говоря уже о том, что все эти граждане вполне активно включены в кампанию травли против русского Православия в принципе. И это только один из моментов.
А ещё они подвергают обструкции имперский период русской истории с никак не меньшим азартом, чем околовластное сообщество — период советский. Периодически они даже договариваются до отрицания преемственности этих двух периодов русской государственности, тем самым подрывая историческое единство нашей страны в принципе. Равно, как и её право на геополитическую субъектность. Впрочем, саму геополитику г-н Сёмин считает чуть ли не «нацистской наукой» и следование её константам само по себе полагает мерзким. Ну, по крайней мере, для нашей страны. Знаете, я не сторонник пропагандистского бреда о «кибернетике — продажной девке» (или это была генетика), но вот ей Богу — чем-то таким сейчас и потянуло. Ну, и самое прекрасное — Донбасс. Эти граждане уже потихоньку начали доходить до того, что дозировано транслируют ряд моментов украинской пропаганды. Пока дозировано. Разумеется, сугубо в интересах «пролетарского интернационализма». Без комментариев.
Вот и получается, что в деле поджигания страны, что называется, «игра была равна». И ни одна из перечисленных сторон, мягко говоря, не вызывает симпатии. Вопрос о том, чем одни лучше других, я оставлю ни то, что не отвеченным, но даже не заданным. По мне, так он является в высшей степени философским. И я порой вовсе теряюсь, пытаясь понять, от кого из них меня тошнит больше.
А вот что ни разу не философское и не риторическое — так это результат подобного обоюдного «пира духа». А результат может быть только один — кровь. Большая кровь. Очень большая. И в общем-то резоны обеих сторон понятны. Одни пытаются идеологически защитить свои вполне материальные приобретения, имевшие место в ходе распила страны крайних трёх десятилетий. Другие буквально изрыгают ультралевацкую догму и просто рвутся к власти. Это у них в глазах бегущей строкой несётся. Серьёзно — я уже видел такой блеск. Вот только ни тех, ни других не интересует ни русский народ, ни Россия. Как таковые. Как некая ценность. Как то, что нельзя разменять в угоду тем или иным интересам. А в конечном итоге те и другие всё более хотят крови. Скажете, нет? Да ладно, ребята, хватит лицемерить. По левачью это, конечно, более заметно, но и их неуважаемые оппоненты на самом деле не отстают в подобных желаниях.
И что на это можно заметить, ребята? Вы желаете крови? Ну, так вы в ней захлебнётесь. Сами же. Знаете, во времена якобинского террора во французском конвенте прозвучал выкрик: «Дайте Кутону стакан крови — его мучает жажда!». Полагаю, суть спора можно даже и не излагать, настолько оная фраза красноречива. Так вот, в итоге головы «оптимизировали» всем участникам того диалога. Вообще всем. Подумать бы вам над этим, граждане нетоварищи. Просто для разнообразия. Перед тем, как в следующий раз захотите высказать какую-нибудь очередную «модную и свежую мысль» про мавзолей или храм.
(с) Павел Кухмиров