Герой Лигурийского моря

Boccanegra_2

В Мариинском театре — опера Джузеппе Верди «Симон Бокканегра»

«Симон Бокканегра» считается самой мрачной оперой Джузеппе Верди. Её немного запутанный сюжет изобилует заговорами, интригами, восстаниями, в общем и целом, сводится к борьбе патрициев и плебеев в Генуэзской республике. Побеждает в итоге если не дружба, то примирение. И этот финал был очень важен для Джузеппе Верди, сторонника объединения Италии на основе идеи национальной солидарности.

Cюжет оперы Джузеппе Верди «Симон Бокканегра» изобилует заговорами, интригами, восстаниями, в общем и целом, сводится к борьбе патрициев и плебеев в Генуэзской республике

Первый дож Генуи

Известно, что Джузеппе Верди увлекали идеи Джузеппе Мадзини, которые сегодня мы бы назвали национал-либеральными. Мадзини не был ярым националистом, считая, что все европейские народы должны жить в равенстве и братстве, в ареале, что отвёл им Бог. «Я люблю мою страну, потому что я люблю все страны», – утверждал Мадзини. Правда, будучи масоном, он ратовал за разрушение Австро-Венгерской, Османской и Российской империй и ликвидацию самодержавного монархического правления. 

Исторический Симон Бокканегра (фамилию Бокканегра на русский язык можно перевести как Черноротов) – первый дож Генуи. До 1339 года Генуей, или, как её ещё называли, Республикой Святого Георгия правила коллегия консулов, которых избирали на годичный срок. Осенью 1339 года против власти олигархии восстали матросы и ремесленники. И 24 сентября 1339 года плебс избрал 38-летнего Бокканегра, работавшего в молодости простым моряком, как и его брат Эгидио, единоличным и пожизненным правителем Генуи.

Бокканегра жил в очень непростое время. Апеннины сотрясала ожесточённая борьба между гвельфами, которые боролись за ограничение власти императора Священной римской империи и за усиление политического влияния Папы Римского, и гибеллинами – сторонниками императора. Эти «партии» не отличались социальной однородностью. Так, среди гибеллинов были и тосканские графы, и генуэзские судовладельцы, и епископы Ареццо, торговцы и ремесленники Пизы, Сиены и других городов Тосканы, которые не хотели попадать под власть Флоренции, где власть держали гвельфы, еретики – «апостольские братья», видя в Империи орудие против «неправедной церкви» тоже поддерживали гибеллинов. Что касается папского престола, то он в XIV веке находился во французском Авиньоне («авиньонское пленение»). Торговое соперничество между Венецией и Генуей переросло в вооружённый конфликт между республиками. А ещё в середине XIV века в Италии свирепствовала чума, а разносили её как раз генуэзские моряки, которые заразились смертельной инфекцией на Крымском полуострове.  

Бокканегра боролся как с аристократическими генуэзскими семьями Дориа и Спинола, которые поддерживали гибеллинов, так и со знатными генуэзскими семьями Гримальди и Фиески из «партии» гвельфов. Воюя на два фронта, он потерпел поражение и, уйдя в отставку с поста дожа 23 декабря 1344 года, уехал в Пизу, однако вскоре вернулся в родной город. В 1356-м он вновь стал дожем Генуи, и вскоре победил Карла Гринальди, князя Монако. Во время правления Симона Бокканегра генуэзцы взяла под свой фактический контроль морское побережье от Ливорно до Марселя, захватили остров Хиос в Эгейском море, а в Крыму разбили татар, когда те пытались захватить крепость-колонию генуэзцев Каффу (ныне Феодосия).

В Симоне есть что-то своеобразное

Либретто оперы «Бокканегра» написал Франческо Мария Пьяве по одноименной пьесе испанского драматурга Антонио Гарсиа Гутьерреса. «В драме Гутьереса Верди привлекла не только созвучная современности историческая основа – междоусобные распри, испокон веков мешавшие объединению Италии. Верди был увлечён центральным образом Бокканегры – глубоко чувствующего и страдающего человека, отважного героя и мудрого правителя, – объясняет известный советский историк оперы Любовь Соловцова в книге «Джузеппе Верди». – Задача воплотить в музыке новые характеры, новые ситуации влекла за собой для Верди неизбежно и поиски новых форм. “Как ты превосходно заметил, в этом Симоне есть нечто своеобразное, – писал Верди Пиаве во время работы над либретто. – Поэтому необходимо, чтобы и форма как всего либретто, так и отдельных его частей была как можно более своеобразной” (3 сентября 1856 года)».

Реальный Симон Бокканегра – лишь прототип сценического. В опере он корсар, который помог Генуе победить африканских пиратов, чем и снискал любовь народа. То есть он – представитель плебса с военным опытом и боевыми заслугами перед родиной. В опере дочь генуэзского аристократа Якопо Фиеско Мария родила от Бокканегра дочь вне брака. Фиеско, пряча дочь от людского взора, упорно отказывается породниться с плебеем. И Мария умирает, оставляя дочь Амелию, которой будет суждено сыграть свою роль в генуэзском примирении после того, как её отца отравят. Кстати, реального Бокканегра отравили тоже в 1362-м. 

Опер, где нет любовной драмы, весьма немного. В том или ином виде она есть, наверное, в каждой опере. Но в «Бокканегра» любовная интрига, по всей видимости, призвана символизировать итоговое если не единение, то примирение генуэзцев, а, по мысли Джузеппе Верди, итальянцев в целом.  Plebe, patrizi, popolo (плебеи, патриции, народ) должны проявить солидарность друг с другом, чтобы Италия воспряла.   

Два периода творчества

Мировая премьера «Симон Бокканегра» прошла 12 марта 1857 года в венецианском театре Ла Фениче.

«Публика холодно встретила новую оперу Верди. Многие находили её слишком мрачной и переполненной монотонными речитативами; из-за недостатков либретто трудно было понять, что происходит на сцене, уследить за ходом событий, – рассказывает Любовь Соловцова. – Но чуткие музыканты оценили высокие достоинства оперы, и в прессе “Симон Бокканегра” получил сочувственные отклики. Отмечалась глубокая философичность музыки Верди, её верность духу драмы, благородство, простота и изящество стиля, новизна прекрасных мелодий, богатство партитуры; писали даже, что это наиболее вдохновенное из его созданий. Сам Верди любил “Симона Бокканегру”, хотя упрёки в монотонности оперы считал справедливыми».

Через 20 с лишним лет Верди радикально переработал «Симона Бокканегра», внеся, как поясняет Соловцова, «значительные изменения в партитуру: некоторые из лучших сцен оперы написаны заново, кое-что уничтожено: изъята малозначительная прелюдия, построенная на основных темах оперы, балет африканских корсаров – дань условностям французской большой оперы и некоторые другие эпизоды».

Если в первой редакции «смелые гармонические находки» сочетались «с элементарными порой аккомпанементами», то второй редакции «усилилось значение оркестра, который приобрёл новую драматическую выразительность; путём интонационного родства и тематических реминисценций усилилась связь между отдельными эпизодами оперы, укрепилась её драматургия».

Новое либретто написал талантливый поэт и композитор Арриго Бойто, который, по словам Соловцовой, «существенно улучшил наивное, драматургически вялое и запутанное либретто Пьаве, добавив ряд сцен, разъясняющих ход действия, углубив и развив образы действующих лиц».

Таким образом, в опере «Симон Бокканегра» соединяются особенности двух периодов творчества Верди, далеко отстоящих друг от друга.  Премьера оперы во второй редакции состоялась 24 марта 1881 года в миланском театре Ла Скала.

В Мариинском театре опера «Симон Бокканегра» идёт с 5 февраля 2016 года в постановке режиссёра Андреа де Роза. Эта постановка перенесена из итальянских театров Ла Феличе (Венеция) и Театра Карло Феличе (Генуя).

«Она сочетает в себе исторические костюмы и минимальное сценическое оформление: добрую часть сцены занимает постоянно меняющаяся чёрная стена, в которой то открываются двери, то появляются ренессансные венецианские окна, то она обнажается до своей решётчатой структуры. Намеренная условность пространства позволяет высветить оттенки актёрской игры, сфокусироваться на сложных взаимоотношениях персонажей. На протяжении всего спектакля на задник сцены проецируется видео с удивительной красоты видами Лигурийского моря, что сопровождают действие и откликаются на него переменой света. Водная гладь здесь выступает тем горизонтом, к которому внутренне устремлён Симон Бокканегра, символом свободы и чистоты его души», – рассказывает о постановке критик Денис Великжанин.

26 февраля оперный спектакль «Симон Бокканегра» пройдёт на второй сцене Мариинского театра. Начало в 15:00

Подготовил Дмитрий Жвания

Читайте также:

Вам будет интересно