«Фрунзенскую» превратят в диспетчерскую

Новый рисунок

Скромный надземный вестибюль станции метро «Фрунзенская» предполагается снести, а на его месте построить пятиэтажное здание в стиле «посольство недружественной нам страны» с новой диспетчерской петербургской подземки.

Пока что станция метро «Фрунзенская» выглядит так

На днях стало известно, что петербургский комитет по градостроительству и архитектуре выдал план земельного участка для реконструкции вестибюля станции метро «Фрунзенская» на Московском проспекте, 71.

Речь идёт о воплощении в реальность проекта ООО «Архитектурное Бюро А.С.+» (Москва), эскиз которого в сентябре текущего года рассматривал петербургский Градостроительный совет.

Предлагаемое пятиэтажное (без учёта двух подземных уровней) здание будет высотой не более 28 метров (разрешённый параметр для этого района). Три верхних этажа нового строения предназначены для размещения Единого диспетчерского центра петербургского метрополитена, сейчас функционирующего в здании, где расположены вестибюли станции «Технологический институт» и управление подземки на углу Московского и Загородного проспектов.

Вот такой фасад должен украсить Московский проспект

Кстати

Сейчас ЕДЦ занимает примерно 700 квадратных метров, в новом здании предполагается 900 м2 плюс около 100 — ситуационный центр. Метрополитен, который строится в Петербурге черепашьими темпами, говорит, что новый центр на «Фрунзенской» рассчитан на обслуживание имеющихся шести «кругов» (сейчас функционируют пять линий) с возможностью их расширения до восьми. То есть проект рассчитан, мягко говоря, на очень длительную перспективу и без учёта развития автоматизированных систем управления.

На месте нынешнего павильона «Фрунзенской» предполагается построить подковообразное в плане здание, дуга которого имеет «на попе» некий сдвиг, а прямоугольный главный фасад выходит прямо на красную линию Московского проспекта. Архитекторы пишут, что здание «решено в современной стилистике» и «в контексте застройки Московского проспекта 40-х–50-х годов ХХ века».

Новое здание в перспективе «правительственной трассы»

Фасады разделены на три части — стилобатный (нижний) ярус, средний с выступающими пилонами и простенками, облицованными серым испанским известняком с осветлённым энергоэффективным остеклением, предусмотрены аттик с частыми пилонами и атриум с куполом. «Композиционные приёмы отражают симбиоз исторической архитектуры и эстетики нынешнего времени».

Вход в вестибюль станции запланирован с восточной стороны и «оформлен выступающей из плоскости фасада монументальной аркадой», он, по мнению авторов проекта, перекликается по масштабу и ритму с находящимся по соседству памятником архитектуры XIX века Скотопригонным двором. С южной стороны здания запланирован вход в Единый диспетчерский центр метрополитена, «выполненный в современной стилистике».

Заявлено, что здание станет «сомасштабным элементом, своеобразным связующим звеном между комплексом Скотопригонного двора и многоэтажной застройкой», которая тут появилась в последние годы, когда на месте молочного комбината на прилегающей территории появились типа элитные «человейники».

«Анализ перспективных построений показал, что реконструированный павильон будет включён в современный архитектурно-градостроительный контекст. Архитектурным фоном для его восприятия станут многоэтажный комплекс жилой застройки ЖК «Променад», — считают московские зодчие.

Скотопригонный двор и расположенный за ним жилой комплекс на рекламной картинке

Проект разработан ООО «Архитектурное Бюро А.С.+», которое, судя по материалам официального сайта, возглавляют Александр и Наталья Сохацкие. Компания в основном специализируется на дизайне интерьеров, но в её портфолио есть и образцы городских построек (правда, непонятно реализованных ли).

Кстати

В 2015 году на «Фрунзенскую» уже «покушались». Тогда метрополитен продвигал к реализации разработку ООО «СУАР.Т-проект» (новый вестибюль «Горьковской» и торговый комплекс «Адмирал» со встроенным вестибюлем «Адмиралтейской») — здание в виде паука. Там тоже предполагалось разместить ЕДЦ. До полноценных согласований и до строительства дело так и не дошло. Тогдашний вице-губернатор Петербурга Игорь Албин практически «зарезал» проект, заявив, что для Северной столицы России «более характерна дворцовая архитектура».

«Паук» не понравился чиновникам Смольного

Сейчас «обстоятельства непреодолимой силы» таковы: Смольный направил в столицу заявку на получение из федерального бюджета кредитов на развитие инфраструктуры. На создание единого диспетчерского центра на «Фрунзенской» запрошено 6,5 миллиарда рублей. Дадут ли?

Нынешний, уже почти «приговорённый» к реализации проект для Московского проспекта, 71, явно создан по принципу «старый конь борозды не испортит». Это здание, вобравшее в себя одновременно набор приёмов из сталинского ампира (кроме лепнины) и образцов позднего советского конструктивизма 70-х годов ХХ века, очень напоминает какой-то провинциальный горком КПСС или маленький научно-исследовательский институт тех времён. Может, облицовка не белым камнем как-то сгладит это впечатление.

Комментаторы в соцсетях умудрились сравнить аркаду предложенного строения со зданием Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, но, право, даже обсуждать такое сопоставление не представляется возможным.

Здание Метрополитен-Опера в Нью-Йорке

Окружающий район, в котором архитектурно «работают» здания Скотопригонного двора, построенного Иосифом Шарлеманем, несколько дореволюционных доходных домов на противоположной стороне Московского проспекта и расположенное неподалёку величественное здание бывшего Фрунзенского универмага, предлагаемое строение не испортит, но и не внесёт ничего нового и интересного — дежурный вариант. Наверное, для нынешней эпохи уже и этого достаточно, хотя «паук» тут смотрелся бы интереснее.

Планируется, что реконструкция «Фрунзенской» пройдёт в два этапа. На первом, который начнётся уже в будущем году, существующий павильон снесут и займутся наклонным ходом станции, где предстоит замена гидроизоляции и эскалаторов, которых будет четыре вместо нынешних трёх. На первый этап отводится два года, это время станция не будет функционировать, поезда не будут на ней останавливаться. Второй этап — строительство здания. Закончить все работы предполагается в 2026 году.

«Фрунзенская» вскоре после открытия в начале 60-х годов ХХ века

Для справки:

Станция метро «Фрунзенская» была открыта к  1 мая 1961 года в составе шестикилометровой линии метрополитена от «Технологического института» до «Парка Победы».

В процессе проектирования станция именовалась «Обводный канал», но по идеологическим соображениям получила иное название, «привязанное» к расположенному поблизости Фрунзенскому универмагу. Отметим, что советский военачальник Михаил Фрунзе к этому району никакого биографического отношения не имеет. С Петербургом связаны лишь два года его молодости, когда он поступил в Политехнический институт, получил ранение в ходе событий 9 января 1905 года и был впервые арестован за революционную деятельность.

Скромный подземный вестибюль «Фрунзенской» с барельефом полководца

Наземный вестибюль «Фрунзенской» построен по типовому проекту, разработанному архитекторами Ароном Гецкиным и Валентиной Шуваловой. Такие же павильоны были сооружены на станциях «Электросила», «Парк Победы» и «Горьковская». Применение типового проекта и проводившаяся в середине 50-х — начале 60-х годов прошлого века «борьба с украшательством» в архитектуре были направлены на уменьшение стоимости строительства.

Павильон имеет круглое в плане очертание и завершён пологим железобетонным куполом. Здание облицовано камнем, «использовано сочетание гладкой матовой поверхности стен с горизонтальной лентой сплошь остеклённых входов и асимметрично расположенного киоска».

На данный момент наземный вестибюль станции «Горьковская» полностью перестроен в «летающую тарелку», павильон «Парка Победы» кардинально изменится в ближайшие годы (реконструкция согласована две недели назад). Пока не затронута планами преобразователей станция «Электросила». К ней настолько близко находится прежняя и новая застройка, что у этого типового советского павильона, не внесённого ни в какие охранные списки, есть шанс сохраниться. Если на это у метрополитена и городских властей хватит здравого смысла.

Игорь Теплов

Вам будет интересно