«Фрунзенской» ищут подрядчика

Frunz_Nov9

Петербургский метрополитен объявил конкурс на подряд по реконструкции станции «Фрунзенская». Работы обойдутся в 9,41 миллиарда рублей. Пассажиров, как предполагается, сюда не пустят три года, а в целом дело хотят завершить в 2029-м.

Предполагается, что новая «Фрунзенская» будет выглядеть так

Конкурс под названием «Выполнение работ по реконструкции вестибюля станции «Фрунзенская» с полной заменой эскалаторов и созданием единого диспетчерского центра метрополитена» объявлен 14 февраля, окончание подачи заявок — 1 марта. Заказчик — Государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен». Начальная (то есть максимальная) цена — 9 412 737 736,91 рубля. Участники закупки должны отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.

Предстоит построить новое здание вестибюля, создать единый диспетчерский центр метрополитена (ЕДЦМ) и заменить четыре эскалатора. Работы разделены на два этапа. Первый продлится до 15 января 2027 года (на это время станция будет закрыта для пассажиров). Затем начнётся второй этап (до 15 января 2029 года), в течение которого нужно оснастить новый диспетчерский центр оборудованием и инженерно-технической инфраструктурой.

«Реконструкция вестибюля предполагает частичный демонтаж существующего павильона и возведение в границах участка новых конструкций вокруг сохраняемых конструкций вестибюля станции метрополитена “Фрунзенская”», — говорится в опубликованном среди документов конкурса техническом задании.

На месте типового павильона, спроектированного Ароном Гецкиным и Валентиной Шуваловой (такие же были сооружены на станциях «Электросила», «Парк Победы» и «Горьковская») появится семиэтажное здание (два уровня — подземные). Об архитектурных «страданиях» по этому поводу «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, некоторые факты напомним чуть позже.

В начале 2022 года общую стоимость работ по «Фрунзенской» оценивали в 6,5 миллиарда рублей, то есть за два года идея подорожала на три миллиарда с изменением сроков реализации проекта — изначально работы планировали начать в середине 2022 года, а ввести в строй единый диспетчерский центр и новый вестибюль в середине 2026-го.

Вид с Московского проспекте (в сторону Обводного канала)

Проект, разработанный московским ООО «Архитектурное Бюро А.С.+», предусматривает снос существующего вестибюля и строительство на его месте нового здания. Его высота составит 27,3 метра, площадь — 8000 «квадратов». На втором подземном этаже должны разместится «дополнительные помещения для пропуска инженерных коммуникаций». На первом подземном уровне — технические, служебные и вспомогательные помещения для обслуживания станции. На первом надземном этаже — вестибюль станции и входная группа диспетчерского центра, на втором надземном этаже — административные, технические и вспомогательные помещения станции и ЕДЦМ. На третьем надземном этаже — центральный диспетчерский зал, серверная, административные, технические и вспомогательные помещения центра. На четвёртом надземном этаже — ситуационный центр, информационно-справочный центр и административные помещения ЕДЦМ. На пятом надземном этаже — технические помещения и столовая.

«С третьего по пятый этаж предусмотрено устройство атриума с размещением в его объёме диспетчерского зала и балкона для размещения ситуационного центра, а также открытой галереи в уровне четвёртого этажа по периметру атриума. Для обеспечения естественного освещения в границах атриума предусмотрено устройство зенитного фонаря», — говорится в техническом задании конкурса.

Финансирование проекта предполагает: в 2024-м — 2,361 миллиарда рублей, в 2025-м — 1,703 миллиарда, в 2026-м — 2,335 миллиарда, в 2027-м — 2,036 миллиарда, а в 2028-м и 2029-м — 955 и 21,7 миллиона рублей соответственно.

Теперь немного давней и новейшей истории.

Станция метро «Фрунзенская» была открыта к 1 мая 1961 года в составе шестикилометровой линии метрополитена от «Технологического института» до «Парка Победы».

Пока «Фрунзенская» выглядит, как после открытия. Почти

В процессе проектирования станция именовалась «Обводный канал», но по идеологическим соображениям получила иное название, «привязанное» к расположенному поблизости Фрунзенскому универмагу. Отметим, что советский военачальник Михаил Фрунзе к этому району никакого биографического отношения не имеет. С Петербургом связаны лишь два года его молодости, когда он поступил в Политехнический институт, получил ранение в ходе событий 9 января 1905 года и был впервые арестован за революционную деятельность.

Применение типового проекта и на фоне проводившейся в середине 50-х — начале 60-х годов прошлого века «борьбы с украшательством» в архитектуре были направлены на уменьшение стоимости строительства.

Нынешний павильон имеет круглое в плане очертание и завершён пологим железобетонным куполом. Здание облицовано камнем, «использовано сочетание гладкой матовой поверхности стен с горизонтальной лентой сплошь остеклённых входов и асимметрично расположенного киоска».

На данный момент подобный наземный вестибюль станции «Горьковская» полностью перестроен в «летающую тарелку», павильон «Парка Победы» кардинально изменится в ближайшие годы, такая же судьба ждёт «Электросилу».

Вестибюль этой станции тоже предполагается снести, а на его месте (на той же площади) построить новый — двухэтажный. По заказу городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры проект разработан институтом «Трансэкопроект» и архитектурной мастерской Виктора Сахновского. По проекту этого же бюро решено преобразовать вестибюль станции метро «Парк Победы» (и «Фрузенской»).

Подземный вестибюль «Фрунзенской» менять пока не собираются

Проект новой «Электросилы» предусматривает возведение на месте старого здания нового высотой 11,6 метров. Поскольку оно будет двухэтажным, площадь увеличится с 957 до 1705 квадратных метров. «Для удобства пассажиров» изменится схема входа-выхода из павильона (не на Московский проспект), увеличится количество турникетов до девяти на входе и до четырёх на выходе, расширится кассовая (всего лишь в полтора раза) и торговая зоны.

Новый павильон станции «Электросила» представляет собой «шайбу» с двумя гранитными порталами на входной и выходной зонах, которые смещены с Московского проспекта и двора. Первый этаж предполагается оформить в более тёмных тонах, чем второй, как бы над ним нависающий. Пилястры будут поддерживать некий элемент из светлого доломита, протянувшийся по всей окружности здания.

Вернёмся на «Фрунзенскую». В 2015 году на неё уже «покушались». Тогда метрополитен продвигал к реализации разработку ООО «СУАР.Т-проект» (новый вестибюль «Горьковской» и торговый комплекс «Адмирал» со встроенным вестибюлем «Адмиралтейской») — здание в виде паука. Там тоже предполагалось разместить единый диспетчерский центр. До полноценных согласований и до строительства дело так и не дошло. Тогдашний вице-губернатор Петербурга Игорь Албин практически «зарезал» этот проект, заявив, что для Северной столицы России «более характерна дворцовая архитектура».

Несостоявшийся вид «Фрунзенской»

Проект, который предполагается сейчас реализовать, предусматривает фасады, разделённые разделены на три части — стилобатный (нижний) ярус, средний с выступающими пилонами и простенками, облицованными серым испанским известняком с осветлённым энергоэффективным остеклением, аттик с частыми пилонами и атриум с куполом. «Композиционные приёмы отражают симбиоз исторической архитектуры и эстетики нынешнего времени».

Вход в вестибюль станции запланирован с восточной стороны и «оформлен выступающей из плоскости фасада монументальной аркадой», он, по мнению авторов проекта, перекликается по масштабу и ритму с находящимся по соседству памятником архитектуры XIX века Скотопригонным двором. С южной стороны здания запланирован вход в Единый диспетчерский центр метрополитена, «выполненный в современной стилистике».

Заявлено, что здание станет «сомасштабным элементом, своеобразным связующим звеном между комплексом Скотопригонного двора и многоэтажной застройкой», которая тут появилась в последние годы, когда на месте молочного комбината на прилегающей территории построены типа элитные «человейники»…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы «Архитектурного Бюро А.С.+» и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно