Дом «делателя королей» ищет нового хозяина

Shreder12

Опубликовано объявление о продаже особняка на Петроградской набережной, 32. За него хотят получить 650 миллионов рублей. Дом принадлежал владельцу знаменитой фортепианной фабрики Карлу Шрёдеру.

Старинный особняк окружён современными офисными постройками

Впрочем, на некоторых сайтах, где было опубликовано это предложение, оно уже значится как архивное. То ли объект снят с продажи, то ли стремительно нашёлся покупатель, то ли вообще вся эта «торговая» история — какая-то комбинация из серии «ширли-мырли». Но нас интересует не эта «суета вокруг рояля», а сам дом.

«Это трёхэтажное здание площадью 1 877,9 квадратного метра и прилегающий земельный участок в собственности площадью 2856 квадратных метров. Здание возведено в историческом центре Санкт-Петербурга на набережной реки Большая Невка между 1888 и 1893 годами для семьи владельца фортепианной фабрики Карла Ивановича Шрёдера. Здание находится под охраной КГИОП. На земельном участке за зданием возможно новое строительство (зона ТД1-1_1 — общественно-деловая подзона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга с включением объектов инженерной инфраструктуры)», — говорится в уже архивированном объявлении о продаже на сайте одного из агентств недвижимости.

Цена вопроса — 650 миллионов рублей. Хотя эксперты этой сферы бизнеса считают её сильно завышенной. По их мнению, объект подходит только для размещения головного офиса крупной компании и реально стоит 250-350 миллионов рублей.   

В постсоветское время здание было практически заброшено, а в 2003 году передано ЗАО «Кратон» с условием проведения реконструкции/реставрации «за свой счёт». Компания обещала вложить в это дело не менее 341 тысячи рублей в ценах 1984 года, а также перечислить в городской бюджет 432 тысячи долларов на развитие инфраструктуры, сообщает «Деловой Петербург».

Сохранившиеся парадные залы особняка используются в том числе и в театрально-концерных целях

Реконструкцию завершили в 2006-м, но городские чиновники отказались принимать её результат, «сославшись на то, что инвестор потратил на них меньше оговорённой суммы, а также выполнил не весь объём работ». Компании начислили неустойку и отказались передавать ей здание. При этом якобы рассматривался вариант передачи здания другому инвестору для приспособления под гостиницу. Далее последовала длительная судебная история, в ходе которой ЗАО «Кратон» отстояло свои права, дойдя до Верховного суда РФ. В 2016-м фирма смогла оформить свою собственность на здание и земельный участок.

По данным судебной экспертизы, компания вложила в реставрацию и ремонт здания примерно полмиллиона долларов США. Сейчас в особняке действует культурный центр, где проводятся концерты, спектакли, выставки, имеется банкетный зал, работает школа искусств, в интерьерах проводятся на коммерческой основе балы, фотосессии и т.п.

Без шрёдеровского рояля здесь не обойтись

История этого земельного участка и строений на нём более-менее прослеживается со времён основания Санкт-Петербурга. Во всяком случае, на плане 1717 года он уже обозначен. Правда, следует учитывать, что вплоть до середины XIX века (да и позднее) эта местность, которую теперь считают чуть ли не центром Северной столицы России, была огородно-усадебно-дачной.

Среди владельцев участка в XIX веке фигурируют некая купчиха Кирштен и корнет Бенкендорф (возможно, какой-то родственник знаменитого начальника III отделения Собственной Его Императорского величества канцелярии и «главного жандарма» России при Николае I графа Александра Христофоровича Бенкендорфа).

В начале 1870-х этот участок и несколько к нему прилегающих купил Карл Иванович (Карл-Микаэль) Шрёдер (1828-1889) — владелец фабрики по производству фортепианных музыкальных инструментов. Сюда переместились производственные «площадки» предприятия и рядом с ними построен семейный особняк, но далеко не сразу — сначала фабрика.

Двухэтажный дом Шрёдера построен в 1888-1889 годах по проекту молодого тогда архитектора Василия Шауба в духе неоренессанса. Популярная в то время в Петербурге тема. Здание очень похоже на оформленный примерно в то же время архитектором Александром Красовским особняк фон Дервиза на Английской набережной (ныне Дворец бракосочетания №1), о котором «Родина на Неве» недавно рассказывала. Кто у кого «списал» — неизвестно.

Василий Шауб оставил после себя множество интересных построек и всего одну фотографию

Вильгельм Иоганн Христиан (Василий Васильевич) Шауб (1861-1934), сын академика архитектуры Карла Альберта Эмиля Вильгельма (Василия Ивановича) Шауба (1834-1905), выпускник Императорской Академии художеств, в 1885-м получил звание классного художника архитектора первой степени, в 1892-м сам стал академиком архитектуры. Известен своими работами в стиле эклектики (историзма), модерна и неоклассицизма в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Екатеринбурге.

Работал архитектором страхового общества «Саламандра», Российского общества застрахования капиталов и доходов, благотворительных учреждений принца Ольденбургского. Создал собственную проектно-строительную компанию. Строил дачи, особняки, производственные здания и доходные дома (около 80 сооружений).

После 1917 года был вынужден вернуться исключительно к промышленной архитектуре и приспособлению старых зданий и производственных корпусов к новому использованию. Работал на энергетических предприятиях (1919-1930), фабрике «Красный Октябрь», северо-западном отделении Всесоюзного госпромтреста, Леноблпромсоюзе, Леноблтранссоюзе, Лендревпромсоюзе (1930-е).

Василий Васильевич Шауб умер 25 сентября 1934 года, похоронен на семейном участке Смоленского лютеранского кладбища, отмеченном спроектированным им же монументом. «Родина на Неве» уже рассказывала о нескольких зданиях, построенных по проектам Шауба. Например, о домах на Австрийской площади.

Для справки:

Династию петербургских производителей фортепиано основал саксонский подданный Иоганн Фридрих Шрёдер (1788-1852), который родился в Штральзунде (Померания), в 1815-м приехал в Ригу и начал там работать учеником мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Затем он переехал в Санкт-Петербург, где стал учеником фортепианного мастера И. Лагоде (J. Lahode). Получил мастерский диплом в 1816-м, открыл собственную мастерскую в 1818-м. В 1834-м качество его инструментов было замечено в высшем свете — он стал поставщиком женских учебных заведений императрицы Марии. В 1839-м Шрёдер получил медаль за «флигель (прямоугольное фортепиано) искусной работы».

Торговая марка постепенно стала известна не только в России

За 36 лет работы мастер создал около 3000 инструментов. Его дело унаследовал сын Карл. С 1853-го он числился в купцах третьей, а с 1863-го — второй гильдии. К середине 1860-х фабрика «C.M. Schröder» стала самой крупной в России, получила признание многих выдающихся российских музыкантов, стабильно увеличивала сбыт своих роялей и пианино, постепенно выходя и на европейский рынок. Успеху способствовало внедрение в производство модели диапазоном в семь октав.

При этом на новой фабрике, где в 1868 году работали 75 рабочих и выпускалось 200 инструментов в год, впервые в фортепианном производстве стали использоваться паровые агрегаты. В 1870-м Шрёдер получил право использовать в своей торговой марке изображение государственного герба Российской империи.

Дом Шрёдера на Невском проспекте, 52

В 1876-м Шрёдер купил дом на Невском проспекте, 52, где разместил свой офис, магазин и концертный зал на 300 мест. С 1877-го фирма именуется «Первой Российской паровой фортепианной фабрикой “К.М. Шрёдер”».

После смерти Карла Ивановича владельцами фирмы стали его сыновья — Карл, Иоганн и Оскар. В 1900-м они основали «Торговый дом “К.М. Шрёдер”», открыли филиалы компании в Варшаве и Одессе. В 1904 году Карл Карлович купил фабрику «J.Becker» в Санкт-Петербурге. После революции 1917-го предприятия «К.М. Шрёдер» и «Я. Беккер», естественно, были национализированы. Теперь это была «Фабрика музыкальных инструментов имени А.В. Луначарского»…

Основатель династии, его сын и другие представители рода Шрётеров были похоронены на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Семейное место погребения не сохранилось…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайтов «Дом Шрёдера», www.citywalls.ru, а также справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно