Спроектированный Вильгельмом Шаубом доходный дом художника Эрнеста фон Липгарта, что на Каменноостровском проспекте, №16 «с выходом» на Австрийскую площадь, включён в охранный реестр. «Немецкое пятно» на карте Петербурга?
Распоряжение главы комитета петербургской администрации по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры о включении «Дома Э.К. фон Липгарта с флигелем» (Каменноостровский проспект, 16а и 16б) в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения опубликовано на днях.
Здание оформляет угловой участок Каменноостровского проспекта и восьмиугольной площади, которая в 1990-х получила название Австрийская (пересечение главной магистрали Петроградской стороны с Ружейной улицей, ныне именуемой улицей Мира). На площади расположены пять домов. Три из них построены по проектам одного и того же зодчего (о нём поговорим позднее), так что этот перекрёсток представляет собой более-менее сложившийся архитектурный ансамбль.
По мнению экспертов, согласно планам Петербурга XVIII-XIX веков, вплоть до 1860 года земельный участок, на котором позднее построен ныне включённый в охранный реестр дом, был пустопорожним. То есть здесь располагалось нечто «садово-огородное» без более-менее фундаментальных построек. Среди владельцев значатся мещанка Шапошникова, коллежский асессор Калинин, действительный статский советник Неронов, жена титулярного советника Семёнова, дочь губернского секретаря Курганникова и др.
К 1896 году, когда владение принадлежало жене купца второй гильдии Амалии Георгиевне Ульман, при которой предполагалось возведение по западной границе участка двухэтажного каменного на нежилом подвале надворного флигеля (не состоялось), на этом месте располагались два двухэтажных деревянных на каменном подвале жилых дома и несколько служебных построек.
В 1898-м, когда участок и постройки на нём принадлежали купцу Морису Адольфовичу Ульману, было получено разрешение на строительство здесь каменного двухэтажного на нежилом подвале лицевого здания, которое примыкало к деревянному дому 1860 года постройки. Проект был составлен архитектором Эрнестом-Фридрихом Виррихом.
Особенность планировки и огромные окна этого сооружения не оставляют у исследователей сомнений, что строилось оно как художественная мастерская живописца Эрнеста-Фридриха фон Липгарта, который стал собственником участка и имеющейся на нём недвижимости в следующем году, то есть в 1899-м. Интерьер этой мастерской можно увидеть на сохранившемся старинном фотоснимке и рисунке самого Липгарта.
«Спроектированное Э.Ф. Виррихом здание отличалось оригинальностью: оно имело сложную в плане конфигурацию. Фасады были оформлены в стиле эклектика. Акцентной частью фасада по Ружейной улице (современная улица Мира) было огромное окно мелкой расстекловки, которое в высоту занимало 2/3 площади здания, переходящее в световой фонарь в скате крыши. Вся правая часть внутреннего пространства здания была отведена под одно помещение, вероятно, мастерскую — двусветную, с колоннами и хорами. Левая часть здания была распланирована под небольшие помещения», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы.
Для Эрнеста Францевича Вирриха (1860-1949 ?) проектирование мастерской для Липгарта в 1899-м было чем-то вроде любезности. Выпускник Императорской Академии художеств к этому времени успел поработать помощником нескольких видных петербургских архитекторов, поруководить постройкой нескольких павильонов Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, построить Успенский собор в Омске. В это время он уже активно занимался проектированием и строительством комплекса зданий Политехнического института в Санкт-Петербурге.
Позднее он «приложил руку» к сооружению здания торгового дома Гвардейского экономического общества на Большой Конюшенной улице (позднее — универмаг Дом ленинградской торговли, ДЛТ). Хорошо известен петербуржцам-ленинградцам и комплекс жилых домов Бассейного товарищества на нынешней улице Некрасова и Греческом проспекте, спроектированный Виррихом (тяжеловесные серые здания в стиле северного модерна).
В 1920-м вслед за сыном архитектор эмигрировал из советской России в США, где занимался созданием эскизов рисунка шёлковых тканей. Доживал свой век в доме престарелых. Последнее достоверное свидетельство о встрече с ним относится к 1949 году. Дата кончины и место погребения неизвестны.
Другое дело — хозяин дома, который прожил долгую жизнь и, несмотря на передряги, связанные с революционным 1917-м и «становлением советской власти», не покинул ставшую ему родной Россию. Правда, память у потомков оказалась короткая и неблагодарная…
Барон Эрнест Карлович фон Липгарт (1847-1932) — академик живописи, искусствовед, многолетний хранитель картинной галереи Эрмитажа, педагог и мемуарист, происходил из древнего лифляндского рода, известного с XVII века. Он родился и провёл своё детство в родовом имении Ратсхоф близ Дерпта (нынешний Тарту, Эстония). «Я родился в настоящем музее, в доме, построенном в чистейшем стиле Людовика XVI», — вспоминал он. Отец художника — барон Карл Эдуард фон Липгарт — был известен в Европе как знаток искусства и коллекционер. Он дал сыну прекрасное домашнее образование.
Позднее семья переехала во Флоренцию, где юный Эрнест стал заниматься живописью в частной академии, брал уроки у немецкого художника Франца фон Ленбаха, изучал историю искусства в крупнейших музеях Европы. После приёма у великой княгини Марии Николаевны (дочери российского императора Николая I и сестры Александра II) в её доме во Флоренции начинающий художник стал пользоваться её покровительством и выполнил для неё своё первое монументальное произведение «Ариадна и Бахус».
Затем Липгарт более десяти лет жил и совершенствовал мастерство в Париже, где выполнял и заказы на монументальные росписи в интерьерах особняков, писал портреты аристократов и деятелей искусства, иллюстрировал книги и журнальные статьи.
В 1886 году он получил заказ императора Александра III и с полотнами «Христос среди мудрых и неразумных дев» и «Богини, отправляющиеся на суд Париса» прибыл в Санкт-Петербург, где остался навсегда.
В столице Российской империи Липгарт создал портреты императора Николая II (целая серия) и других членов императорской фамилии, аристократов и деятелей искусств. Он оформил росписями ряд интерьеров петербургских дворцов, церквей и театров (в Мраморном и Юсуповском дворцах, Эрмитаже), участвовал в оформлении спектаклей Мариинского театра, расписывал музыкальные инструменты (например, рояль императрицы Александры Фёдоровны). Кроме того, Липгарт преподавал в Школе Общества поощрения художеств, в Ксениинском институте благородных девиц и в Институте истории искусств. В 1893 году ему было присвоено звание академика, а в 1902-м он был избран действительным членом Императорской Академии художеств.
В 1906-1929 годах служил главным хранителем Картинной галереи Эрмитажа, в 1912-м составил каталог этого уникального собрания произведений живописи. Им атрибутирована как работа Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», «Благовещение» Филиппино Липпи, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. По инициативе Липгарта для Эрмитажа были куплены «Святой Себастьян» Перуджино и коллекция географа Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского, включавшая более 700 картин кисти голландских и фламандских художников.
События 1917 года в России Липгарт воспринял с пониманием. Правда, в 1921-м его выселили из построенного им дома на Каменноостровском, тогда же в Омске была расстреляна его дочь Мария. Тем не менее, художник продолжал работать в Эрмитаже вплоть до 1929-го, когда его оттуда уволили по сокращению штата. В 1923 году по работе над каталогом итальянской живописи выезжал с женой за границу, но эмиграции предпочёл возвращение в страну, ставшую для него родной.
Произведения художника хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Саратова, Ульяновска, Краснодара, Ташкента, а также Парижа, Мюнхена, Таллина, Тарту и Риги. Похоронен Липгарт на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Достойного памятника на могиле этого выдающегося человека так и нет…
Но вернёмся к дому на Каменноостровском проспекте. Пяти-шестиэтажное здание построено в 1905-1906 годах по заказу Эрнеста фон Липгарта. При этом на участке были снесены все прежние сооружения (включая мастерскую), кроме двухэтажного служебного флигеля, построенного тоже по проекту Вирриха в 1899-м.
«Под застройку доходного дома была отведена вся свободная территория земельного участка. В соответствии с фиксационными чертежами 1906 года доходный дом состоял из трёх частей, из которых лицевые — пятиэтажная и шестиэтажная, во дворе — шестиэтажная. Лицевые фасады по Каменноостровскому проспекту и площади были решены в стиле поздней эклектики…
Северный фасад был акцентирован ризалитом по крайней левой оси и эркером по крайней правой оси в уровне 3-5 этажей. Фасад был увенчан полуциркульной в плане башней с куполом и небольшим шпилем, а также большим световым фонарём…
Главный вход в здание осуществлялся со стороны площади — по крайней левой оси, который вёл в вестибюль овальной формы. Также со стороны площади располагалась арка проезда, ведущая во двор, ещё одна арка проезда вела к флигелю (который в 1906 году был надстроен третьим этажом и мансардой — Ред.)», — говорится в акте историко-культурной экспертизы.
Доходный дом Липгарта «нарисовал» архитектор Вильгельм Шауб. По его же проектам на нынешней Австрийской площади построено ещё два здания из пяти. Предполагалось соорудить здесь ещё один дом по его проекту, но этому помешала Первая мировая война, а затем события 1917 года и их последствия. Тем не менее, восьмиугольное пространство более-менее сложилось в единый ансамбль.
Об архитекторе Шаубе «Родина на Неве» кратко рассказывала в статье о кинотеатре «Аврора» («Пикадилли»). Сейчас представим биографию этого успешного петербургского архитектора начала ХХ века подробнее.
Вильгельм Иоганн Христиан (Василий Васильевич) Шауб (1861-1934), сын академика архитектуры Карла Альберта Эмиля Вильгельма (Василия Ивановича) Шауба (1834-1905), выпускник Императорской Академии художеств, в 1885-м получил звание классного художника архитектора первой степени, в 1892-м сам стал академиком архитектуры. Известен своими работами в стиле эклектики (историзма), модерна и неоклассицизма в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Екатеринбурге.
Работал архитектором страхового общества «Саламандра», Российского общества застрахования капиталов и доходов, благотворительных учреждений принца Ольденбургского. Создал собственную проектно-строительную компанию. Строил дачи, особняки, производственные здания и доходные дома (около 80 сооружений).
После 1917 года был вынужден вернуться исключительно к промышленной архитектуре и приспособлению старых зданий и производственных корпусов к новому использованию. Работал на энергетических предприятиях (1919-1930), фабрике «Красный Октябрь», северо-западном отделении Всесоюзного госпромтреста, Леноблпромсоюзе, Леноблтранссоюзе, Лендревпромсоюзе (1930-е).
Василий Васильевич Шауб умер 25 сентября 1934 года, похоронен на семейном участке Смоленского лютеранского кладбища, отмеченном спроектированным им же монументом.
Дом Липгарта на Каменноостровском остаётся поныне жилым и многоквартирным. В советское время переделан фонарь помещения живописной мастерской на шестом этаже со стороны Австрийской площади.
«Объект сохранил историческую конфигурацию, габариты и конструктивную систему, объёмно-пространственное и объёмно-планировочное решения. В интерьере сохранилась комплексная историческая отделка парадных лестниц», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, Государственного Эрмитажа, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета