«Дервиш» отмечает 80-летний юбилей

Nord_convoi_3

«Ценный груз доверен вам, Джеймс Кеннеди, в СССР свезти друзьям» — эту песню, посвященную Полярным конвоям, очень любили и в СССР, и в странах-союзниках по антигитлеровской коалиции.

Союзники поставляли в СССР порох, бензин, высоколегированная сталь, радиоприемники, гидроакустические и радиолокационные торы, противотанковое и противовоздушное оружие

31 августа — особая дата в истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. 80 лет назад в этот день в Архангельск прибыл конвой под кодовым названием «Дервиш», который доставил в СССР стратегически важное сырьё и военную технику. Так начиналась история Северных или Полярных конвоев.

Праздничные мероприятия по случаю этого юбилея 31 августа состоятся в Архангельске, а затем перемесятся в наш город.

Особая опасность — «Волчья стая»

Так называемый Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Он давал президенту США полномочия помогать любой стране, оборона которой признавалась «жизненно важной» для Соединенных Штатов. А в первый же день нападения Германии на СССР глава английского правительства Уинстон Черчилль выступил по радио с заявлением «об оказании поддержки русскому народу». Чуть больше, чем через месяц, на канадском острове Ньюфаундленд американский президент Франклин Рузвельт и английский премьер Уинстон Черчилль обсудили вопросы помощи СССР. А уже 12 августа из Ливерпуля вышел в опасный путь конвой «Дервиш».

О том, каким опасностям подвергались во время конвоев советские, английские и американские моряки, свидетельствуют опубликованные на сайте фонда «Международный центр Северных конвоев» списки гражданский и военных судов стран антигитлеровской коалиции, погибших при транспортировке и защите грузов: в мартирологах почти 200 названий.

По воспоминаниям российских участников Полярных конвоев, во второй половине войны особую опасность представлял подводный флот противника. Немецкое командование сконцентрировало вблизи советских портов подводные лодки, эту группировку называли Волчьей стаей. Борьба с ними была первейшей задачей Северного флота.

И на Тихом океане

Время неумолимо. Сегодня здравствуют лишь совсем немногие из участников и свидетелей тех событий. Двое из них живут в Петербурге. 92-летний Тарас Львович Гончаренко поделился с нашим изданием своими воспоминаниями.

Но прежде — небольшое замечание. Вероятно, не все наши читатели знают, что Северный Морской путь — не единственный канал доставки в нашу страну грузов по ленд-лизу. Были ещё Трансперсидский и Тихоокеанский маршруты, особый путь для транспортировки самолётов из Аляски на Чукотку. На Тихоокеанском маршруте, по которому грузы доставлялись из Калифорнии на Дальний Восток, и работал Тарас Львович.

У этого в прошлом матроса яркая судьба. В блокадном Ленинграде, будучи тринадцатилетнем подростком, он трудился жестянщиком на заводе «Газоаппарат». На предприятии штамповали стабилизаторы для авиабомб, а когда не стало света, делали печки-буржуйки. Как и другие рабочие, подростки находились на казарменном положении: ночевали на заводе, спали на верстках.

В 1942 году Тараса эвакуировали по Дороге жизни. Но в эвакуации он пробыл недолго: бежал на фронт. Был пулемётчиком, воевал в составах 1-го Украинского и Донского фронтов. А в 1944 году по призыву ЦК ВЛКСМ был направлен на Тихоокеанский флот.

«Я работал на теплоходе “Старый большевик”, — рассказывает ветеран. — Мы возили из США паровозы, которые поставлялись нашей стране по ленд-лизу. Очень важно было правильно  установить их на теплоходе. Малейшая ошибка, и в шторм судно могло утонуть. А шторма на Тихом океане бывают страшные. В морозы борта теплохода быстро обрастали льдом. Мы скалывали его ломами и  молотками…»

Подвиг «Старого Большевика»

Интересно, что изготовленный в Ленинграде теплоход «Старый большевик» был орденоносцем. Награды — ордена Ленина — он был удостоен за подвиг, который совершил его экипаж, когда судно находилось в составе Полярного конвоя PQ-16.

21 мая 1942 года этот конвой вышел из Рейкьявика и взял курс на Мурманск. 35 транспортов выстроились в девять колонн. Для охраны было выделено пять эсминцев и пять корветов. Вскоре в небе появились немецкие самолёты, которые, координируя свои действия с подводными лодками, на протяжении нескольких дней атаковали конвой.

В ходе боёв был повреждён и «Старый большевик». Сброшенная бомба попала в носовую часть судна. Вспыхнул пожар, вышло из строя рулевое управление. Теплоход лишился хода.

К советскому транспорту подошёл английский эсминец. Для того, чтобы снять экипаж и затопить судно. Наши моряки категорически отказались от этого предложения. Эсминец взял четырёх раненых и ушёл вместе с конвоем.

Между тем пожар на теплоходе не утихал. Его тушили состоявшие в экипаже женщины, которые параллельно подносили снаряды к установленным на борту пушкам. Борьба с огнём завершилась успешно, а механики и мотористы сумели устранить повреждения рулевого управления. «Старый большевик» пошёл догонять конвой.

Вечером 30 мая, когда основная часть «PQ-16», включая «Старого большевика», вошла в Кольский залив, руководящий силами охраны конвоя английский офицер заявил советскому командованию: «Разрешите передать моё личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода “Старый большевик”».

Все члены экипажа были награждены орденами и медалями. Три человека — капитан, первый помощник капитана и рулевой — стали Героями Советского Союза.

Отметим, что караван «PQ-16» доставил в Советский Союз 321 танк, 124 самолёта, 2507 автомобилей, а также очень необходимые нашему флоту гидроакустические и радиолокационные станции.

Помощь союзников была очень важна

По оценкам специалистов, поставки союзников составляли четыре процента от объёмов военного производства в СССР. Этот факт некоторые квасные патриоты используют в качестве аргумента для утверждения, что помощь со стороны англичан и американцев не имела для нашей страны большого значения.

«Нельзя забывать, что некоторые позиции почти полностью закрывались поставками союзников, — утверждает капитан 1-го ранга запаса, член Санкт-Петербургского клуба подводников Игорь Козырь. — Это, в частности, порох, бензин, высоколегированная сталь, радиоприемники, гидроакустические и радиолокационные торы, противотанковое и противовоздушное оружие. Такая помощь особенно необходима была нам в первые полтора года войны».

Напомним, что в конце прошлого года президент России Владимир Путин наградил медалями Ушакова 19 граждан США — участников Полярных конвоев. Это — ещё одно свидетельство того, что наша страна ценит и не забывает о помощи, которую ей оказывали союзники во время войны.

Те же «патриоты» порой заявляют, что за поставки вооружений американцы драли с нас три шкуры.

«Это совершенно неверно, — говорит директор Международного центра северных конвоев Владимир Соломонов. — По закону о ленд-лизе страны-получатели американской помощи должны оплачивать только ту технику и оборудование, которые не пострадали во время войны. В 1947 году долг СССР США был определён в размере 2, 6 миллиарда долларов, но в последующие десятилетия по соглашению сторон его снизили почти в четыре раза. Россия должна была рассчитаться до 2030 года, но закрыла этот вопрос уже 21 августа 2006 года».

Конференция, митинг, выставка

Обо всём, что связано с конвоями, будут говорить на научно-исторической конференции, которая пройдёт в Петербурге 1 сентября. Её организует Международный центр Северных конвоев при поддержке Комитета по делам Арктики и Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга. К сожалению, в отличие от предыдущих юбилеев, из-за пандемии зарубежные гости не приедут в нашу страну. Конференция пройдёт в режиме онлайн.

На другой день должен состояться торжественный митинг и возложение цветов у монумента «Подвигу моряков полярных конвоев 1941-1945 годов». Ожидается, что в нём примут участие полномочный представитель президента России в Северо-Западном Федеральном округе Александр Гуцан, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, ветераны, члены семей ветеранов, курсанты.

После завершения церемониала в колледже Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова откроется посвящённая Северным конвоям выставка. Один из её экспонатов — кортик, который передала Международному центру Северных конвоев семья секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Отец секретаря Совета безопасности капитан I ранга Платон Игнатьевич Патрушев был участником Северных конвоев. И этот кортик ему вручила королева Великобритании Елизавета II.

Международный центр Северных конвоев был создан 4 декабря 2018 года. Его главная цель — сохранять и приумножать память об этой уникальной странице в истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. В ближайших планах центра — создание самого крупного в мире Мемориального музея истории Северных конвоев.

Давид Генкин

Вам будет интересно