Будущее туристической отрасли в Петербурге: есть ли жизнь после санкций

Hb41WztqrGkP0X9o2x-Em4QCcf4AlCWrauPGPH-6paAUbfQLjETGoQXmS2cbwpP-pueeeSomsEyA12sRMdcgJJ96

Туризм в Петербурге переживает не лучшие времена. Даже в городском правительстве признали, что в ближайшие годы не ожидают восстановления турпотока до показателей допандемийных значений. Представители отрасли строят мрачные прогнозы в связи с новыми вызовами, при этом не отказываясь продолжать работать. Эксперты сходятся во мнении, что отечественный турбизнес проходит испытание на прочность, «которое не многие выдержат», но отмечают, что точки роста всё-таки есть.

Петербург вопреки обстоятельствам по-прежнему остаётся местом притяжения для туристов

Туристический сектор третий год находится в кризисе: сначала два года пандемии, теперь — санкции. Однако петербургские власти транслируют позитивный посыл: условное «дно» достигнуто, а меры поддержки на разных уровнях дадут стимул для развития отрасли. Об этом на заседании городского правительства сообщил председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле города Кирилл Соловейчик. С его точки зрения, хотя восстановить допандемийный десятимиллионный поток туристов в Петербург в ближайшие годы не удастся, ни о каком коллапсе речи нет.

«Спад в отрасли туризма, который мы наблюдали на протяжении двух последних лет, максимум негатива уже сделал, дальше некуда. Федеральные и региональные меры поддержки помогли турпоток раскрутить. Он будет расти, но в ближайшие годы до показателей 2019 года он не восстановится», — высказался Соловейчик. К сведению, в 2019 Петербург посетили 10,5 миллиона туристов, из которых половина — иностранные. А по итогам 2021 года турпоток составил 6 миллионов человек, из которых большая часть — российские путешественники, иностранных туристов было не более 250 тысяч человек.

В ближайшей перспективе Петербургу тоже придётся рассчитывать, в основном, на российского туриста, хотя прорабатываются программы привлечения турпотока из ближнего зарубежья, Индии, Ирана и ОАЭ. Европейцы, очевидно, пока воздержатся от поездок в Северную Венецию, хотя, по признанию представителей отрасли, именно туристы из так называемых недружественных европейских стран были самыми заинтересованными, платёжеспособными и приносили максимум в экономику города. Но сейчас нужно искать других гостей.

«Говоря именно о въезде, прежде всего, в этом году мы рассчитываем на приём иностранных туристов из стран ближнего зарубежья. Из стран дальнего зарубежья — из таких, как Индия, страны Ближнего Востока, прежде всего Ирана и ОАЭ. В конечном счёте все будет зависеть от удобства авиасообщения», — говорил на днях председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Александр Мусихин. Сейчас прямые рейсы из Петербурга среди стран дальнего зарубежья есть только в Турцию, Катар и ОАЭ.

Был расчёт и на китайских туристов, но у них свирепствуют в равной степени коронавирус и ковидные ограничения, которые, в частности, подразумевают двухнедельный карантин после посещения стран за границами Китая. «Думаю, что именно эпидемия не позволит нам получить туристов из Китая, как мы рассчитывали», — делится мнением Мусихин. Эксперты туристической отрасли согласны с тем, что пока рассчитывать на компенсацию снижения турпотока в городе за счёт китайцев не приходится. С другой стороны, обращают внимание эксперты, раньше они не очень-то много приносили Петербургу прибыли.

«Что касается азиатского рынка: к сожалению, азиатский рынок, во-первых, требует работы — взаимодействия с ним было не так много, а во-вторых, тот азиатский рынок, который у нас был, это Китай, и к нему было много вопросов. Это дешёвый и приносящий очень мало качественного результата городу рынок. А сейчас он ещё и затруднён из-за того, что там своя ситуация с ковидом. Что касается остальных азиатских стран, для них традиционно Петербург не являлся местом массового паломничества, и плюс к этому, возможностей доехать сюда не так много», — отмечает Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo.

Но есть же другие страны, помимо Китая? Да, и эти направления стоит прорабатывать, соглашается Анна Твердохлебова, генеральный директор туроператора «Петербургский магазин путешествий». По её словам, на привлечение иностранных туристов есть надежды. Это представители ближнего зарубежья, наши соседи из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и так далее. Вопрос в том, есть ли широкие финансовые возможности для внешнего туризма у граждан этих стран. К тому же, часто речь идёт об организованных выездах на своих автобусах, со своими гидами. Специалисты, говорит Твердохлебова, смотрят и на гораздо более далёкие направления: «Обсуждали и Индию, и Латинскую Америку — надо искать выходы».

Большие надежды сейчас возлагают на внутренний туризм, тем более, что именно на это направление распространяются государственные меры поддержки, самая знаменитая из которых — туристический кешбэк. Но тут тоже надо учитывать разные факторы. В их числе снижающаяся платёжеспособность населения, сложности с транспортной доступностью из дальних российских регионов — ехать или долго, или дорого, или то и другое вместе: «Передвижение по стране тоже в достаточной степени затруднено, невзирая на принимаемые меры вроде субсидирования перевозок». Дорожает и петербургское гостеприимство: представители отельных сетей говорят, что хотели бы сдерживать цены на услуги, но цены растут на всё — от еды до расходников.  

Помимо всего прочего есть момент, который часто упускаю из вида, это так называемый настроенческий эффект: у людей нет желания и настроения посещать достопримечательности, они хотят отдохнуть.

«Сейчас народ больше планирует ехать на юг, на море, чтобы разнообразить свою жизнь, — отмечает Виктория Шамликашвили, добавляя, что притягательным для туристов остаётся доступный зарубеж. — Наш юг не очень выбирают, потому что сейчас появились полётные программы в Турцию, и они будут очень активно востребованы».  

Стоит отметить, что сейчас поездки по России популярность всё-таки набирают, но они довольно дорогие. Надо смотреть на перспективу — после того, как имеющие достаточно средств обеспеченные туристы по разу посмотрят на красоты Байкала, Алтая, Камчатки, Сахалина, кто будет туда ездить? Ценник для петербуржцев не сопоставим с утраченными гораздо более экономичными поездками по Европе. Нужно думать на перспективу об обеспечении доступности подобных мест для туристов, какой-то финансовой поддержке, рекламе, а также об улучшении сервиса.

На сегодняшний день, например, есть проблемы, связанные с отсутствием возможностей у гостиниц, отелей и так далее продаваться через все возможные ресурсы в связи с массовых уходом агрегаторов, привычных систем бронирования, отмечают специалисты ещё одну проблему, вызванную санкциями. Есть, конечно, российские системы, но они не достаточно продвинутые и гораздо менее ориентированы на клиента.

Турбизнес ждёт поддержки от властей, причём наряду с привычными ожиданиями льгот и финансовой поддержки говорят о необходимости комплексного подхода к вопросу. Звучат призывы к развития долгосрочной стратегии развития туристического сектора и о наведении порядка с управлением в этой сфере.

Мнение Виктории Шамликашвили — главной мерой поддержки для турбизнеса будет, когда власть поймёт, что методами затыкания дыр и лоскутных одеял действовать больше невозможно: «Ситуация такова, что требуются решительные меры». Она называет в том числе снижение ставки рефинансирования «практически до нуля», принятие «нормальных налоговых режимов» по отраслевому признаку и отмену выборочного подхода.

Тамара Буйлова, вице-президент по связям с общественностью ассоциации малых гостиниц Санкт Петербурга, говорит о том, что необходимо долгосрочное планирование: «Причём, оно нам необходимо в целом, и конкретно в туризме оно должно выражаться в том, что каждый шаг рынка и каждый шаг правительства должен быть направлен на то, чтобы рынок развивался многие годы». Вопрос, правда, насколько адекватным может быть долгосрочное планирование в ситуации, когда даже перспектива нескольких недель довольно туманная.

Депутат Заксобрания Ирина Иванова отмечает, что не видит существенных мер поддержки турбизнеса, кроме НДС по гостиницам и кешбэка. При этом в финансовом плане именно поддержка на федеральном уровне является основополагающей. Что касается местного уровня, то депутат видит хорошую перспективу в объединении потенциала Петербурга и Ленинградской области для успешного развития внутреннего туризма и повышения привлекательности регионов.

Юлия Медведева

Вам будет интересно