Валентина Гризодубова — влюблённая в небо

Валентина работала инструктором лётных школ в Туле и в подмосковном Тушино, а в 1934 году зачисляется в особую сводную агитэскадрилью имени Максима Горького

110 лет назад, 10 мая 1909 года, в Харькове родилась Валентина Гризодубова – прославленная лётчица, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза.

Начало пути

Отцом Валентины Гризодубовой был изобретатель-самоучка и будущий авиаконструктор и авиатор Степан Гризодубов, а матерью — швея-модистка Надежда Гризодубова. Именно увлечение отца сказалось на дальнейшей судьбе Валентины.

Отцом Валентины Гризодубовой был изобретатель-самоучка и будущий авиаконструктор и авиатор Степан Гризодубов

Будучи по образованию железнодорожным электротехником, Степан Васильевич был буквально одержим авиацией и открыл в Харькове собственную электромеханическую мастерскую, где стал строить свой первый аэроплан. В качестве образца он выбрал самолёт братьев Райт. Не имея его чертежей, Гризодубов использовал кадры киноплёнки, на которой были запечатлены полёты этого аэроплана. В 1909 году самолёт был готов, но взлететь не смог. Но харьковский изобретатель не опустил руки, и стал строить новые модели, на что уходили практически все и без того весьма скромные доходы семьи. Наконец, в 1912 году, удача улыбнулась Гризодубову, и третий построенный им самолёт, поднялся в воздух. В один из полётов он взял с собой двухлетнюю Валентину. Привязав ребенка к своей спине ремнями, авиатор взмыл в воздух… По воспоминаниям Гризодубовой, именно тогда она влюбилась в небо, и испытанные эмоции от полёта, предопределили ее дальнейшую жизнь.

В 1916 году Гризодубов заканчивает Петроградскую школу авиации и получает диплом пилота, а после Гражданской войны возглавляет секцию планерного спорта ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) Украины и Крыма, становясь одним из видных организаторов планеризма в СССР.

Именно тогда 14-летняя Валентина совершает свой первый самостоятельный полёт на планере во время сбора планеристов в Коктебеле.

В 1928 году Гризодубова зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончив курсы, она оставляет Харьковский технологический институт, в котором училась и поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем – в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. После её окончания Валентина работает инструктором лётных школ в Туле и в подмосковном Тушино, а в 1934 году зачисляется в особую сводную агитэскадрилью имени Максима Горького, базирующуюся в Москве.

От агитэскадрильи до мировых рекордов

Эта агитэскадрилья была сформирована в 1932 году по инициативе редакции журнала «Огонёк» в честь 40-летнего юбилея творчества Максима Горького. В её состав входило более 30 самолетов и два дирижабля.

Валентина работала инструктором лётных школ в Туле и в подмосковном Тушино, а в 1934 году зачисляется в особую сводную агитэскадрилью имени Максима Горького

Деятельность этой уникальной агитэскадрильи был разноплановой — от участия в авиационных парадах и пропаганды производственных достижений до контроля деятельности чиновников «на местах».

Так, в ходе первомайского парада на Красной площади 1935 года флагман эскадрильи самолёт АНТ-20 «Максим Горький» с помощью специального громкоговорителя, названного «Голос с неба», передавал пламенные приветы трудящимся и исполнял «Интернационал».

В том же году «агитсамолёт» П-2 «Герой Советского Союза» доставил в Челябинск журналистов газеты «За коммунистическое просвещение» и сотрудников Наркомпроса для проверки готовности Челябинской области к новому учебному году.

А самолёт АНТ-9 «Крокодил» совершил агитационный рейс по маршруту Москва — Горький – Казань – Свердловск – Челябинск – Магнитогорск – Куйбышев – Саратов — Сталинград – Ростов – Днепропетровск – Винница – Киев – Минск – Витебск – Смоленск — Москва для проверки хода соцсоревнования городских Советов. Проверку проводили находившиеся на борту самолёта члены Центральной конкурсной комиссии ЦИК СССР.

Активно перевозили «агитсамолёты» по городам и весям и стахановцев, которые на специально организованных митингах делились своим передовым опытом с трудящимися.

Всего за пять лет существования эскадрильи было выполнено несколько сот агитрейсов, проведено 3200 митингов, сделано пять тысяч различных докладов и лекций, аудиторией которых стали 10 миллионов человек.

Один из таких самолётов, К-5М-22 «Орденоносная работница», пилотировала Валентина Гризодубова, облетев на нём почти всю страну, включая отдалённые районы Памира, Ферганскую долину и Кавказ.

В 1936 году Гризодубова была зачислена в ряды Красной армии и стала военным пилотом. А на следующий год, управляя легкомоторными спортивными самолётами, установила пять мировых рекордов среди женщин-пилотов — по скорости, высоте и дальности полёта, за что была награждена орденом Красной Звезды.

Вскоре Гризодубова отправится в свой главный рейс, который прославит её на весь мир,

Москва – Дальний Восток

27 — 28 июня 1938 года самолёт ЦКБ-30 «Москва» под управлением лётчика Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского совершил беспосадочный перелёт из Москвы в город Спасск-Дальний в Приморском крае протяжённостью 7580 километров (из них 6850 километров по прямой), установив мировой рекорд скорости и дальности полёта на двухместном самолёте и проложив новый кратчайший путь от Москвы к берегам Тихого океана. За это достижение обоим авиаторам было присвоено звание Героя Советского Союза.

24 сентября 1938 года двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-2 «Родина» под управлением Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой поднялся в небо с аэродрома Щёлково

Перед Гризодубовой была поставлена новая задача — установить аналогичный «женский» рекорд, совершив беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре.

24 сентября 1938 года двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-2 «Родина» под управлением Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой поднялся в небо с аэродрома Щёлково.

Поначалу всё шло хорошо, но оставив за собой Уральские горы, самолёт вошёл в сплошную облачность, и его пришлось поднять до 7500 метров, из-за чего началось обледенение корпуса, а члены экипажа вынуждены были надеть кислородные маски. В районе Красноярска отказала радиосвязь, и дальше самолёт летел «вслепую». Утром 25 сентября, когда облачность рассеялась, оказалось, что внизу — Охотское море. Гризодубова приняла решение повернуть на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. Однако горючего оставалось всего на полчаса, и до него было не дотянуть. Аварийная посадка в тайге стала неизбежной. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом, так как её застекленная кабина подвергалась особому риску при посадке без шасси. Штурман выпрыгнула, а Гризодубова повела самолёт вниз и приземлилась на поверхности замерзшего болота, в пяти километрах от реки Амгунь.

Вскоре началась поисковая операция, в которой приняло участие 50 самолётов и несколько десятков пеших отрядов. В ходе неё произошла трагедия: в условиях плохой видимости столкнулись два поисковых самолёта, члены их экипажей погибли. Также в тайге погибли 16 спасателей.

2 ноября 1938 года Валентине Гризодубовой и её спутницам было присвоено звание Героя Советского Союза

Наконец, 3 октября «Родина» была обнаружена с воздуха.  На следующий день с самолётов были сброшены продовольствие, термосы с горячим какао, тёплые вещи и сапоги. Вскоре к месту приземления лайнера подошел поисковый отряд, был развернут лагерь и налажена радиосвязь. 5 октября к лагерю вышла штурман Марина Раскова, десять дней пробиравшаяся через тайгу.

Поисковый отряд вместе со спасёнными лётчицами направился к ближайшему поселку, а затем – к Комсомольску-на-Амуре, откуда Гризодубову, Осипенко и Раскову отправили на поезде в Москву. На всем пути следования состава его встречали восторженные толпы людей, на остановках в пути проводились митинги.

По прибытии в столицу, 2 ноября 1938 года Валентине Гризодубовой и её спутницам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Несмотря на аварийное приземление, им всё же удалось установить «женский» рекорд по дальности полёта – 6450 километров (из них 5910 км – по прямой).

В годы войны

Заслуги Валентины Гризодубовой сказались и на её карьере. В 1939 году она назначается начальником Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота СССР. В том же году Гризодубова избирается депутатом Верховного Совета СССР.

В 1939 году Валентина Гризодубова назначается начальником Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота СССР. В том же году Гризодубова избирается депутатом Верховного Совета СССР

С началом Великой Отечественной войны прославленная лётчица подаёт прошение об отправке на фронт, но получает категорический отказ. Однако в марте 1942 года её назначают командиром 101-го авиаполка дальнего действия, сформированного из пилотов, штурманов и техперсонала Гражданского флота. Основная задача авиаполка – доставка боеприпасов к линии фронта, а также снабжение партизанских групп в тылу врага. Также составлявшие основу авиаполка пассажирские самолёты Ли-2 использовались в качестве бомбардировщиков.

В октябре 1943 года полк под командованием Валентины Гризодубовой преобразуется в 31-й Гвардейский бомбардировочный авиаполк. Его задачи те же – снабжение войск и партизан и бомбардировка объектов противника.

Всего до конца войны Гризодубова лично совершила более 200 вылетов (включая 132 ночных). В 1943 году ей было присвоено звание полковника.

После войны

В 1946 году полковник Валентина Гризодубова выходит в запас и возвращается в Гражданскую авиацию в качестве заместителя директора по летной части НИИ-17 (позднее — Московский научно-исследовательский институт приборостроения), где курирует испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и гражданской авиации.

В 1946 году полковник Валентина Гризодубова выходит в запас и возвращается в Гражданскую авиацию

В 1963 году по её инициативе создается Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, директором которого она становится. Спустя девять лет Гризодубова вернулась на прежнюю должность в институт приборостроения, где и проработала вплоть до своей кончины в 1993 году. В 1986 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

При жизни она не раз говорила своим коллегам: «Настоящий лётчик должен любить свою профессию, свой самолёт, а самое главное — небо».

Память

Имя Валентины Гризодубовой носят улицы во многих городах России и Украины, а также улица в Минске и в Алма-Ате.

Имя Валентины Гризодубовой носят улицы во многих городах России и Украины

Также её имя носил 103-й Гвардейский Красносельский Краснознамённый военно-транспортный авиаполк, дислоцировавшийся в Смоленске и расформированный в 2009 году.

У входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (ныне — Концерн радиостроения «Вега») на Кутузовском проспекте в 2000 году установлен памятник Валентине Гризодубовой.

Игорь ЧЕРЕВКО

Добавить комментарий