О совершенствовании существующей законодательной базы в части обращения с отдельными видами отходов 5 класса опасности
В настоящее время свод законов и правил в области обращения с отходами производства и потребления на территории Российской Федерации являются одними из самых жестких и зарегулированных в мире. Законодательная база постоянно совершенствуется и регулируется в соответствии со стремительно меняющейся структурой промышленного производства и потребления, и как следствие этого меняющейся номенклатурой отходов.
Основным нормативным документом в области обращения с отходами является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об отходах производства и потребления». В соответствии с данным Законом предусматривается 6 видов деятельности
по обращению с отходами, такие как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение, накопление. Все отходы, в соответствии с п. 1 ст. 4 закона N 89-ФЗ от 04.05.11 г., делятся на пять классов, согласно их опасности. I–IV классы считаются опасными, а V класс к таковым не относится, поскольку не оказывает негативного воздействия на окружающую природную среду и на человека.
25 июля 2017 года было принято Распоряжение Правительства №1589-р, запрещающее утилизацию целого ряда отходов IV и V классов, в состав которых входят компоненты, подлежащие утилизации, иными словами, полезные компоненты. Таким образом, захоронение данных видов отходов запрещается. Данные отходы необходимо сдавать в пункты вторсырья или передавать организациям, занимающимся сбором, обработкой или утилизацией отходов. Данный подход является абсолютно правильным и оправданным, так как появление новых технологий позволяет (и в будущем обязательно позволит) производить утилизацию ещё большей номенклатуры отходов. Абсолютно очевидно, что данный перечень необходимо расширять.
Необходимо отдельно указать что Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами:
– вторичные ресурсы;
– вторичное сырьё.
Вторичные ресурсы представляют собой отходы или их части, которые могут быть повторно использованы для производства.
Вторичное сырьё, в свою очередь, относится к продукции, полученной непосредственно из вторичных ресурсов без обработки или с использованием технологических процессов, методов и способов, предусмотренных нормативными документами в области стандартизации.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 268-ФЗ ко вторичным ресурсам можно отнести значительную часть отходов V класса опасности.
Для полноценного рассмотрения практики применения административного наказания необходимо напомнить основные положения статьи 9 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления». Так для обращения с отходами V класса опасности не требуется лицензия на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание отходов. Лицензия требуется только на размещение данного класса отходов на специализированных предприятиях и полигонах. Однако для ведения деятельности по утилизации (в ранней версии закона – использовании) практически неопасных отходов V класса технологический процесс по утилизации часто трактуется так, что работы необходимо производить в соответствии с технологией (технологическими решениями) получившей заключение государственной экологической экспертизы (далее ГЭЭ). Причём даже если согласиться с необходимостью ГЭЭ закон не выделяет отдельно отходы V класса опасности, а указывает на необходимость наличия технологии для всего перечня работ по утилизации любых отходов. Также, как уже было выше сказано, Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами, это вторичные ресурсы и вторичное сырье. То есть определяет тот факт, что существуют такие виды отходов, которые готовы к повторному применению в том виде, в котором они образовались без какого-либо вмешательства в их морфологический, химический и компонентный составы. Таким образом, два закона вступают в некое противодействие друг с другом.
Несомненно, к таким видам отходов – вторичное сырье, то есть продукции, полученной непосредственно из вторичных ресурсов без обработки или с использованием технологических процессов, методов и способов, предусмотренных нормативными документами в области стандартизации, относятся именно отходы V класса.
Разберем ставшим практически типовым пример выписывания штрафа за нарушение в области обращения с отходами в соответствии со статьей 8 п. п.п. 3.1, 3.3, 4 КоАП. При разработке котлована объекта капитального строительства образуется грунт. Грунт после проведенных исследований относят к отходу V класса опасности, то есть грунт является практически неопасным отходом. В связи с тем, что грунт с конкретного объекта представляет достаточно однородный материал по своим физико-механическим свойствам и может быть повторно применен в хозяйстве, данный отход является востребованным продуктом на рынке его можно и нужно характеризовать как вторичный ресурс. В тоже самое время на небольшом удалении от объекта строительства имеется необходимость в отсыпке территории, подвергнувшейся или антропогенному (разработка карьеров) или природному воздействию (оползни, эрозия), где нарушена целостность дневной поверхности и/или нижних слоев грунта и имеются или котлованы, или овраги. Для заполнения выемок достаточно разработать Проектную Документацию, которая не подлежит Государственной Экологической Экспертизе в соответствии со ст. 11. Закона об ГЭЭ и применить (утилизировать) грунт, образовавшийся при производстве земляных работ, то есть этот грунт можно отнести ко вторичному сырью, отходу, не требующему дополнительного вмешательства. Все что необходимо в данном случае это осуществить его транспортировку от места погрузки до места разгрузки и осуществить выгрузку и планировку грунта.
Вот тут и возникает несколько вопросов, трактовка которых практически в каждом случае отличается у хозяйствующих субъектов и надзирающих органов власти.
1. Органы надзора трактуют факт утилизации данного отхода как факт размещения отхода на земельном участке, не предназначенном для размещения отходов и требуют для продолжения работы в различных случаях и в зависимости от настроения или иного состояния конкретного проверяющего:
– лицензию на осуществление деятельности соответствие объекта;
– перевод объекта в вид разрешенного использования, полигон ТКО;
– наличие оборудованной площадки для обработки отхода в продукт (технический грунт);
или предъявляют иные требования к объекту утилизации.
Тот же процесс происходит в случае использования (утилизации) вторичного сырья такого как бой кирпича, бой бетона, бой железобетона, которые могут быть использованы для строительства оснований временных и постоянных дорог, проездов и площадок.
Данные требования являются на наш взгляд абсолютно излишними и только порождают пагубную практику излишнего давления на строительные организации и на хозяйствующие субъекты. То есть в случае применения (утилизации) отходов V класса опасности, которые являются вторичным сырьем однозначно из этих отходов должны быть удалены (отобраны) металл и, если попадаются банки, бутылки и иные материалы, которые не являются составной частью данного отхода. Но принимать решение об измельчении или добавлении тех или иных заполнителей должна принимать исключительно строительная организация, а не орган власти, который контролирует экологическую сторону процесса.
В случае наличия в перевозимом грунте кусков арматуры, камней, кирпича, корней деревьев сотрудники надзорных органов трактуют данный факт, как транспортировку опасных отходов, хотя по факту имеется грунт с вкраплениями других практически неопасных отходов V класса. Несомненно, что в соответствии с Распоряжением Правительства №1589-р от 25.07.17 года отходы металлургического производства изделий и в том числе арматура должны быть использованы повторно. Таким образом, перед использованием данного грунта необходимо осуществить предварительный отбор вкраплений из привезенных отходов.
В тоже самое время отбор камней из поступившего грунта должен принимать непосредственно производитель работ, так как использование камней, боя кирпича, бетона, железобетона, горных пород для отсыпки слоев глубинного заложения является абсолютно приемлемым так как эти отходы в чистом виде являются не чем иным как крупным заполнителем. А вот использование камней, боя кирпича, бетона, железобетона, горных пород для формирование верхнего и/или плодородного растительного слоя участков сельскохозяйственного или лесоустроительного назначений является недопустимым так как не позволит в дальнейшем производить эксплуатацию участка в соответствии с видом разрешенного использования.
Таким образом, абсолютно точно назрела необходимость в конкретизации и корректировке свода законов по обращению с отходами производства и потребления именно в части обращения с практически неопасными отходами V класса опасности.
Предложения.
1. В первую очередь предлагается дополнить Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р списком отходов, которые автоматически при их образовании необходимо отнести ко вторичным ресурсам и вторичному сырью. Таким образом будет определена первоочередная необходимость в их утилизации (использованию) и это позволит открыто оперировать данными отходами, не боясь различных трактовок законодательства.
2. Определить конкретные требования к объектам утилизации (использования) вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов V класса опасности, будь то разработанная Проектная Документация, наличие контрольно-пропускного пункта, пункта мойки колес автотранспорта, применение технологии отбора вторичного сырья из поступающего грунта и иных технологий для обработки отходов V класса опасности.
3. Законодательно установить, что утилизация практически неопасных отходов V класса может происходить на земельных участках, не предназначенных для размещения опасных отходов, но только и именно утилизация практически неопасных отходов и только в объёме, определённом проектной документацией.
4. Исключить отходы V класса опасности, соответствующие вторичному сырью из ФККО.
5. Конкретизировать и указать, что не требуется наличие технологии, прошедшей Государственную экологическую экспертизу, в случае утилизации отходов V класса опасности, которые являются вторичным сырьем и вторичным ресурсом.
6. Чётко определить, что полномочия контролирующих органов заканчиваются на том чтобы контролировать транспортировку и завоз отходов V класса опасности, которые являются вторичным сырьем и вторичным ресурсом, и не распространяются на применение или не применение технологий изготовления технических грунтов. И указать что технологический процесс определяет Проектная организация и выполняет непосредственно производитель работ.
Авторы:
Депутат МО Ульянка 6 созыва (Санкт-Петербург)
Общественный инспектор по охране природы
Сергей Владимирович Крупко
Krupko_sergey@mail.ru
Генеральный директор
ООО «Современные Экологические Технологии»
Сергей Александрович Карин
director@svalok-net.ru
www.svalok-net.ru