В информатаку на Россию влили миллиарды долларов

Fake

На массированную информационную атаку против России с февраля этого года были потрачены миллиарды долларов, а количество фейков перевалило за тринадцать миллионов. Задействованы в антироссийской пропаганде, как выяснилось, западные спецслужбы, неправительственные, некоммерческие организации, крупные зарубежные медиаагентства и ряд социальных сетей. Подрывная работа ведётся с территории США, Великобритании, Канады, Польши, Украины, из блока НАТО и стран ЕС. Это настоящая информационная война.

Для создания «вбросов» на примитивном уровне используется в том числе компьютерная графика, многих потребителей контента не смущает даже такой уровень подделки

На данный момент распространено 13,2 миллиона фейков, дезинформации, ложных сообщений, а также различного рода призывов к насилию в отношении россиян и русских в целом. На данную кампанию, по оценкам экспертов, потрачено более 2,8 миллиарда долларов. Соответствующие данные обнародовали во вторник в Лиге безопасного интернета.

Арсенал информационных вбросов самый широкий. От призывов к протестам до запугиваний и формирования негативного образа будущего. Что касается спецоперации на Украине, то периодически появляются ложные сообщения о якобы взрывах на опасных предприятиях, химатаках, о принудительной выдаче паспортов СССР на «захватываемых» российскими военнослужащими территориях, о «краже» то украинского зерна, то троллейбусов, то асфальта. Сообщения сопровождаются «подтверждающим» фото и видеоконтентом.

«Ещё один фейк — это вообще видео, взятое из компьютерной игры Digital Combat Simulator. Это информация о том, что украинские СУ-25 якобы произвели удар по российским войскам. И это не первый случай использования кадров из компьютерных игр для производства фейков, для того, чтобы показать некую победу над Российской армией», — привела пример на пресс-конференции в ТАСС директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина. Подобные вбросы с «подтверждением» в виде картинок из игр касались истории с якобы уничтожением российской бронетехники под Харьковом и «ликвидации» четырёх вертолётов К-52.

Помимо контента из компьютерных игр для нужного «освещения» хода операции противники используют кадры боевых действий, не имеющих отношения к сегодняшнему дню — например, из Нагорного Карабаха. «Мы часто сталкиваемся с попытками украинской стороны выдать архивные события за события недавних дней. И примеров таких много. Например, информация об «уничтожении» российских танков или ракетные удары по Харьковской области», — обратила внимание Мизулина. По её словам, примерно 30 миллионов долларов тратится каждый день для того, чтобы распространять дезинформацию в отношении России.

Обращает на себя внимание трансформация целей антироссийской информационной кампании. На раннем этапе основной ложный тезис был о том, что Россия — якобы страна-агрессор под руководством свирепого лидера. Сейчас тезис видоизменился и продвигается идея, что Россия якобы просто является фашистским государством. Если кампания первоначально была направлена на дестабилизацию политической ситуации внутри России с целью посеять тревожные настроения, панику среди населения, то когда стало ясно, что цель не достигнута, риторика изменилась. И сейчас одна из основных целей — полное расчеловечивание образа русских, формирование в мире представления о россиянах как о нерукопожатных.

Изменение вектора информационной кампании обусловлено в целом провалом попытки расколоть российское общество и посеять панику. Более того, общество под давлением, напротив, консолидировалось. Одиозные фейки, вроде событий в Буче, были опровергнуты уже и в ряде иностранных СМИ. Очевидны и успехи российских вооружённых сил в операции. Теперь фейковое воздействие во многом рассчитано на жителей иностранных государств и граждан постсоветского пространства.

«Ключевыми рупорами, ключевыми платформами, которые используются для информационной атаки, по прежнему являются Google и его поисковая выдача, Youtube, Twitter, Tiktok, экстремистские организации Facebook, Instagram, различные иностранные медиакорпорации, а также так называемая свободная энциклопедия Википедия, которая распространяет большое количество дезинформации о нашей стране, в том числе об истории России и о культуре России», — заявила директор лиги. Большой пласт дезинформации распространяется и через российские ресурсы — Вконтакте и Одноклассники.

Удалось выявить как исполнителей, так и заказчиков вбросов. «Сейчас можно уже прямо говорить о том, что заказчиками информационной атаки против России являются западные спецслужбы, западные неправительственные, некоммерческие организации, крупные медиаагентства и ряд социальных сетей. В том числе из США, Великобритании, Канады, Польши, из блока НАТО и стран Евросоюза, и, конечно, с территории Украины. Мы видим присутствие Пентагона в лице U.S. Cyber Command, присутствие Агентства национальной безопасности, Агентства США по глобальным медиа, Фонда Сороса», — проинформировала Мизулина, — Мы столкнулись с очень серьёзной атакой на страну и недооценивать эти действия нельзя».

Было также заявлено о непосредственной информационной атаке компании Google на Россию: «Наши специалисты, которых мы подключили, заявляют о прямом участии компании Google в информационной атаке на Россию. И с помощью специалистов, которые так или иначе взаимосвязаны с компанией, и с помощью различных инструментов технического характера, которые эта компания использует для продвижения различных фейков, различных насильственных призывов, в том числе в поисковой выдаче и в топе видеохостинга YouTube».

Есть информация к размышлению и по поводу VPN-сервисов, которые позволяют российским пользователям обходить блокировку запрещённых Facebook, Instagram и им подобных ресурсов. Подобного рода сервисы, анонимайзеры, используются для различного рода преступной активности (продажи наркотиков, оружия, детской порнографии и т.п.), указывают специалисты. Понятно, почему государство ограничивает такие сервисы.

«Подавляющее большинство людей используют бесплатные VPN-сервисы, а все, что бесплатно, так или иначе имеет свою цену. Любое приложение бесплатное выкачивает данные из устройства, и плата за использование этого приложения — это те сведения, та информация, которая хранится на нашем устройстве. Таким образом, многие люди потом не понимают, почему совершаются мошеннические действия с использованием данных карточек или иных персональных данных. Даже работая в фоновом режиме, приложение продолжает собирать эти данные», — указала глава лиги. Ещё одна угроза анонимайзеров — заражение вирусами.

Интересно, что есть несколько приоритетных точек информационных атак против России — это Кавказ, это Крым с Севастополем, это Сибирь и национальные республики. Это традиционные точки, на которые наши западные партнёры давили. Активно атакуют Якутию и ряд субъектов Дальнего Востока.

Есть ли российский ответ на западные информационные атаки? Пока финансирование контрпропаганды отличается в тысячи раз в меньшую сторону. Однако работа становится более системной и многопрофильной: «Привлечено много блогеров, военных корреспондентов. Это востребовано у наших граждан, они хотят видеть сводку ежедневно. И те блогеры, которые рассказывают об этом откровенно, без прикрас, они растут, в том числе в Telegram. Россия перестроилась, перестроились и телеканалы, и мы более активно стали отстаивать правду. Но урон нанесён не на один год вперёд. Много лет нам придётся переламывать, и воссоздавать образ и России, и россиян во всём мире. Одномоментно было распространено слишком много вранья о нашей стране, и распространено профессионально».

Юлия Медведева

Вам будет интересно