Перейти к содержимому
Главная страница В доме Брюллова будут разводить канареек?

В доме Брюллова будут разводить канареек?

Заброшенный и разграбленный особняк Брюллова на Кадетской линии Васильевского острова нашёл арендатора по программе «Рубль за метр». Фирма с «канареечным» названием обещает создать здесь «общественное пространство». Пропал дом?

Фасад дома Брюллова со стороны Тучкова переулка (современное состояние)

20 июля состоялись торги, на которые было выставлено здание (памятник истории и культуры федерального значения) «Дом Брюллова А.П. (Сюзора П.Ю.)», расположенное на Кадетской (Съездовской) линии Васильевского острова, №21. Речь идёт о заключении договора аренды на 49 лет по петербургской городской программе «Рубль за метр».

За трёхэтажное здание общей площадью 2014,1 квадратных метра, занимающее участок между Кадетской линией и Тучковым переулком, поборолись три участника. В ходе торгов начальная цена (то есть размер ежемесячной арендной платы) увеличилась в 1,4 раза, составив 704,7 тысячи рублей.

Так выглядит теперь парадная лестница брюлловского дома

Кстати

Программа «Рубль за метр» действует в Петербурге с 2018 года и пока по ней удалось «пристроить» инвесторам несколько  довольно скромных исторических памятников (дача Кочкина и дом Змигродского в Сестрорецке, Александровские ворота Охтинских пороховых заводов, контора и здание библиотеки лесопильного производства Колобовых на Большой Зелениной улице, 43, оранжерея в Петергофе). По условиям программы на период проведения реставрационных работ арендатор выплачивает рыночную ставку, определённую по итогам торгов, а после их завершения будет платить один рубль за один квадратный метр площади объекта. Реставрация должна завершиться в течение семи лет, общий срок договора аренды — 49 лет. Если инвестор не уложится в установленные сроки, договор может быть расторгнут.

Победителем аукциона по дому Брюллова стало ООО «Я хочу быть твоей канарейкой». Единственным учредителем этой фирмы является, по данным открытых источников, Станислав Дейнека, который является генеральным директором компаний «Арт проперти», «Милый кот» и «Игровой кот», а их собственником является основатель BS Аrt Development Group Александр Басалыгин.

В управлении этой группы находится в Петербурге более 100 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости. Среди её проектов — «Вавилов лофт» на Васильевском острове, «Флигель» на улице Восстания, «Третий кластер» на 8-й Советской улице. Ранее компания занималась и проектом «Голицын лофт» на набережной Фонтанки, но он закрылся в 2020-м.

Комната одной из расселённых коммуналок в доме Брюллова

Басалыгин заявил газете «Коммерсантъ», что дом Брюллова превратиться в многофункциональное пространство, где найдётся место заведениям общепита, выставочным и офисным помещениям. Он отметил, что «интерес к качественным проектам такого формата сохраняется, несмотря на экономическую ситуацию», после проекта «Голицын лофт» у компании «не было зданий с сопоставимым историческим наследием».

«Мы бережно выполним реставрацию и откроем своё креативное пространство, это здание идеально подходит под такой проект. Все здания, в которых нам приходилось работать, выглядели примерно так же (то есть находились в аварийном состоянии, — И.Т.), на самом деле это не проблема. Единственный нюанс — статус памятника, из-за которого согласование проекта может затянуться на несколько лет», — сказал Басалыгин уже другому петербургскому бизнес-изданию.

Инвестиции в проект оцениваются экспертами примерно в 150 миллионов рублей. Хотя, как считают специалисты, просчитать все возможные риски возрождения исторического здания, находящегося в «убитом» состоянии, без соответствующего опыта сложно. Так что расходы на реализацию проекта и сроки его окупаемости могут значительно вырасти «по ходу пьесы».

Потолки и своды залов брюлловского дома — в аварийном состоянии

Из книг, посвящённых истории этого дома и биографиям связанных с ним выдающихся деятелей русского искусства, можно собрать целую библиотеку, поэтому ограничимся лишь краткой справочной информацией.

Первое строение на этом земельном участке было заложено ещё при жизни Петра Великого в 1724 году. Скорее всего, речь может идти о воплощении одного из утверждённых тогда для Петербурга типовых проектов (видимо, это был «дом для именитых» — два этажа, семь окон по фасаду).

Нынешний вид со стороны Кадетской линии здание приобрело в середине 1780-х, когда им владел купец Грехов. Цокольный этаж обработан рустами, центральная часть фасада выделена четырьмя пилястрами коринфского ордера, на которые опирается треугольный фронтон, по бокам расположены два скульптурных фриза с фигурами резвящихся детей.

Кстати

С конца XVIII века домом владели купцы и промышленники Билибины — предки замечательного русского художника Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), прославившегося книжными иллюстрациями и оформлением театральных постановок. Кроме того, в 1917 году он создал рисунок двуглавого орла без корон и других имперских символов, который использовался в качестве герба Российской республики. В 1992 году этот рисунок стал эмблемой Центрального банка РФ и до сих пор его можно увидеть на монетах, ещё не вышедших из обращения (теперь их чеканят с изображением нынешнего государственного герба Российской Федерации, то есть со всеми регалиями).

Российский герб по версии Ивана Билибина

В 1845 году дом приобретает архитектор Александр Брюллов — старший брат знаменитого автора картины «Последний день Помпеи». Зодчий в процессе перестройки и расширения здания не затронул главный фасад — работы коснулись дворовых флигелей, интерьеров и корпуса со стороны Тучкова переулка. Новый хозяин здесь не жил, здесь размещалась его студия и контора, квартиры и ряд помещений первого этажа сдавались внаём.

Александр Павлович Брюллов (1798-1877) — русский архитектор и художник, академик. Среди построенных по его проектам зданий в Петербурге — Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади, лютеранский собор св. Петра и Павла на Невском проспекте, Михайловский театр, Пулковская обсерватория и др. Кроме того, зодчий восстановил и заново оформил после грандиозного пожара, случившегося в 1837 году, ряд парадных залов Зимнего дворца. Работал Брюллов и в жанре акварельного портрета. Пожалуй, самой знаменитой его работой в этом жанре является портрет жены Александра Сергеевича Пушкина — Натальи Николаевны.

Акварельный портрет Н.Н. Пушкиной кисти Александра Брюллова

После смерти Брюллова дом достался по наследству его дочери Софье, которая была замужем за другим выдающимся петербургским архитектором — Павлом Юльевичем Сюзором (1844-1919). По его проектам в Петербурге было возведено около 100 зданий, но самым известным из них, конечно же, является офис компании «Зингер» на Невском проспекте, где в советское время обосновался Дом книги.

В числе других выдающихся деятелей русской культуры (Александр Бенуа, Николай Лансере, Иван Фомин, Мстислав Добужинский, Владимир Щуко, Алексей Щусев и др.) Сюзор выступил инициатором создания Музея Старого Петербурга, который и разместился в доме на Кадетской линии. В советское время его фонды были переданы Музею истории Ленинграда.

После 1917 года в доме Брюллова-Сюзора в разное время размещались детский сад, коммунальные квартиры, комбинат «Трудпром», библиотека. В 1955 году была проведена единственная за всю его историю профессиональная реставрация особняка.

В 2008 году дом был признан аварийным и постепенно расселён. Около десяти лет здание заброшено, значительная часть сохранившегося убранства (печи, камины, лепнина и др.) разграблена. Среди вариантов использования памятника фигурировали его передача петербургскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а затем Музею-институту исламской культуры. Но всё закончилось арендой «рубль за метр» и обещанием превратить уникальный дом в очередное «общественное пространство».

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы Фонда имущества Петербурга и сайта www.citywalls.ru

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2