Пётр Покрышев — защитник ленинградского неба

pokryshev_3
24 августа 1943 года, в день рождения Петра Покрышева, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему второго звания Герой Советского Союза

105 лет назад, 24 августа 1914 года, родился выдающийся советский лётчик-ас, дважды Герой Советского Союза Петр Афанасьевич Покрышев, стяжавший славу в воздушных боях в небе Ленинграда.

Из слесаря — в лётчики

Пётр Покрышев родился и вырос в крестьянской семье в селе Голая Пристань (ныне -одноименный город в Херсонской области Украины). Окончив восьмилетку, он поступает в ФЗУ (школа Фабрично-заводского ученичества, аналог ПТУ) при харьковском заводе «Серп и молот», где работает слесарем. С ранних лет Пётр увлекался авиацией, и параллельно с учебой в школе ФЗУ и работой на заводе, занимался в планерном кружке и местном аэроклубе. В 1931 году 17-летний Покрышев оканчивает курсы Харьковского аэроклуба Осоавиахима, а через три года, по комсомольской путёвке, поступает в Одесскую военную авиационную школу пилотов. Отучившись в ней, в 1935 году он получает назначение в Ленинградский военный округ, где служит в различных авиачастях.

Своё первое боевое крещение молодой пилот получает во время Советско-финской войны. 18 декабря 1939 года штаб 7-го истребительного авиаполка, где служит Покрышев, получает сообщение о том, что в районе Выборга группа советских бомбардировщиков атакована финскими истребителями. Вылетевшая на перехват эскадрилья столкнулась с тремя финскими «Фоккерами». Покрышев немедленно развернул своё звено навстречу противнику и сбил ведущий самолёт врага. Однако его с самого подбила финская зенитка. Несмотря на то, что его самолёт загорелся, отважный пилот не стал прыгать с парашютом, а направив свою машину к земле, успешно приземлился в лесу и смог добраться до своих.

Через несколько дней он уже в строю, и 23 декабря сбивает свой второй финский истребитель.

Всего же за время скоротечной Советско-финской войны Покрышев совершил несколько десятков боевых вылетов.

Рождение героя

Начало Великой Отечественной войны старший лейтенант Пётр Покрышев встречает командиром эскадрильи 154-го истребительного авиаполка, дислоцированного под Ленинградом.

К июлю 1942 года на боевом счету капитана Петра Покрышева числилось уже 18 вражеских самолётов, 11 из которых он сбил лично, а остальные — в группе

25 июня он добивается своей первой на этой войне и третьей по счёту воздушной победы, сбив немецкий штурмовик «Юнкерс-88». По скорости «Юнкерс» превосходил большинство истребителей, находившихся в то время на вооружении советских ВВС. Но авиаполк Покрышева недавно получил самолёты новой модели, разработанные КБ Яковлева – «Як-1», имевшие превосходные лётные характеристики. Поэтому, несмотря на все попытки немецкого пилота уйти на максимальной скорости, наш истребитель догнал его, и, спикировав сверху, прошил пулемётными очередями, после чего «фриц» загорелся и рухнул на землю.

29 июня Покрышев сбивает ещё один бомбардировщик – «Хейнкель-111», а к концу года доводит личный счёт в этой войне до пяти вражеских машин (не считая двух финских истребителей).

Необычной оказалась победа, которой лётчик добился 20 июля. Столкнувшись в небе над Ропшой с истребителем-бомбардировщиком «Мессершмит-110», Покрышев обнаружил, что у него закончились боеприпасы. Тогда он пошёл в лобовую атаку на немецкий самолёт, и его пилот, не выдержав, резко отвернул в сторону, после чего «мессер» свалился в штопор и разбился. Этот пример характеризует нашего лётчика как мужественного и волевого человека, готового ради победы поставить на кон свою жизнь.

…Вскоре в авиаполк прибыли поставленные по ленд-лизу американские истребители P-40 «Томагавк». 17 декабря шесть этих машин, пилотируемых советскими пилотами, столкнулись с девятью немецкими истребителями «Ме-109». Один из них был сбит Покрышевым. Оказалось, что его пилотом был немецкий ас Юлиус фон Селла, имевший на своём счету 15 побед.

Наступал 1942 год – год, в который Пётр Покрышев станет одним из самых известных и результативных советских летчиков-истребителей.

«Меня нельзя сбить!»

На конец лета 1943 года боевой счёт гвардии майора Покрышева насчитывал 22 самолёта, сбитых им лично, и семь — в групповых боях»

Зима 1941-42 годов была крайне напряжённым временем для лётчиков 154-го авиаполка, чьи самолёты прикрывали «Дорогу жизни». А в апреле 1942 года они были брошены на защиту Кронштадта, гавань которого подверглась массированным налётам немецких бомбардировщиков. В небе над главной базой Балтфлота наши лётчики сбили более 30 немецких самолётов, потеряв всего пять истребителей, что заставило командование «люфтваффе» отказаться от своего воздушного наступления.

В ходе этих боёв Петр Покрышев применяет новую для советской авиации тактику, делая ставку на использование истребителей в «парах».

«Первыми систематически применять боевой порядок “пары” стали Пётр Покрышев и Андрей Чирков. Кстати, Покрышев предложил перейти на пару ещё во время войны с Финляндией, доказывая преимущества пары перед звеном из трёх самолётов. Но тогда этот вопрос повис в воздухе — переход к “паре” во многом менял тактику воздушного боя, требовал от ведущего и ведомого абсолютной синхронности и согласованности в действиях», — вспоминал в своих мемуарах будущий Главный маршал авиации и Командующий ВВС РККА Александр Новиков, бывший в то время Командующим ВВС Ленинградского фронта.

Мастерство Покрышева возросло настолько, что он одерживал победы даже в бою с многократно превосходящими силами противника, сам при этом оставаясь невредимым.

Так, в апреле 1942 года, с четырьмя самолётами прикрывая группу наших бомбардировщиков, он заметил приближающуюся армаду из 25-ти истребителей «Ме-109». Оставив для прикрытия «бомберов» два самолёта, он, вместе со своими ведомым атаковал немцев и сбил один из «мессеров». Пока шёл этот неравный бой, бомбардировщики успели благополучно уйти.

Известный советский поэт Николай Тихонов, в годы войны работавший в Политуправлении Ленинградского фронта и лично знавший Покрышева, вспоминал:

«Однажды Покрышев поразил меня фразой сказав: “Меня нельзя сбить!”

Я изумился его словам: “Но как же, Пётр Афанасьевич!  Ведь был же случай, когда вы на горящем самолёте сели поперёк полосы и сутки после этого были без памяти!”.

Покрышев не смутился: “Это было первый и последний раз. И случилось потому, что я был виноват сам — на секунду задумался и был жестоко наказан. С тех пор я слежу за собой и должен вам сказать, что нет такого труднейшего положения, из которого при умении нельзя выйти”.

Сам Покрышев писал:

«Я знаю небо и знаю свой самолёт. На моём боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя. Меня ничто не удивит, какой бы трюк ни выкинул воздушный враг. Меня ничто не испугает и не выведет из себя. Это привычка. Сосредоточение всего себя в полёте: глаз, подмечающий всё, ухо, слушающее мотор и воздух, всё существо, сосредоточенное на одном, — без этого нет успеха… Только полная ответственность каждого движения и уверенность в полёте. Никакого волнения. Если следишь за собой и противником — победа обеспечена. Если прозевал, если хоть чуточку ослабил внимание, сразу же врывается случайность. А когда всё измеряется мгновениями, долями секунды, то можешь это мгновение прозевать, и оно станет роковым. Вот и все мои секреты».

К июлю 1942 года на боевом счету капитана Петра Покрышева числилось уже 18 вражеских самолётов, 11 из которых он сбил лично, а остальные — в группе. Он считался лучшим лётчиком-истребителем Ленинградского фронта и был представлен к званию Героя Советского Союза, которого и был удостоен 10 февраля 1943 года.

Весной 1943 года 154-й авиаполк распрощался с американскими «томагавками» и «пересел» на новые истребители Як-7Б. На одном из них в начале июня 1943 года Покрышев сбил «Фокке-Вульф 190» под управлением оберфельдфебеля Петера Бремера, имевшего на своём счету 40 побед. Бремер, приземлившись территории, контролируемой нашими войсками, попал в плен.

19 июня 1943 года Гвардии майор Покрышев был назначен командиром 159-го истребительного авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, летающего на новейших самолётах Ла-5.

Дважды Герой

…Попрощавшись с сослуживцами и собрав свои вещи, Покрышев вышел на взлётное поле и увидел, как истребители его, теперь уже бывшего, авиаполка, взмывают в небо. Оказалось, что они вылетели на перехват немецких самолётов. Тогда лётчик, забросив вещмешок в кабину своего истребителя, отправился вслед за ними. Вот как описывалось происшедшее далее в газете «Красная Звезда»:

«На дальних подступах к нашему аэродрому была замечена группа вражеских самолётов. В воздух поднялись истребители. Вслед за ними вылетел Герой Советского Союза Гвардии майор П. А. Покрышев. Набрав большую высоту, он заметил, что наши истребители завязали бой с противником. Имея превышение над вражескими самолётами, советский ас с пикирования напал на них. Первая атака не принесла победы. Тогда с короткой дистанции Покрышев пошёл во вторую атаку и сбил “Юнкерс”. Но в этот момент шесть “Фокке-Вульфов” окружили его со вcеx сторон. В течение 15 минут Покрышев вёл неравный бой с противником, в котором ему удалось сбить ещё один вражеский самолёт.

Враг неистовствовал и продолжал преследовать отважного лётчика. Однако путём искусного маневрирования советский ас вышел из затруднительного положения и благополучно вернулся на свой аэродром.

В результате этой победы Гвардии майор Покрышев имеет на своём счету 22 самолёта, сбитых им лично, и семь — в групповых боях».

24 августа 1943 года, в день рождения Петра Покрышева, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему второго звания Герой Советского Союза.

Это известие было омрачено происшествием, случившемся в этот же день. Двигатель учебного самолёта, на котором Покрышев выполнял тренировочный полёт вместе с одним из молодых пилотов, внезапно загорелся на высоте 400 метров, и машина совершила жёсткую посадку.  Оба лётчика остались живы, но у Покрышева были перебиты ноги…

Но вскоре он снова поднимется в небо. В октябре того же года знаменитый советский авиаконструктор Александр Яковлев, «отец» самолётов серии «Як», передал прославленному лётчику специально подготовленный под него, с учётом травмы, истребитель «Як-9».

На нём до конца войны Покрышев летал в качестве командира 159-го истребительного авиаполка, но активного участия в боях принимать не мог, и его боевой счёт уже не изменился.

После войны

Тем не менее, после окончания войны, Пётр Покрышев продолжал служить в ВВС и даже летал на реактивных истребителях. В 1956 году ему было присвоено звание генерал-майора, а спустя пять лет он выходит в отставку и вскоре назначается начальником Ленинградского аэропорта, который тогда еще не носил название «Пулково».

22 августа 1967 года Петр Покрышев трагически погиб, утонув во время купания в озере под Ленинградом. Похоронили его в родной Голой Пристани.

Именем Покрышева названы улицы в Петербурге, Херсоне, Донецке и Голой Пристани.

А 5 мая 2016 года на фасаде школы № 84 Петроградского района, рядом с которой, на Большой Монетной улице, жил Пётр Покрышев (дочь которого училась в этой школе), была открыта мемориальная доска в память о выдающемся лётчике, защищавшем небо Ленинграда.

Игорь ЧЕРЕВКО

Вам будет интересно