Под Петербургом появится «самый мощный» белорусский порт

port1

Под Петербургом в ближайшей перспективе появится белорусское портовое хозяйство. Минск планирует переориентировать на местные порты около двадцати миллионов тонн своих грузов. В минувшие выходные президент Белоруссии Александр Лукашенко ознакомился с местом создания портовых мощностей в морском перегрузочном комплексе «Бронка» и высказал уверенность, что совместными усилиями удастся возвести «самый мощный порт». Эксперты позитивно оценивают перспективы проекта.  

Президент Белоруссии во время рабочего визита в Петербург Фото: telegram-канал Пул Первого

Проект по строительству на Северо-Западе белорусского портового хозяйства для перевалки грузов поддержан руководством Российской Федерации. Белорусские портовые мощности в морском перегрузочном комплексе «Бронка» могут появится в течение двух лет. Проект поможет Белоруссии, как стране, не имеющей собственного выхода к морю, снять зависимость от недобросовестных партнёров в Прибалтике, которые в одностороннем порядке аннулировали договор о железнодорожном транзите белорусских удобрений и их перевалке в местных портах. В частности, был расторгнут рассчитанный до 2023 года договор по перевалке 11 миллионов тонн удобрений в Клайпедском порту.

Идея строительства порта озвучивалась  ранее. В середине февраля этого года Александр Лукашенко говорил о достигнутом с Владимиром Путиным понимании по вопросу организации белорусской портовой инфраструктуры под Петербургом для перевалки миллионов тонн белорусских грузов. Тогда же Лукашенко акцентировал внимание на том, что Белоруссия не вернётся к перевалке своих грузов через территорию Литвы и Украины.

Развитие проектов Белоруссии на Балтике служит и развитию России, расширению возможностей страны, увеличению грузоперевозок. С точки зрения международного права, препятствий к этому нет. Аргументом «за» является и международная обстановка: ситуация указывает на прямую необходимость искать безопасные и эффективные варианты экономической деятельности, которые предусматривают тесный контакт России и Белоруссии. Помимо строительства непосредственно порта потребуется также развитие инфраструктуры.

Во время визита в Петербург Александр Лукашенко ознакомился с возможностями «Бронки» и поблагодарил Владимира Путина за созданные для эффективного сотрудничества условия:

«Я побывал в “Бронке” — там, где мы планируем построить белорусский порт. Спасибо за поддержку, Вы одобрили тот проект строительства. <…> Нас удовлетворяет то место, которое обозначено и поддержано Вами, место хорошее. Поэтому мы уже потихоньку начинаем там грузить минеральные удобрения. Я думаю, что там будет самый мощный порт. Даже, может быть, нам его не хватит. Но, как мы договорились, там будет видно, если надо будет расширяться».

Помимо знакомства в портом и общения с президентом Путиным белорусский лидер провёл рабочую встречу с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым. Собеседники нашли понимание в вопросе портового взаимодействия.

«Мы полностью хотим 20 миллионов тонн переориентировать, свои потоки, на ваши порты. И буду просить у вас поддержки и помощи. С Президентом России мы об этом договорились. Думаю, что если мы с вами здесь развернемся, то и для Питера это будет хороший кусок работы. И для наших питерских друзей хорошие рабочие места», — высказался Лукашенко.

Президенты России и Белоруссии договорились о создании белорусского портового хозяйства под Петербургом Фото: kremlin.ru

Перспективу портового взаимодействия в общении с «Родиной на Неве» прокомментировал политолог и публицист Юрий Светов:

«Эта ситуация произошла не вдруг. Предпосылки копились достаточно давно, с того момента, когда началась заваруха вокруг выборов президента Белоруссии, их результатов, протестов, появления некоего эрзац-президента Белоруссии Тихановской. В эту историю начали активно вмешиваться соседи Белоруссии — Польша и Литва, которые с исторической точки зрения пытаются всё время предъявить свои претензии на Белоруссию. Эти страны, являясь членами ЕС и НАТО, ощущают себя какими-то старшими братьями для Белоруссии, пытаются диктовать ей, что делать, и всячески наращивают оппозицию Лукашенко.

Когда они сочли, что выборы были незаконными, то начались препятствования поставкам грузов. Белоруссия является одним из крупнейших в мире производителей азотно-калийных удобрений, соответственно, она поставляла их в мир, используя порты Литвы, Польши, а они начали процесс блокировать. Собственно, то, что сейчас Литва пытается делать по отношению к России, фактически создавая транспортную блокаду Калининградской области, они проделали для Белоруссии. Причём, этим странам самим не выгодны такие действия — они прилично зарабатывали на транзите и перевалке этих удобрений.

Лукашенко начал искать варианты. Очевидный вариант — делать это через Россию. Подобные истории прорабатывались. И если до начала спецоперации у Лукашенко была ещё какая-то надежда, что партнёры одумаются и вернут прежние взаимовыгодные отношения по перевалке грузов, то теперь стало ясно, что ничего этого не будет . Соответственно, он прилетел сюда смотреть варианты, что и как делать. В частности, есть разговор о том, что имеется порт Бронка, и, вероятно, поначалу будут использоваться возможно этого порта, а позднее возможно строительство порта, который будет работать на Белоруссию.

Ничего удивительного в этом нет: на наших глазах зародилась история порта Усть-Луга, к которому сначала относились с долей скептицизма — зачем он нужен, когда есть эстонские порты. Но построили — и он активно работает, там появились специальные терминалы для перевалки определённого вида грузов из России. Есть перспективы развития. Я думаю, что опираясь на этот опыт, и Белоруссия будет использовать возможности Северо-Запада России для вывоза своих грузов.

— Готова ли транспортная инфраструктура? Речь идёт ведь о миллионах тонн грузов.

— Конечно, к увеличению грузопотока надо готовиться. В ту же Усть-Лугу и железную дорогу строили, и шоссейную дорогу прокладывали. Это большой проект. Но надо отметить, что для нас, для Северо-Запада, он очень выгоден. С одной оговоркой — это вопрос экологии. И такие вещи должны тщательно прорабатываться. Но для Петербурга, для Ленинградской области это выгодный и интересный проект.

— На вопросе портового строительства делался особый акцент: сначала он поднимался на встрече Лукашенко с губернатором Бегловым, затем — в общении с президентом Путиным. О чём это говорит?

— О том, что это гигантский проект, и этот проект невозможно реализовать без поддержки главы государства — это первое, и главы региона, где он будет осуществляться, во-вторых. Ведь мы немало примеров знаем, когда соглашения о намерения вроде бы подписываются, а потом они уходят в песок.

— Скептики рассуждают о том, что для Белоруссии более выгоден транзит по прежним маршрутам, и если политическая ситуация изменится, то Лукашенко может отказаться от российского транзита.

— Да, он может попытаться. Как глава любой страны мира он исходит в первую очередь из выгоды для своего государства, а потом уже учитывает интересы других. Но я полагаю, именно в силу этого фактора, российское руководство, хорошо знающее Александра Григорьевича, будет делать всё, чтобы закрепить в соглашениях обязательство со стороны Белоруссии выполнить то, что сейчас подписано и намечено. И потом, порт, когда его построят и он начнёт функционировать, будет притягивать и других поставщиков. Надо понимать, что сейчас появляется новый импульс развития Северного морского пути, в том числе с учётом климатических изменений. А Северный морской путь с нашей стороны, со стороны Петербурга, достаточно удобный».

Юлия Медведева

Поделиться ссылкой: