Крупный бизнесмен направил президенту России письмо с предложением перенести терминалы Большого порта Санкт-Петербург в Усть-Лугу (Ленинградская область), а освободившиеся площади застроить жилыми кварталами. И это не первоапрельская шутка.
Нью-Васюки для Северной столицы
Автором послания выступил президент АО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев (совладелец нефтепродуктового наливного терминала «Усть-Луга Ойл» мощностью 30 миллионов тонн в год и действующего там же АО «Ростерминалуголь»), при этом «Трансмашхолдинг» является крупнейшим в России производителем железнодорожного подвижного состава и прежде не «засветился» проектами, связанными с портами и девелопментом.
Суть предложения сводится к следующему: портовые терминалы перевести из Петербурга в Усть-Лугу (два десятка крупных объектов), освободившиеся площади (около 600 гектаров) на берегах Невы и Финского залива застроить жилой и офисной недвижимостью с объектами социальной инфраструктуры и культуры общей площадью 4,8 миллиона м2, цена вопроса составляет примерно 440 миллиардов рублей, проект получается рентабельный (выручка резидентов территории составит 130 миллиардов рублей в год, после реализации проекта — 1,5 триллиона рублей), реализовать его можно за счёт средств инвесторов, но с использованием механизма государственно-частного партнёрства и с участием ВЭБа, группа акционеров «Трансмашхолдинга» готова выступить оператором всего этого дела на основе создаваемой «Корпорации развития портов Северо-Западного региона» (пока даже не зарегистрирована).
Письмо президенту РФ датировано 16 марта, Владимир Путин в своей резолюции на нём поручил премьер-министру Михаилу Мишустину проработать этот проект с профильными министерствами, ведомствами и администрациями регионов, Минтрансу, Минэкономразвития и Росимуществу поручено представить доклад по теме до 8 апреля.
Кстати
С территории, на которой предлагается осуществить этот грандиозный проект, предстоит неизвестно куда переместить Балтийский завод, Северную верфь, Адмиралтейский верфи (входят в состав Объединённой судостроительной корпорации) и — до кучи — Кировский завод. А может и вообще ликвидировать эти предприятия?
Всё новое – хорошо забытое старое
Впервые это «ж-ж-ж, которое неспроста», было озвучено в октябре 2010 года представителем «Росморпорта», который заявил, что ведомство разработает стратегию на перспективу до 2030 года, которая предполагает вывод Большого порта Санкт-Петербург с территории города. Но вскоре это сообщение было опровергнуто Минтрансом в том духе, что вопрос о переносе портовых мощностей из Северной столицы России вообще не ставится.
В 2013 году обсуждалась идея перебазирования из города Адмиралтейских верфей и Балтийского завода, но дальше разговоров дело не пошло. В 2018 году тогдашний губернатор Петербурга Георгий Полтавченко говорил о возможности переноса первого и второго грузовых районов Большого порта в Бронку к 2025 году, после чего туда могут переместиться также третий и четвёртый районы. Это всё тоже «повисло в воздухе».
Теперь же власти Петербурга говорят, что «изучают вопрос», в основе которого «должна лежать просчитанная экономическая модель». Правда, эксперты отмечают, что Смольный не в восторге от перспективы ухода из города ряда крупных налогоплательщиков («Морской порт Санкт-Петербург», «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» — Первая портовая компания, Балтийский балкерный терминал — «Уралкалий», Первый контейнерный терминал и «Петролеспорт» — Global Ports).
Правительство Ленобласти тоже «анализирует представленные предложения», но сообщает, что порт Усть-Луга готов взять на себя грузооборот петербургского порта «на действующих и строящихся терминалах».
Кстати
Бокарев в своём письме Путину отмечает, что существующая инфраструктура в Усть-Луге используется только на 40 процентов, к порту подведены железнодорожные пути и обустроена станция Лужская Сортировочная мощностью 120 миллионов тонн грузов в год. Кроме того, речь идёт об экономии за счёт сокращения на два дня транзитного времени при поставках из Усть-Луги в европейские порты.
«Если нет хлеба, пусть едят пирожные»
Эта фраза, приписываемая французской королеве Марии-Антуанетте, которой ещё предстояло попасть под нож революционной гильотины, по поводу возмущения голодного народа, невольно вспоминается в связи с предложенным проектом «редевелопмента» петербургского порта.
- Непонятна судьба ряда крупных, прежде всего судостроительных, предприятий Северной столицы России. Помимо рабочих мест и налогов, это ещё и мощные современные корабли, которые будут сооружаться где?
- Нужен ли городу новый огромный массив застройки при отсутствии в нём налаженных транспортных коммуникаций, максимальном спросе на жильё 3-4 миллиона м2 в год, то есть реализация проекта затянется примерно на 20 лет?
- «На высвобожденных 600 гектарах территории будет создан флагманский район Санкт-Петербурга, который станет катализатором городского развития, задающим новые стандарты удобной для жизни городской среды для всей России», — заявляет Бокарев. Ага…
- Параллельно происходит намыв и застройка новых территорий в Финском заливе, которые тоже обособлены от основной и обжитой части Петербурга. Плодятся либо многоэтажные «человейники», которым суждено превратиться в гетто, либо элитное жильё, доступное примерно 10 процентам граждан России (например, на Крестовском острове). Какой вариант может реализоваться на месте петербургского порта с видами на Неву и залив, догадайтесь сами.
- Эксперты по портовой логистике дружно говорят, что заявленные на перенос терминалов из Петербурга 440 миллиардов рублей обернутся в итоге затратами в триллионы рублей. С ними приходится согласиться «сразу и навсегда», поскольку все крупные и не очень проекты, реализуемые в России, всегда обходятся существенно дороже, чем озвучено изначально.
Напомним, что Усть-Луга уже стала крупнейшим по грузообороту портом Северо-Запада России, обогнав Большой порт Санкт-Петербург, который по итогам прошлого года зафиксировал грузооборот 59,9 миллиона тонн (+0,1 процента к показателю 2019-го).
На сегодня расположенный в устье реки Луги порт занимает территорию в 1182 гектара с акваторией в 68 квадратных километров. Здесь насчитывается 38 причалов общей длиной, превышающей семь километров. Пропускная способность грузовых терминалов составляет 121 миллион тонн в год. У причалов могут швартоваться суда длиной в 320 метров с осадкой до 15 метров.
Большие глубины акватории (17,5 метра) и подходный канал длиной лишь в 3,2 морские мили позволяют порту принимать суда дедвейтом до 160 тысяч тонн — единственному из российских гаваней на Балтийском море. Второй подходный канал обеспечивает круговое движение судов на акватории порта, который эксплуатируется круглый год с периодом ледокольной проводки, составляющем всего 40 дней.
В порту расположены разнопрофильные терминалы 16 компаний, сейчас строится «Ультрамар» по перевалке удобрений и железорудного сырья общей мощностью около 12 миллионов тонн в год с возможностью дальнейшего расширения до 25 миллионов тонн. «Еврохим» намерен в 2022-м ввести терминал на шесть миллионов тонн, а «Новотранс» строит комплекс Lugaport для перевалки 24,3 миллиона тонн навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов.
Грузооборот порта Усть-Луга за январь-декабрь 2020 года составил 102,6 миллиона тонн (-1,2 процента к показателю 2019-го, когда этот показатель здесь вырос на 5 процентов).
Для справки:
Большой порт Санкт-Петербург расположен в Невской губе Финского залива и устьевой части Невы, площадь его акватории составляет 164,6 км2, протяжённость причальной линии — 31 километр (почти 200 причалов с глубинами фарватера до 11,9 метра), включает в себя причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта, а также причалы Кронштадта, Ломоносова, портовых пунктов Горская и Бронка. Территориально порт разделён на четыре района. Навигация в гавани осуществляется круглогодично (в зимнее время работают ледоколы) и круглосуточно.
Игорь Теплов