На торги выставлено давно расселённое и заброшенное аварийное здание на набережной Фонтанки, №163. Продаётся старый дом как минимум за 120 миллионов рублей. Это финал длинной истории мытарств или её продолжение?
По поручению петербургского комитета имущественных отношений Российский аукционный дом 15 мая проведёт торги, в результате которых выявленный объект культурного наследия «Дом Чанжина (М.В. Северова)» должен обрести хозяина (желательно рачительного).
Четырёхэтажное здание площадью 2,4 тысячи квадратных метров с земельным участком 2 тысячи м2, расположенное на углу набережной Фонтанки и Прядильного переулка, находится в аварийном состоянии, то есть требует капитального ремонта с полной заменой инженерных коммуникаций. Межэтажные перекрытия — деревянные.
Этот многоквартирный жилой дом ещё в 1994-м был признан подлежащим реконструкции, но его расселение затянулось до 2015-го, после чего здание перевели в нежилой фонд и «законсервировали».
Начальная (то есть минимальная) цена дома на объявленных сейчас торгах — 120 миллионов рублей с шагом на повышение в 6 миллионов рублей. В качестве варианта дальнейшего использования называются гостиница, апартаменты, офисы.
«Объект имеет высокий инвестиционный потенциал. Удобная транспортная доступность вкупе с эксклюзивным видом на Фонтанку позволяют реализовать здесь востребованный проект, приспособив здание, например под апарт-комплекс или офисный центр… Здание занимает лишь около половины участка, на свободной части возможно организовать рекреационную зону или небольшую парковку», — цитирует пресс-релиз Российского аукционного дома Дарью Гончарову, заместителя руководителя департамента продаж этой торговой площадки в Петербурге.
Насчёт организации рекреационной зоны терзают смутные сомнения. Достаточно вспомнить, как на соседнем участке, где располагался небольшой сквер, несколько лет назад плотно застроили шестиэтажным с мансардой бизнес-центром. Впрочем, может быть, несчастному дому Чанжина наконец-то повезёт, и он «попадёт в хорошие руки».
За 30 с лишним лет, прошедших с момента решения о расселении дома и необходимости его реконструкции, такой удачи не случилось. Сначала выяснилось, что на это ни у города, ни у района нет денег. Потом появились некие «инвесторы», которые обещали стать для старинного здания и его жильцов «добрыми волшебниками», но из этого тоже ничего «не срослось». Далее строение пытались использовать для государственных нужд, вроде бы последней по времени была идея разместить здесь Центр исследований Арктики и климата при Гидрометеорологическом университете.
В общем, домом безуспешно занимались чиновники администрации единственного мэра Петербурга и четырёх уже губернаторов города. По странной иронии судьбы, история дома связана с одним из вице-губернаторов столицы Российской империи рубежа XVIII-XIX веков.
Планировка земельных участков в этом районе, судя по всему, сложилась ещё в 1740-х годах. Застройка представляла собой деревянные усадебные дома с огородами и хозяйственными службами (сараи, конюшни и т.п.).
На 1798 год ряд источников указывает в качестве владельца углового надела (нынешний №163) и соседнего по набережной Фонтанки (№161) вице-губернатора Санкт-Петербурга действительного статского советника Степана Никитовича Завалиевского (1768-1831).
Сведений об этом персонаже в общедоступных источниках немного. Происходил из дворян. Служил секретарём в Адмиралтейств-коллегии, затем был петербургским губернским прокурором, в 1798-м назначен столичным вице-губернатором, генерал-майор, с 1802-го по 1810-й — экспедитор Министерства финансов. Входил в число членов-учредителей Общества друзей словесных наук. В журнале «Беседующий гражданин» в течение 1789 года опубликовал «Политическое землеописание Европы вообще» — информационную работу энциклопедического характера по экономической и политической географии (народы, языки, верования, образ правления и т. п.). Статьи сопровождаются предметным и хронологическим указателем.
Кстати
В то время губернатор Санкт-Петербурга — военная должность. То есть этот начальник занимался делами столичного гарнизона, а вовсе не мостовыми, набережными, застройкой и т.п. С 1798-го эту должность занимал граф Пётр Алексеевич Пален (1745-1826), возглавивший заговор против императора Павла I, в результате государственного переворота самодержец был убит. В 1801-1802 годах губернатором города на Неве (с управлением по гражданской части) был Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) — будущий генерал-фельдмаршал и светлейший князь Смоленский. Интересно, не был ли Завалиевский «задействован» в заговоре против императора Павла…
Несколько больше информации о сыне вице-губернатора. Известно, что в 1827 году за отставного поручика лейб-гвардии Сапёрного батальона Никиту Степановича Завалиевского (1797-1864) вышла замуж Маргарита Васильевна Давыдова (в первом браке Раевская). В гражданской службе её новый супруг имел чин коллежского асессора, в 1825-м состоял чиновником особых поручений по таможенной части при Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе графе Михаиле Семёновиче Воронцове (1782-1856). Был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным, который «им забавлялся и оставил резкий отзыв». В своём имении в Тульской губернии Завалиевский-младший содержал конный завод и слыл среди местных помещиков библиофилом.
Не очень понятно, какие обстоятельства «занесли» вице-губернатора в район петербургской Коломны («не по чину»), но тем не менее он приобрёл тут земельный участок и построил на нём в 1801 году двухэтажный каменный дом с мезонином. Проект разработал молодой архитектор, который потом построил в столице Российской империи немало замечательных зданий.
Андрей Алексеевич Михайлов (1773-1849) в историю русского зодчества вошёл как Михайлов 2-й, поскольку на этом же поприще работал его старший брат Александр. В шесть лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. В 1794 году за выпускной проект гостиного двора получил Большую золотую медаль. Был оставлен преподавателем архитектурного класса, одновременно начал и практическую деятельность. Академик (1800), адъюнкт-профессор (1802), профессор (1808) и старший профессор архитектуры (1814), ректор Академии художеств «по части архитектуры» (1823-1831). Среди его работ в Петербурге отметим перестройку Юсуповского дворца на Мойке и здание на Владимирском проспекте, где сейчас располагается Академический театр имени Ленсовета. Среди его учеников — Александр Брюллов и Константин Тон.
В 1820-м Завалиевские продают дом и земельный участок на Фонтанке купцу Ивану Клементьевичу Чанжину. В 1836-м владение уже принадлежит отставному инженер-капитану Николаю Фёдоровичу Мусину-Пушкину (1795-1862), примерно в 1850-м эту недвижимость покупает купец Михаил Васильевич Северов (1790-1858) — виноторговец и поставщик бутылочной тары, хозяин нескольких доходных домов в петербургской Коломне и не только здесь.
В 1857 году по его заказу ещё завалиевский угловой дом на Фонтанке, 163 был расширен, надстроен и приобрёл те параметры и вид, которые худо-бедно сохранились до наших дней. Проект переделки разработал Николай Сычёв, с которым Северов сотрудничал и по другим своим «объектам недвижимости».
Николай Александрович Сычёв (1816-1904) — архитектор, почётный вольный общник Императорской Академии художеств с 1881 года. Служил в Военном министерстве, член Общего присутствия и архитектурного хозяйственного управления при Святейшем Синоде, чиновник особых поручений при Главном интендантском управлении, действительный статский советник (1868), тайный советник (1877). Занимался церковным зодчеством в Варшаве, в Череповце перестроил Благовещенский собор, построил здание Нового реального училища, корпуса механического завода, дома городского головы и помещичьего управления. В Петербурге спроектировал дом Кононова на Фурштатской улице, здание Духовного училища и два корпуса семинарии в Александро-Невской лавре, церковь Синодального подворья в Семёновском полку, участвовал в строительстве Воскресенского Новодевичьего монастыря. В течение 20 лет являлся старшим архитектором Духовного ведомства.
С 1870-х дом сменил нескольких владельцев, с 1890-х и вплоть до 1917-го он принадлежал семейству Семашко (камер-юнкеру Зенону Ивановичу и его наследникам). В советское время здесь, естественно, образовалось энное количество больших коммуналок, но были и одно- двухкомнатные квартиры. Справедливости ради заметим, что, судя по всему, дом изначально со времён Завалиевского использовался как доходный и всегда «работал на износ».
Тем не менее, перед нами прекрасный образец позднего классицизма (спасибо огромное Николаю Сычёву), который предназначен жить и украшать набережную Фонтанки у Египетского моста да и весь наш замечательный город.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы с сайта Российского аукционного дома, www.citywalls.ru, паблика «Живой город» во «ВКонтакте» и справочных ресурсов Интернета