На Лиговку вернётся Венера «батарейная»

Venera1

В Сангальском саду на Лиговском проспекте в этом году обещают обустроить фонтан и вернуть сюда скульптуру «Рождение Афродиты», демонтированную ещё в 2000 году. Правда, речь идёт о копии.

Отреставрированная скульптура пока что находится в офисе КГИОП

На днях петербургский Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры сообщил, что в этом году будет выполнена копия скульптурной группы «Рождение Афродиты» и таковую установят на историческом месте в Сангальском саду (в официальных документах он именуется «Сад Сан-Галли»), где она и находилась прежде.

Заказчиком работ является ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга», проектная документация на восстановление фонтана согласована ещё в 2020 году разработанной ООО «Ялта» по заказу ООО «Архитектурною бюро “Традиция”».

Одновременно Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга выдала разрешение «Водоканалу» на подключение фонтана. Производство работ согласовано на срок до 15 мая в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды». В целом же работы предполагается завершить в октябре 2022-го.

Кстати

Фонтан «Рождение Афродиты» является объектом культурного наследия регионального значения и находится на балансе ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга». После демонтажа и реставрации, которая продолжалась три года, подлинная скульптура находилась «на хранении» в вестибюле офиса КГИОП на площади Ломоносова.

Сообщается, что проект предусматривает полную расчистку места, где исторически располагался фонтан, устройство железобетонного основание и сооружение чаши бассейна с гранитным профилированным бортом, изготовление постамента для статуи в виде горки с облицовкой её натуральным камнем. Далее следует монтаж инженерных сетей и технологического оборудования, изготовление из бронзы точной копии скульптурной композиции «контактным методом по специально разработанной методике» и после всего этого — благоустройство прилегающей территории.

Сад (ещё без фонтана с Афродитой), расположенный на Лиговском проспекте, 64-66, появился в этом районе во второй половине XIX века по воле владельца довольно-таки внушительного земельного участка, простиравшегося до линии Николаевской железной дороги, Франца Карловича Сан-Галли. Здесь же находился основанный им чугунно-литейный завод, дома для рабочих и инженерно-технического состава, а также офис предприятия и собственный особняк.

О Франце Карловиче Сан-Галли каждому напоминают чугунные батареи центрального отопления

Дед будущего петербургского предпринимателя Бальтазар был родом из Италии и при этом скульптором. В военное лихолетье оказался в плену, далее вся его жизнь и работа связана с городом Штеттином в Пруссии (сейчас это польский Щецин). Между прочим, именно в здешнем замке в 1729 году родилась будущая российская императрица Екатерина II, а спустя тридцать лет — её невестка, жена Павла I Мария Фёдоровна.

Сын скульптора Йоганн Карл служил по таможенному ведомству (порт Штеттина — один из крупнейших на Балтийском море). Франц Фридрих Вильгельм Сан-Галли родился в 1824 году в Каммине (ныне Камень-Поморский). Он получил хорошее домашнее и гимназическое образование, но в 17 лет после смерти небогатого отца поступил на службу в компанию, занимавшуюся торговлей в Европе товарами российского производства. Через два года он уже оказался в Санкт-Петербурге и сменил здесь несколько мест работы, пока не устроился на литейно-механический завод Чарльза Берда.

Кстати

Помимо заказов на отливку оград и конструкций чугунных мостов Петербурга, это предприятие занималось судостроением. Здесь в 1815 году был изготовлен первый российский пароход «Елизавета». Тогда же Берд создал судоходную компанию, и долгое время удерживал монопольное положение в пассажирских и грузовых перевозках пароходами на Неве и в Финском заливе между Петербургом и Кронштадтом. Имя предпринимателя стало настолько ассоциироваться с успехом, а также качеством продукции и услуг, что на вопрос «Как дела?» отвечали: «Как у Берда, только труба пониже, да дым пожиже». В сокращённом варианте поговорка жива поныне.

Благодаря опыту, полученному на заводе Берда, Франц Сан-Галли «созрел» для создания собственного бизнеса в этой же отрасли промышленности. В начале 50-х годов XIX века от стал подданным Российской империи и женился на единственной дочери купца Александра-Карла Розинского Софье (о размерах её приданого история умалчивает, сохранилась могила отца и матери жены Сан-Галли на Смоленском лютеранском кладбище). Кроме того, он взял кредит, приобрёл земельный участок на Лиговке («капустное поле», как он говорил впоследствии журналистам), купил нужное оборудование, нанял 12 рабочих и открыл для начала литейно-механическую мастерскую.

Страница из каталога завода Сан-Галли с образцами производимых компанией лестничных и балконных ограждений

Став, по сути, конкурентом Берду, Сан-Галли не стал строить пароходы, а построил бизнес, ориентированный на «товары широкого потребления». Его быстро набиравшая обороты фирма производила литые из чугуна решётки, топки, задвижки и створки для печей и каминов, надгробные памятники, ограждения, скамьи, крышки для люков и т.п. Очень «в тему» пришлось активное строительство в обеих российских столицах многоквартирных доходных домов, создание водопровода, канализации и центрального отопления. Предприятие занялось выпуском всевозможных труб, кранов, оборудования для ватерклозетов и ванных комнат.

Кстати

Всем известная чугунная «батарея» — отопительный радиатор — это вообще изобретение Сан-Галли, которое поныне «присутствует» в абсолютном большинстве российских (и не только) квартир. Фирма имеет свои магазины на Невском проспекте в Петербурге, в Москве на Кузнецком мосту строится Пассаж Сан-Галли, существующий до сих пор.

Пассаж Сан-Галли на Кузнецком мосту в Москве

На рубеже 60-70-х годов XIX века Франц Карлович на Лиговском проспекте между территорией своего завода и прилегающим садом строит шикарный особняк для себя и своей семьи. К счастью, здание и его внутреннее убранство хорошо сохранились до наших дней.

Проект разработал архитектор Карл Рохау (ученик Константина Тона, академик, спроектировавший, в частности, фонари у Александровской колонны на Дворцовой площади и ограду Литейного моста, отлитые на заводе Сан-Галли).

Архитектор Карл Рохау

От Лиговского проспекта участок сада между особняком и соседним домом, в котором жил брат фабриканта Роберт Карлович с семьёй, и поныне отделяет художественная ограда в псевдорусском стиле, тоже отлитая на заводе Сан-Галли. Проект этой решётки создал в 1873 году архитектор, рисовальщик и искусствовед Иван Горностаев (фонари на Мало-Конюшенном и Театральном мостах, оформление могилы Михаила Глинки на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры).

Особняк Сан-Галли дополнительно «рекламировал» достижения компании, поскольку все металлические конструкции здания, ограждения балконов, элементы крыши и подъезда, лестницы, устройство отопления, вентиляции, водопровода и водоотвода, ватерклозетов, ванных, оборудование кухни, прачечной и других хозяйственных помещений было произведено на находящемся рядом заводе Франца Карловича.

Особняк Сан-Галли и ограда, выполненная по рисунку Горностаева (современный вид)

К дому примыкала оранжерея, где располагался зимний сад. Именно здесь первоначально и «обитала» чугунная Афродита, тоже отлитая на заводе Сан-Галли в 80-е годы XIX века, когда компания стала принимать заказы на изготовление статуй и крупных монументов.

Скульптура не является оригинальным произведением, выполненная французским ваятелем Матюреном Моро (статуя речной нимфы его работы, в частности, украшает фонтан на площади перед театром Комеди Франсэз в Париже), эта модель как раз в начале 80-х годов позапрошлого века опубликована в каталоге литейной мастерской Val d’Osne.

Афродита Моро с возможными сопутствующими элементами в каталоге мастерской Val d’Osne

Кстати

Афродита по модели Моро была отлита под заказ многократно, её копии установлены, например, на одной из вилл на Лазурном берегу во Франции и в столице Мексики Мехико. Петербургская отлита из чугуна, покрыта гальванической медью и прочеканена, что и привело её в итоге к аварийному состоянию, поскольку эти металлы «не любят друг друга» (медь при увлажнении разрушает чугун), а в жёстких условиях нашего мокрого климата их «чувства» только усугубились. При этом надо помнить, что первоначально не предполагалось размещение статуи на открытом воздухе.

Неизвестно, выполнили для Сан-Галли модель Афродиты по рисунку в каталоге мастера его предприятия, или был привлечён к работе профессиональный скульптор, имя которого мы не знаем, или же вообще Франц Карлович выписал из Парижа готовую форму для отливки. Более-менее точно можно утверждать, что статую изготовили на петербургском заводе не в единственном экземпляре. Сохранилась фотография дачи Виктора Барановского (инженер-технолог, совладелец механических гильзовых и трубочных заводов) в Райволе (нынешнее Рощино), где в парке отчётливо видна такая скульптура (если, конечно, её не заказали в Париже).

Афродита на даче Барановского в Райволе (Рощино)

После 1917 года предприятие Сан-Галли превратилось в чугунолитейный и механический завод «Кооператор», затем — в завод бумагоделательного оборудования имени Второй пятилетки, в конце 60-х годов ХХ века вошёл в состав научно-производственного объединения «ЛенБуммаш».

На рубеже 20-30-х годов ХХ века пристройки к особняку Сан-Галли со стороны территории завода были уничтожены — в том числе и зимний сад. Видимо, тогда «Венера Лиговская» и оказалась на улице посреди грубо выполненной бетонной чаши фонтана.

Теперь все постройки бывшего завода Сан-Галли, кроме расположенных на Лиговском проспекте особняка владельца, проходной и офиса предприятия, уничтожены. Здесь финский концерн EKE Group собирается построить три бизнес-центра класса А и четырёхзвездочную гостиницу общей площадью 61 тысяча квадратных метров. Инвестиции в проект составят 120 миллионов евро. Высотность зданий — до девяти этажей, объём гостиницы — 298 номеров.

Проект застройки территории завода Сан-Галли на Лиговском проспекте

Посмотрим, конечно, что из этого получится (и получится ли) с учётом полного отсутствия здесь транспортной инфраструктуры и парковок, без чего функционал бизнес-центров и гостиницы как-то трудно себе представить. Звучали призывы использовать эту территорию для расширения Сангальского сада, но городские власти, естественно, идею проигнорировали.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с сайта правительства Санкт-Петербурга

Вам будет интересно