«Муринские гетто» выходят в тираж   

939fe168-5baa-4178-9e20-cd665b44d904

Опыт строительства городов-спутников администрация Ленинградской области решила поставить на поток. Локальные «человейники-гетто» будут плодиться со скоростью вируса. Градостроительный совет уже одобрил (!) новую концепцию застройки такими городами огромной территории на юге региона между Красным Селом, Гатчиной и Павловском. И, конечно же, в одобренной концепции нет ни слова о том, откуда возьмётся инфраструктура: транспорт, поликлиники и даже необходимый объём электроэнергии. Зато застройщики довольны.  

Что известно о новом проекте. Южная часть агломерации Санкт-Петербурга будет заселяться на площади 350 квадратных километров. Обещают построить 29 новых жилых комплексов, 17 коттеджных посёлков. Всего планируется возвести 8 миллионов квадратных метров жилья. Причём эти планы озвучили не теоретики-архитекторы, а конкретные девелоперы. То есть проект в обсуждении уже давно и за него уже заплачены деньги проектным организациям.   

Спутники будут пристраиваться к четырём центрам притяжения: к Гатчине, к Коммунару, Красному Селу и Пушкину вместе с Павловском. Это традиционные центры, но застройщикам этого мало. Они намерены построить ещё город–спутник Южный с населением в 140 тысяч человек. Деревня Корпикюля превратится в город с населением около 100 тысяч населения. Планируется сделать городом Большие Веллози (75 тысяч), Дудергофские высоты и Новый Свет (по 30 тысяч в каждом) и Новое Лаголово (28 тысяч). Населению Верево также приготовиться, на него тоже есть планы застройки.   

Два крупных девелопера заявляют, что будут строить «Новую Гатчину» на 750 тысяч квадратных метров жилья. Кто при этом будет строить детские сады, школы и больницы на такой жилой массив, никто нигде не заявляет.   Самый  «скромный» из озвученных проектов в Лаголово. Но даже для его реализации необходимо построить 13 детских садов, три школы и поликлинику.   

Эксперты градостроительной отрасли обращают внимание на то, что всем этим озвученным проектам ко всему прочему будет не хватать даже воды, газа и света. В том районе просто нет достаточных мощностей для обеспечения такого количества нового населения. В какую сумму может обойтись строительство дорог и организация транспортного движения для новых городов, даже озвучивать страшно.  

Инвестициями осиянные

В целом складывается впечатление, что региональное правительство застряло в идеологической парадигме 2021 года. До начала пандемии и СВО было принято на всех площадках и трибунах красиво рассказывать про инвестиции в территорию. Показателем эффективности работы чиновников считалось количество, а не качество подписанных контрактов.

Не сильно изменили эти установки и меры, принятые в период пандемии. Очень все радовались, когда для поддержки строительной отрасли президент одобрил программу льготного ипотечного кредитования. Застройщики продолжали вводить свои тысячи квадратных метров жилья, никак не обеспеченных инфраструктурой.  Все изменилось полтора года назад с началом СВО и санкциями.

Мы всё ещё в процессе этой трансформации, поэтому трудно сказать, какую конфигурацию примет рынок строительства жилья. Однако очевидно на ситуацию реагирует рынок недвижимости. Во всех регионах России выросли цена на вторичное жильё. Рост цен обусловлен спросом. Люди предпочитают покупать квартиры в обжитых районах, где есть школы, больницы и транспорт.

Новостройки теряют спрос, поскольку выросла ключевая ставка и сократилось количество льготных предложений по ипотеке от банков. В условиях постоянно растущей тревоги и стресса люди выбирают максимально комфортное место, где гарантированно будет место в детском саду и больница по месту прописки. В новостройках всего этого нет.  

Власти Ленинградской области никак не могут вырасти из эйфории ПМЭФ. Когда количество и сумма контрактов, подписанных на экономическом форуме значительно опережало количество контрактов Смольного, Ленобласть чувствовала себя в зените славы. Но это всего лишь глянец обложки. Если заглянуть под неё, мы увидим чудовищную нелепость Мурино.   

За очень короткий период времени девелоперы построили город, в котором нет ни одной государственной поликлиники. Нет даже отделения полиции, нет Скорой помощи, катастрофически не хватает школ. На автобусных остановках в вечерние часы пик возле метро очередь желающих добраться до дома вытягивается на километр.   

Для оптимизма по поводу строительства новых городов нет ни малейшего повода. Это исключительно коммерческий проект, который порадует только девелоперов: отхватят свой большой кусок прибыли. Людям не будет радостно и комфортно в этих городах, поскольку до сих пор на законодательном уровне так и не созданы механизмы, способные обязать девелоперов или чиновников строить школы в новых микрорайонах.  

Светлана Сергеева

Вам будет интересно