Перейти к содержимому
Главная страница Масонские ложи были питательной средой декабризма

Масонские ложи были питательной средой декабризма

На исходе своего царствования Александр I понял, что «тайные общества» уже представляют серьёзную опасность

Двести лет назад, 13 августа 1822 года (по новому стилю), был опубликован рескрипт – так в Российской империи именовался документ, лично подписанный императором – Александра I на имя управляющего министерством внутренних дел Виктора Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ».

В документе, в частности, говорилось: «Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими – закрыть и учреждения их впредь не дозволять». При этом все государственные служащие обязаны были давать подписку, что они ни в каких обществах не состоят.

Что сподвигло Александра I на такой шаг? Тем более что, по мнению некоторых специалистов, например, русского историка, правоведа и публициста Михаила Зызыкина, выпустившего в 1952 году в Буэнос-Айресе труд «Тайна Александра I», какое-то время император сам был масоном. (Впрочем, документально подтвержденных сведений на сей счёт нет).

Прежде чем искать ответ на этот вопрос, немного об истории российского масонства в восемнадцатом веке и начале девятнадцатого. Доводилось читать, что масоны появились в России ещё при Петре I. Однако первые документальные упоминания о существовании масонства в Российской империи относятся только к 1731 году.

Императрица Елизавета Петровна, которая правила страной в 1741 – 1762 годы, хоть и относилась к масонам негативно, их не преследовала. Оказывали ли тогда масоны влияние на государственную политику, сказать трудно.

По мнению специалистов, расцвет русского масонства в XVIII веке пришёлся на период от начала до середины царствования Екатерины Великой. Ложи тогда возникали одна за другой, переманивая адептов и конфликтуя между собой.

Однако постепенно отношение императрицы к масонам стало меняться в худшую сторону. В 1792 году её указом ложи фактически были запрещены. Основанием для этого послужили следующие обстоятельства: первое – московские масоны во главе с просветителем и общественным деятелем Николаем Новиковым контактировали с наследником престола Павлом Петровичем, и у императрицы возникли подозрения, что готовится государственный переворот; второе – в разгаре Великая Французская революция, в которой активное участие принимают масоны, и ни в коем случае нельзя допустить в России подобные потрясения.

В первые годы царствования Александра I продолжали действовать введённые его предшественниками запреты, однако молодой император не преследовал масонов. Как и в годы правления бабушки монарха, число масонских лож росло. По выражению историка Алексея Щербакова, тогда в большинстве своём члены лож были людьми аполитичными. «Кто-то увлекался мистикой, кто-то мечтал о свободе, равенстве и братстве, то есть выступал за всё хорошее и против всего плохо», – утверждает Щербаков. Однако после войны с Наполеоном ситуация стала меняться.  

В 1815 году генерал-майоры Михаил Орлов и Матвей Дмитриев-Мамонов создали общество масонского типа – Орден русских рыцарей. У этой организации уже просматривались политические цели. Его активисты, в частности, выступали за отмену крепостного права и введение в России некоторых демократических свобод. В какой-то конкретной деятельности организация не была замечена. Но в её состав входили будущие декабристы. Например, Николай Тургенев.   

В следующем году возникла ещё одна организация – Союз спасения, которая тоже напоминала масонскую ложу. Неофиты произносили клятвы хранить всё в тайне и не выдавать друг друга. Существовали три степени посвящения: бояре, старшины и братья. В Союзе состояли будущие руководители Северных и Южных обществ декабристов: Сергей Трубецкой, Павел Пестель, братья Муравьёвы-Апостолы. Целями организации были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этого мирным путём через формирование общественного мнения. (Хотя были и те, кто предлагал действовать решительно, вплоть до цареубийства).

В 1818 году Союза спасения и Орден русских рыцарей объединились в новую структуру – Союз благоденствия. Его эмблемой был пчелиный улей – один из распространённых символов масонства. Структура организации была следующей: все её члены делились на «бояр» и «братьев». Региональные отделения назывались управами. Они существовали в Петербурге, Москве, Кишинёве, Одессе и других городах империи. Руководящий орган назывался Коренной управой и располагался в столице империи. Программный документ Союза благоденствия состоял из двух частей. Первая получила название «Зелёная книга» – по цвету переплёта. Участникам организации предлагалось нести в общество мир, добро и любовь, создавать приюты для сирых и убогих, а также убеждать помещиков гуманно обращаться с крестьянами.

Вторая часть программы была известна лишь членам Коренной управы. «Этот документ не дошел до наших дней, – говорит Алексей Щербаков. – Но с большей долей вероятности можно говорить о том, что речь там шла об отмене крепостного права, замене абсолютной монархии на конституционную или даже о введении республиканской формы правления».

«Далеко не все масоны стали впоследствии декабристами, – напоминает директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена доктор исторических наук Роман Соколов. – Но именно в масонских ложах формировалось мировоззрение будущих участников восстания на Сенатской площади. Можно сказать, что эти ложи были питательной средой для декабризма».

Отметим, что из 121 человека, привлечённых к уголовной ответственности после подавления восстания на Сенатской площади и выступления Черниговского полка, не менее 25 состояли в масонских ложах. Кроме того, масонами был ещё целый ряд членов тайных обществ, привлечённых следствием в качестве свидетелей.

О существовании Союза благоденствия императору и высокопоставленным чиновникам стало известно из поступавших доносов в конце 1820 года. Однако никаких мер принято не было. «Вероятно, членов Союза посчитали обычными болтунами-идеалистами», – предполагает Алексей Щербаков.

А вот в руководстве Союза почувствовали опасность. Организация была распущена. Вскоре возникли Северное и Южное общества декабристов, которые начали тайно готовиться к революционному выступлению.

Так что же всё же побудило Александра I резко ужесточить свою позицию по отношению к масонским ложам? По мнению Романа Соколова, на императора большое влияние оказывал военный и государственный деятель, который уже после выхода рескрипта был назначен министром народного просвещения, Александр Шишков. Будучи членом Государственного Совета, он резко проводил в жизнь свои убеждения консервативно-патриотического характера: представлял государю план нового устройства цензуры, защищал крепостное право. Вероятно, Шишков продавливал и рескрипт от 13 августа 1822 года. Хотя комедия «Горе от ума» к тому времена ещё не была написана, можно сказать, что сей государственный муж руководствовался такими её строками: «Вот меры чрезвычайны, Чтоб взашей прогнать и вас, и ваши тайны».

Была и другая причина. В 1820 году в Испании началась революция, целью которой была отмена в стране феодальных отношений. Существовали свидетельства того, что в революционных событиях активное участие принимали тайные общества масонского типа. Терпеть у себя в стране подобные организации Александр I не желал.

Но что показательно: хотя «масонские ложи и всякие тайные общества были запрещены», никакие репрессий в отношении их членов не предпринимались. Император якобы высказался так: «Вы знаете, что я сам разделял и поддерживал эти иллюзии; не мне их карать!».

Александр I скоропостижно скончался в Таганроге по старому стилю 19 ноября 1925 года. 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге, произошло не раз упоминавшееся в этом тексте восстание декабристов, существенно повлиявшее на всю дальнейшую историю нашей страны.

Давид Генкин

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2