Кронверк Петропавловской крепости «защитили» мортирами

Mortira2

Артиллерийский музей представил в своём дворе 27 старинных пушек-мортир (в основном, трофейных) XVIXIX веков. У посетителей есть возможность сравнить их с современным вооружением.

Гигантская подкова здания Арсенала на Кронверке Петропавловской крепости впечатляет

В огромном внутреннем пространстве (примерно два гектара) подковообразного здания арсенала на Кронверке Петропавловской крепости на сегодня размещено около 250 отечественных и иностранных образцов артиллерийских орудий и другой военной техники.

Здесь же создан экспозиционный комплекс под названием «Медный двор», где представлены уникальные пушки разных эпох — около 60 образцов. Название обусловлено тем обстоятельством, что вплоть до XX века артиллерийские орудия отливались из бронзы (сплав меди с небольшим, до 11 процентов, количеством олова) и их часто называли «медными».

Теперь здесь представлены и старинные мортиры, отлитые в России, Китае, Пруссии, Швеции, Франции, Персии, Османской империи и других странах в период с XVI до второй половиной XIX века.

Старинные мортиры, конечно, не выглядят столь внушительно, как образцы современного вооружения

Кстати

Первым экспонатом петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи стала в 1703 году именно бронзовая мортира, отлитая в 1605 году мастером Андреем Чоховым (автор знаменитой Царь-пушки, которая никогда не стреляла) и Проней Фёдоровым. Повелением Петра I её надлежало сохранить, доставив на берега Невы из московского арсенала.

Появились мортиры в конце XIV века. Их особенностью был короткий ствол и более толстые, чем у других пушек, стенки, что позволяло выдерживать взрывной пороховой удар при выстреле. При этом крупный калибр этих орудий, предназначенных для поражения целей, расположенных в укрытиях (за стенами крепостей, в окопах, траншеях и рвах, снабжённых брустверами, то есть защитными насыпями), позволял использовать различные типы снарядов — каменные или металлические ядра, пустотелые ёмкости, наполненные горючей смесью. То есть при штурме укреплений эти орудия оказались очень эффективны.

Огромный двор Артиллерийского музея — уникальная экспозиция под открытым небом

Кстати

Термин прижился в России при Петре I, когда артиллерийские орудия по типам разделили, исходя из длины ствола, на пушки, гаубицы и мортиры с длиной канала менее 15 калибров. Название происходит от голландского mortier (по-латыни mortarium — «ступа»). По одной из версий, это отсылает к сосуду, который использовал при создании пороха Бертольд Шварц. Орудие действительно по форме напоминает очень большую кухонную ступку, так что знаменитый монах, имя которого носило общежитие в «Двенадцати стульях», тут может быть и ни при чём. Тем более, что неизвестно, реален ли этот исторический персонаж.

Теперь в экспозиции «Медного двора» можно увидеть русские мортиры, созданные во второй половине XVII века Пантелеем Яковлевым, Яковом Дубиной, Логином Жихаревым и др. Здесь же представлены отечественные мортиры, изготовленные на Ижорском заводе и петербургском арсенале в середине XIX века.

Экспонируется и прусская трофейная мортира Семилетней войны (1756-1763), отличающаяся богатым литьём с изображением королевских монограмм и гербов. Она привезена в Петербург после взятия Мемеля (Клайпеда).

Похоже, что это монограмма шведского короля Карла XII — противника Петра I в Северной войне

Кстати

Две мортиры, представленные на «Медном дворе», были отлиты в Священной Римской империи германской нации в 1717 году. Они тоже обильно украшены вензелями императора Карла VI и двуглавыми орлами (сын Петра I от первого брака царевич Алексей сбежал от отца именно «под крыло» этого кесаря).

Несколько короткоствольных пушек, которые теперь можно увидеть на площадке возле Артиллерийского музея, изготовлены Герхардом Мейером, представителем знаменитой династии бронзовых литейщиков, которые работали с конца XVI и до финала XVIII века в Копенгагене, Флоренции, Риге, Стокгольме, Таллине и других европейских городах. Герхард уже в 16-летнем возрасте стал королевским пушечным мастером шведского короля Фредрика I Гессенского.

Есть в экспозиции и старинные мортиры, отлитые в Китае

Особо специалисты отмечают экспонирующиеся теперь на «Медном дворе» мортиры конца XVII — начала XVIII века, отлитые в Риге (тогда это был город в составе Швеции). В ходе Северной войны в 1710 году войска Петра I осадили нынешнюю столицу Латвии. В обстреле города (именно из мортир) принял личное участие и первый российский император. В результате капитуляции Риги было захвачено множество трофеев, в том числе и большое количество уникальных артиллерийских орудий.

Кроме того, представлена и французская мортира, изготовленная в 1685 году братьями Келлерами, «на счету» которых отливка тысяч пушек в эпоху короля-Солнца Людовика XIV.

Кстати

Уникальные мортирные батареи Кронштадтской крепости в 2016 году были внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Комплекс начал формироваться в 1856 году, в финале Крымской войны. В советское время батареи не использовались по прямому назначению. Здесь размещались объекты ПВО, а вплоть до середины 2014 года — склады. Сейчас они являются частью военно-исторического парка «Патриот».

Своеобразная перекличка времён во дворе Артиллерийского музея

Для справки:

Петербургский Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Артиллерийский музей) является одним из крупнейших и ценнейших подобных объектов в мире, чья коллекция абсолютно уникальна. С середины XIX века он располагается в здании Арсенала (по сути, специально для него построенном) на Кронверке Петропавловской крепости. Свою историю музей ведёт с построенного в этой цитадели Цейхгауза, хотя указ о сборе военных памятников «для памяти на вечную славу» Пётр I издал ещё в 1702 году, то есть до основания Санкт-Петербурга.

В XVIII и первой половине XIX века коллекция несколько раз перемещалась из одного арсенала в другие. В 1851-1860 годах по проекту архитектора Петра Ивановича Таманского, который руководствовался планом, эскизно предложенным императором Николаем I, на Кронверке Петропавловской крепости строится огромное подковообразное здание Арсенала, куда уже при Александре II и переводится музей. Здесь он располагается поныне.

Сейчас коллекция насчитывает свыше 850 тысяч экспонатов, во внутреннем дворе представлено свыше 250 образцов артиллерийского и ракетного вооружения.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Артиллерийского музея

Вам будет интересно