Историю человечества можно рассматривать как историю смены формаций и борьбы классов, историю смены технологических укладов либо как историю миграции народов и целых рас. Миграционные потоки создавали и уничтожали империи, изменяли облик целых континентов, были причиной подъёма и упадка национальных государств. Поэтому миграционная политика каждого государства является одним из краеугольных камней в основании этого государства, пониманием и проектированием будущего страны элитами этого государства. Всемирно-историческое значение миграции оставим для разработки историкам и философам. А мы, как экономисты, поговорим о социально-экономическом аспекте регулирования миграционных потоков.
Российская Федерация испытывает тяжелейший демографический кризис, который виден в таблице 1.
Заявления о нехватке квалифицированной рабочей силы делают различные государственные деятели, начиная от губернаторов и министров и заканчивая главой Центробанка.
Только на СВО в 2023 году ушло воевать более полумиллиона взрослых работоспособных мужчин и женщин. А геополитическая обстановка будет требовать постоянного увеличения армии. Некоторые военные эксперты заявляют о необходимости создания двухмиллионной армии.
В силу своей общественно-политической деятельности я часто общаюсь с представителями региональных властей и могу подтвердить, что регионы испытывают огромный дефицит кадров практически во всех сферах экономики, включая сельское хозяйство и оборонную промышленность. Теперь, чтобы запустить любой инвестиционный проект, необходимо ответить на вопрос не где взять деньги, а где взять для него квалифицированные трудовые ресурсы?
Старая либеральная экономическая школа пытается дать ответ на этот вызов полной либерализацией рынка труда и свободным перемещением трудовых ресурсов не только в рамках Евразийского союза, но и всего СНГ. Сейчас ещё и звучат предложения об упрощении перемещения рабочей силы в рамках БРИКС.
Миллионы трудовых мигрантов, занятых в российской экономике и приносящих для неё пользу, неизбежно генерируют и социальную миграцию (то есть приток людей, которые приезжают не с целью работы). Это вызывает напряжение в обществе и справедливое опасение коренного населения, что данная миграционная политика в конечном итоге приведёт к замещению русских на их исконных территориях пришлыми народами, как это произошло и происходит в Северной Америке, где вначале индейцев заместила белая раса, потом был многомиллионный поток из Африки, а сейчас «старых» американцев вытесняют выходцы из Латинской Америки. Согласно данным ООН в США по состоянию на 2020 год находилось порядка 51 миллион мигрантов, из них 11 миллионов нелегальных. За время президентства Байдена количество нелегальных мигрантов увеличилось еще на 1,8 миллиона человек.
По официальной статистике МВД, в России в 2023 году проживает 6,4 миллиона иностранцев, а по оценкам экспертов – около девяти миллионов, из которых только пять-шесть миллионов – трудовые мигранты. Патентов (разрешений на работу) оформляется около двух миллионов ежегодно. Также мигрантам ежегодно выдаётся от 200 до 300 тысяч российских паспортов (без учёта граждан бывшей Украины). Получается, что из работающих иностранцев две трети трудятся нелегально, а значит не платят налоги. При этом все они создают огромную нагрузку на социальную сферу: образование, здравоохранение, общественную безопасность. Растёт криминал, о чём периодически заявляют все силовики. То есть создаётся угроза общественно-политической стабильности, особенно в условиях профессионального воздействия вражеских информационно-пропагандистских каналов. Уязвимость российского общества от такого воздействия показали события в Дагестане, когда толпой эффективно управляли из-за границы.
Тем не менее, проанализировав международный опыт управления миграционными потоками, многолетний собственный опыт в сфере миграции, мы предлагаем достаточно простой план изменения миграционной политики. Цель – уменьшить миграционный поток в Россию, как минимум, в два раза, при этом повысить на 60 процентов обеспечение экономики квалифицированной рабочей силой. Невозможно отгородиться стеной либо визами от стран СНГ по географическим и геополитическим причинам. Эти регионы для нас являются важнейшими с точки зрения логистики, обхода санкций и безопасности. Но мы можем и должны установить на границах фильтры, очищающие миграционный поток от международного криминала, потенциальных террористов, инфекционных больных, бездельников и тунеядцев. К тому же отсечение «гастролёров», часто меняющих место работы и проживания, позволит получить бо́льшую отдачу от действительно полезных трудовых мигрантов, ведь, как известно, дурной пример – заразителен.
Вот список проблем, которые надо решить по степени их важности, начиная от стратегических и заканчивая простыми краткосрочными, которые не требуют значительных усилий.
Первое.
Повышение производительности труда – обратная сторона уменьшения трудовой миграции. Всеми возможными мерами поддержки необходимо стимулировать российские предприятия заниматься проблемой производительности труда. Через 20 лет передовые страны мира перейдут на шестой технологический уклад (роботизация, аддитивные технологии, замкнутый ядерный цикл, геоинженерия, исследование космических тел). Российская Федерация обязана быть в их числе, иначе её просто не будет. Тогда возникнет другая проблема – переизбыток рабочей силы. Но эти 20 лет фазового перехода надо не только продержаться, но и активно развиваться со скоростью роста 7-8 процентов ВВП в год. А для этого сегодня нужны квалифицированные трудовые ресурсы.
Второе.
Решение демографической проблемы.
Это отдельная тема, которая осознаётся и обсуждается на всех уровнях власти и общества. Морально-этическая сторона процесса возрождения русского духа талантливо показана в фильме режиссёра Эдуарда Боякова по поэме Николая Мельникова «Русский крест». Я же, как экономист, добавлю: демографическая ситуация начнёт исправляться тогда, когда русские люди из мегаполисов и «человейников» начнут переселяться в комфортные малые города (с населением около 100 тысяч человек), а пропорция вводимого жилья достигнет 80 процентов в пользу индивидуального жилищного строительства против 20 процентов многоквартирных домов. Сейчас этот показатель чуть больше пятидесяти процентов. Все силы государство должно направить на поддержку ИЖС, ибо жизнь показала, что на земле рождаются воины, а в бетоне и асфальте – хипстеры.
Это долгосрочная стратегическая задача на 20 лет.
Третье.
Среднесрочная задача на три года – это укрепление границ Российской Федерации и цифровизация миграционного потока. До сих пор иностранцы, въезжающие в РФ, не подвергаются на границе дактилоскопированию. Якобы не можем найти денег в бюджете на оборудование контрольно-пропускных пунктов. В идеале на границе должны не только сниматься отпечатки пальцев, но и работать лаборатории по выявлению инфекционных заболеваний. Ведь по статистике 6-7 процентов трудовых мигрантов являются носителями опасных инфекций (ВИЧ, сифилис, гепатит, корь, туберкулёз и т.д.).
Не надо смеяться над финнами, которые закрыли КПП на совместной с нами границе и строят там забор. Всё это делается под предлогом борьбы с нелегальной миграцией. Российская Федерация обязана научиться владеть миграционным оружием, иначе она будет жертвой в большой миграционной войне, которая уже разворачивается в Европе и Северной Америке. Миллионы палестинцев куда-то побегут от ужасов войны. И часть из них неминуемо приедет к своим родственникам в Россию. А представьте, что будет, если на Ближнем Востоке рванёт что-то посерьёзнее, либо англосаксам удастся взорвать Среднюю Азию, над чем они усердно работают? В отсутствие миграционных фильтров и укреплённой границы неконтролируемый многомиллионный миграционный поток просто захлестнёт Российскую Федерацию со всеми вытекающими фатальными последствиями.
Цифровизацией миграционного потока озаботилось правительство РФ. Все мы ожидаем внесение в Госдуму нового закона о миграции, где предусмотрены электронные реестры трудовых мигрантов и принимающих их российских работодателей (а их около 400 тысяч организаций). Какова будет процедура внесения в этот реестр и исключения из него специалистам пока не ясно. Видимо, поэтому этот закон всё ещё не внесён в Госдуму, хотя было обещано, что он вступит в силу в 2024 году.
Сейчас различные цифровые платформы и приложения создаются профессиональными участниками миграционного рынка и объединениями работодателей. Но они имеют региональный либо отраслевой характер и не могут взаимодействовать с государственными сервисами – их просто к ним не подключают. Поэтому наладить сегодня эффективный цифровой контроль невозможно. Он просто саботируется. Кому-то выгоден бардак. Даже количество иностранцев разные ведомства считают по-разному. Элементарная статистика не «бьётся». Техническое решение есть, нужна только политическая воля. За полтора-два года можно навести полный порядок в учёте и контроле.
Четвёртое.
Суверенизация рынка труда.
На всех площадках мы постоянно твердим о построении суверенной экономики. Но при этом имеем абсолютно несуверенный рынок труда. Что имеется в виду? Сегодня любое юридическое или физическое лицо иностранного государства и тем более российское юридическое или физическое лицо может бесконтрольно заниматься подбором персонала и поставкой его российским работодателям. Такого либерализма нет нигде в мире. Даже в странах исхода нужно иметь лицензию на такую деятельность, не говоря о Северной Америке, Европе и Азии. Российские работодатели вынуждены заключать договоры о поставке трудовых ресурсов напрямую с агентствами по внешней трудовой миграции иностранных государств, частными лицами, так называемыми баями и чёрными бригадирами, которые со временем превратились в мощные диаспоры. Таким образом, российские работодатели попадают к ним в экономическую зависимость.
Посредническая деятельность операторов трудовой миграции должна жёстко регулироваться законодательством Российской Федерации. Этот многомиллиардный рынок отдан на откуп международному криминалу. По нашим оценкам 70% операторов находятся в серой зоне. При этом этническая составляющая здесь не важна. Нельзя ставить в вину человеку его национальность. Как правило, все эти посредники – граждане РФ. Необходимо вводить законодательные требования по ограничению такой деятельности. Например, обязанность оплачивать выдворение иностранцев, въехавших в Россию при помощи этих посредников и нарушивших закон. В 2023 году из России выдворено около 70 тысяч иностранцев. Средняя стоимость билета – двадцать две тысяч рублей. То есть из казны ушло около полутора миллиардов рублей. Центры временного содержания переполнены, иностранцев нужно поить и кормить, ежемесячно на это уходят сотни миллионов бюджетных рублей. При этом Минфин не может найти несколько миллиардов рублей на обустройство границ современным оборудованием.
Пятое.
Работу по подбору персонала, по проверке лояльности кандидатов, их здоровья, квалификации, обучению при необходимости русскому языку, оформлению разрешительных документов и даже подписанию предварительного трудового договора с конкретным работодателем нужно проводить в стране исхода. Для этого наконец надо определиться с оператором – кто будет этим заниматься под эгидой Роструда, Минэкономразвития или МВД?
С высоких государственных трибун неоднократно было заявлено о создании центров доиммиграционной подготовки, но реальная эффективная работа в этом направлении не ведётся. На мой взгляд, имеет место саботаж, который позволяет бенефициарам сегодняшних миграционных потоков сохранять свои миллиардные легальные и нелегальные доходы.
Шестое.
Беспрепятственное исполнение решения российских судов в странах исхода.
К сожалению, в последнее время складывается юридическая практика, когда иностранный гражданин либо иностранное юридическое лицо, совершив правонарушение на территории Российской Федерации, факт которого подтвердил российский суд, благополучно для себя уходит от ответственности на территории своего государства, используя формальные процессуальные предлоги, например, неуведомление по правилам своего государства. Так, российский кредитор не может взыскать с иностранца долги только потому, что он уведомил должника по законам РФ, а не той страны, где тот скрывается. Если эта проблема не будет решена на межгосударственном уровне, российские работодатели и просто юридические лица будут беззащитны перед недобросовестностью иностранных контрагентов, в том числе трудовых мигрантов, которые берут кредиты, разрывают трудовые договоры в одностороннем порядке и убегают с деньгами домой.
Построить цивилизованную систему трудовой миграции, не имея цивилизованных правил разрешения экономических конфликтов, невозможно.
Седьмое.
Запрет на определённые виды профессий для иностранцев.
Отдельные губернаторы (калининградский, калужский, тульский) начали активно использовать своё право на введение запрета определённых профессий для иностранцев. Этим инструментом регулирования миграционных потоков надо активно пользоваться всем губернаторам. Очевидно, что нам не нужно такое количество торговцев, точек этнического общепита, курьеров. Требуется ограничить использование труда иностранцев в общественном транспорте, такси и ЖКХ. Таким образом, региональные власти могут стимулировать переток иностранной рабочей силы в реальный сектор экономики, в промышленные и сельскохозяйственные предприятия, где она действительно необходима.
Сентябрьское заседание Госсовета, посвящённое развитию рынка труда, оставило гнетущее впечатление атмосферой безысходности. Казалось, что губернаторы придавлены проблемой нехватки трудовых ресурсов. И все предложения президенту, кроме выступления губернатора Калининградской и Ленинградской областей, по всей видимости, повлиять на рынок труда не смогут.
Обращаю внимание региональных и федеральных властей на никем не упомянутый на заседании Госсовета показатель рынка труда, а именно процент числа работающих людей к численности трудоспособного населения страны.
В России этот процент 59, в Германии – 60, в США – 60, в Швейцарии – 65, в Казахстане – 66, в Китае – 64. Если мы сможем догнать Китай по этому показателю, то есть стимулировать к труду 5 процентов неработающих людей, мы дополнительно привлечём в экономику РФ 3,7 миллиона человек и тем самым перекроем все потребности в трудовых ресурсах без привлечения новых мигрантов.
Как стимулировать людей к труду? Либо административными методами, как это делалось в Советском Союзе (закон о тунеядстве), идеологическими либо экономическими методами — это вопрос отдельной дискуссии, которую нужно разворачивать в обществе.
Валерий Шинкаренко