Здание на Невском проспекте, 65, которое построено по заказу скандально известного вначале ХХ века банкира Генриха Блокка, признано памятником регионального значения. Владелец — фигура почти легендарная.
Соответствующее распоряжение главы смольнинского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры о включении в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Дома Рюля — Доходного дома Г.Г. Блокка» (Невский проспект, 65) опубликовано на днях.
История этого земельного участка прослеживается с начала XIX века. В 1820-е им владели некие купцы Дементьевы, позднее — в 1833-1834 годах по заказу новой хозяйки жены тайного советника Ивана Фёдоровича Рюля Авдотьи Сергеевны здесь был построен по проекту архитектора Я.Я. Фрейберга «трёхэтажный дом с четырьмя флигелями и двумя дворами сложной конфигурации». Судя по сохранившимся фотографиям, это было довольно тривиальное для Петербурга XIX века сооружение в стиле казённого ампира.
«Автором нового здания 1902-1904 годов стал архитектор Леонид Леонидович Фуфаевский. Лицевой фасад по проекту 1902 года Фуфаевского отличается от существующего. Центральный оконный проем с двумя простенками в уровне второго-третьего этажей предполагалось сделать объединённым. Балкон четвёртого этажа имел по проекту металлическое кованное ограждение, а центральный ризалит завершался более высоким аттиком одним полуциркульным проёмом. Имеются также многочисленные расхождения в деталях декоративно-художественного оформления, в частности, окон, пилястр, оконных сандриков и карнизов. Необходимо отметить, что по проекту Фуфаевского над витринными окнами третьего этажа предполагалось разместить наименования компаний, располагавшихся в доме, в том числе домовладельца Генриха Блокка», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы дома.
Здание было перестроено с частичным использованием стен предыдущего. На сохранившихся планах перестройки 1902 года старые стены и конструкции обозначены розовым цветом.
Леонид Леонидович Фуфаевский (1865-1931(?)), сын отставного полковника, ставшего директором правления Юго-Восточной железной дороги. С 1884-го — ученик Императорской Академии художеств, которую окончил в 1888-м с серебряной медалью, в 1894-м — звание неклассного художника. Служил в Министерстве народного просвещения и занимался частной практикой. По его проектам в Санкт-Петербурге построено свыше двух десятков зданий — в стиле эклектики и модерна. В частности, именно он создал чертежи хорошо всем известного кинотеатра «Колизей» на Невском проспекте. Правда, изначально круглое здание предназначалось для круговой панорамы «Голгофа». В 1910-м его приспособили под катание на роликовых коньках (скейтинг-ринг), а в 1913-м здание было переоборудовано в кинематограф.
Но главным персонажем истории этого дома на Невском, 65, конечно, является его владелец в начале ХХ века и заказчик перестройки здания банкир Генрих Блокк, биография и деятельность которого достойны авантюрного романа или телесериала.
Генрих-Эмиль (Генрих Генрихович, Андрей Андреевич) Блокк (1861-1906) родился в Санкт-Петербурге, согласно метрической записи Евангелическо-лютеранской консистории, он был сыном некоего Германа-Генриха Блокка иудейского происхождения. Тем не менее, позднее банкир утверждал, что он сын придворного каллиграфа шведского королевского двора Андрея Блокка, румынского князя, получившего впоследствии турецкое гражданство.
В 1878 году Генрих окончил шестилетний курс коммерческого отделения Первого Санкт-Петербургского реального училища и поступил на службу в банкирскую контору Розенблюма, располагавшуюся на Невском проспекте, 28, с жалованием 20 рублей в месяц (очень много для 17-летнего выпускника среднего учебного заведения). Контора вскоре обанкротилась, и слегка повзрослевший юноша был принят с жалованием в 25 рублей на службу в банк «Роберт Мантке и К°», располагавшийся в соседнем доме, то есть на Невском проспекте, 26. Но эта фирма тоже оказалась пузырём, который лопнул — в справочниках 1885 года петербургский купец первой гильдии Мантке уже не значится среди владельцев банковских заведений.
Оставшись без работы, 24-летний Блокк решил открыть собственную банкирскую контору. Помещение для неё он снял в доме, где жила его семья (Невский проспект, 51). Позднее Генрих Генрихович утверждал, что открытие фирмы состоялось в январе 1885 года, когда он получил официальное свидетельство и билет на право торговли и банкирского промысла, но, судя по всему, к ведению банковских операций он приступил раньше, то есть занимался делом нелегально. Есть данные, что он разослал вне Петербурга (чтобы не «спалиться») по российской глубинке рекламных листовок и буклетов, в которых убеждал своих потенциальных клиентов покупать в его банкирской конторе выигрышные билеты с «льготной рассрочкой» платежа.
«Быть финансистом в последние десятилетия XIX века было легко и приятно. Публика отличалась полнейшей наивностью, финансовые инструменты блистали новизной, а большинство классических афер ещё даже не были задуманы. К тому же в России той поры только-только сформировался рынок ценных бумаг. И едва ли не самым популярным способом вложения средств стала покупка облигаций внутренних выигрышных займов. Инструмент это был надёжный, обладатели облигаций получали по 5% годовых, а, помимо того, могли рассчитывать на солидный выигрыш. Очень скоро эти ценные бумаги стали предметом торгов на бирже. За пределами России ими даже открыто спекулировали, причём не какие-то проходимцы, а банкирский дом Ротшильдов. По 12 рублей продавалось 0,05 шанса выигрыша», — пишет один из исследователей биографии Блокка.
Льготная рассрочка, обещанная новоявленным банкиром, оказалась в итоге ростовщической. Блокк «накручивал» со своих клиентов до 36 процентов годовых. Специалисты и сейчас говорят, что рассчитать рядовому гражданину, когда и сколько денег ему должен выплатить по ценным бумагам Генрих Генрихович (он же Андрей Андреевич), было практически невозможно без опыта владения дифференциальным и интегральным методами исчисления. Вот так нелегально на обмане наивных провинциалов Блокк нажил себе примерно за полгода первоначальный и весьма солидный капитал.
В 1890-е Андрей Андреевич уже «главный» на столичной бирже по продаже частным лицам билеты I и II внутренних пятипроцентных с выигрышами займов, которые наряду с акциями коммерческих банков и железных дорог, не гарантированных правительством, с конца 1860-х стали основными спекулятивными ценными бумагами в России. «Биржевая игра с выигрышными займами усиливала спрос на эти бумаги у публики. Многие рассчитывали, что билеты дойдут до небывалой цены».
В общем, это вполне хорошо нам известная по 1990-м годам история. Упомянем хотя бы пресловутую мавродинскую «МММ» с её Лёней Голубковым… Почти всё в российской истории повторяется, и, к сожалению, не как фарс…
В 1890-х контора Блокка превратилась в крупный банкирский дом с годовым оборотом, превышавшим миллион рублей, только в его петербургской конторе работали 25 клерков.
«Во многом успех Блокка был основан на самой широкой рекламе, лезущей в глаза, “с оттенком американизма”. В 1903 году банкирский дом “Г. Блокк” ежедневно доставлял на Главпочтамт тысячи различных бандеролей, большую часть которых составляли всевозможные проспекты. Такой масштабный размах рекламы был для России явлением не совсем обычным. “Кажется, нет в России человека, — писал “Петербургский листок”, — которому не было бы известно имя этого дельца, банкира, задававшего тон целому отделу русской биржи, по выигрышным займам. Поезжайте по любой железной дороге, выгляните в окно быстро бегущего вагона, и мимо вас мелькнёт где-то в стороне близ насыпи пути плакат на шестах: “Генрих Блокк”. Больше ничего, но этих двух слов было достаточно, чтобы путник или прохожий уже подумал:
— Надо копить деньгу, купить выигрышный билет у Блокка. Он удачней других. Говорят, масса выигрывает.
И различные перспективы уже мысленно полученных выигрышных денег мелькают в голове путника под шум колёс, — пишет историк Павел Лизунов.
На пике финансового успеха, который пришёлся на рубеж XIX—XX веков, Блокк приобрёл несколько имений в Санкт-Петербургской губернии (например, Мамино в Царскосельском уезде в 944,5 десятин земли, ещё 1000 десятин близ Тосно, плюс бывшая помещичья усадьба в Пензенской губернии), покупает парусную и паровую яхты, создаёт конный завод.
В этом ряду приобретений — и дом на Невском, 65, куда был переведён офис банкирского дома «Г. Блокк» и обустроена «стильная» квартира хозяина. По некоторым данным, дом обошёлся владельцу в миллион рублей. Интересно, что эти расходы были переложены на клиентов банка, которых оповестили, что «на погашение этих расходов будет взиматься по нашей сделке полупроцентом более».
Но «сколь верёвочке не виться»… 22 марта (5 апреля) 1906 года тело 44-летнего банкира нашли около 15 часов в его кабинете того самого дома на Невском проспекте, о котором идёт речь. Блокк повесился на шнуре электрической проводки, прикреплённом к ручке несгораемого шкафа. Способ поразил следователей, поскольку, стоя на коленях на полу, Блокк в любой момент мог прервать процесс удушения.
Версий по поводу происшедшего высказывалось много — от загадочного убийства до психического расстройства. Но вскрытие хранилищ банка Блокка после его кончины весьма показательно. В трёх кассах было обнаружено: 750 рублей с копейками, две золотые монеты, марки примерно на 40 рублей и… турецкие облигации тоже на весьма незначительную сумму. То есть «финансовая пирамида», вполне успешно действовавшая почти 20 лет, пришла к банкротству…
После всех этих перипетий до революции 1917 года домом владел некий инженер-технолог П.А. Быков. Здесь арендовали помещения аукционный зал, магазины бельгийского общества «Горелки Ауэра», несгораемых шкафов парижского завода Фише, торгового дома «Зив и К°», кондитерской фирмы «Жорж Борман», также здесь располагались Союз провинциальных коммерческих банков, Железнодорожный клуб, почтово-телеграфное отделение, в 1920-е годах тут открылся магазин Северной электротехнической компании, который потом под названием «Электротовары» проработал вплоть до 1990-х. Здесь же на первом этаже с 1940-х существовал магазин овощей и фруктов, который под названием «Яблонька» ещё памятен пожилым ленинградцам-петербуржцам.
«Лицевой фасад, выходящий на Невский проспект, решён в приёмах эклектики. В уровне третьего-четвёртого этажей он разделён межэтажным карнизом на две части: первые три этажа раскрыты широкими окнами-витринами торговых и конторских помещений, верхние этажи с мансардой отличаются пышным декоративным оформлением. Архитектурно-художественное оформление фасадов сохранилось с минимальными утратами. Сохранились также помещения с комплексной декоративно-художественной отделкой», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Сейчас здание, занимающее участок от Невского проспекта до Стремянной улицы, является жилым домом, часть помещений сдаётся в аренду (офисы, ресторан, кафе). В 1998 году помещение на третьем этаже было передано городской администрацией Культурному центру Елены Образцовой. Также в одном из дворовых флигелей располагается музей истории медицины и фармации.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП и www.citywalls.ru, а также справочных ресурсов Интернета