Царский рыцарь печального образа

image

В царскосельском Арсенале представлены публике отреставрированные доспехи Печального рыцаря. Облачённый в них человек был непременным участником похоронных процессий российских императоров со времён Петра Великого.

Печальный рыцарь, как новенький. Теперь

Теперь он соседствует в одной витрине с доспехами Радостного рыцаря — тоже сопровождавшего гроб почившего государя. Этот ритуал, как и многое другое, был заимствован Петром I из траурных европейских церемониалов и впервые «опробован» в 1699 году на похоронах сподвижника молодого русского царя — Франца Лефорта. Впоследствии так провожали и первого российского императора, и всех остальных (последним рыцари провожали в последний путь Александра III).

«Внимание народа привлекали и латники, которые двигались в конце третьего отделения между знамёнами и гербами. Один ехал на коне, весь в золоте: латы, наколенники, наручники, шлем со страусовыми перьями, в руках обнажённый меч. Другой пеший латник — печальный, весь в чёрном уборе, с огромным обнажённым и опущенным вниз мечом, обвитым чёрным флёром», — говорится в описании похорон Александра III Миротворца.

Радостный рыцарь, в золотых доспехах с ярким плюмажем и поднятым мечом, едущий на лошади, символизировал жизнь, светлое начало, веру в будущее, а Печальный, в чёрных доспехах и с чёрными страусовыми перьями на шлеме, шествовавший пешком с опущенным мечом, олицетворял окончание земного пути властителя, смерть, уход в прошлое. Аллегория радости и горя, торжества и печали.

Представленные в Царском Селе (павильон «Арсенал» в Александровском парке) доспехи Радостного и Печального рыцаря — единственный в России полный комплект такого рода облачения. История их появления, обнаружения и реставрации интересна и поучительна.

Доспех изготовлен «облегчённым»

1 декабря (по новому стилю) 1825 года в Таганроге скончался император Александр I. Известие об этом дошло до Петербурга через восемь дней. Была учреждена Печальная комиссия для организации и проведения похорон (впервые монарх ушёл из жизни столь далеко от столицы). В Артиллерийский департамент последовал запрос о передаче двух доспехов, «употреблённых в бывшую печальную процессию при погребении государя императора Павла I». Но присланные латы комиссия признала слишком тяжёлыми (Александр I умер в Таганроге, по пути следования гроба с его телом в Санкт-Петербург были запланированы прощальные церемонии в Москве, Твери, Великом Новгороде и Царском Селе). Новые латы «сколь возможно легче» были заказаны и изготовлены в столичном Арсенале очень быстро, то есть и не очень качественно.

Траурная процессия состояла из 13 отделений, каждое из которых должно было отражать одну из сторон деятельности монарха. Радостный и Печальный рыцари следовали в пятом отделении.

Изображение траурной процессии похорон Николая I

Представленные сейчас доспехи выполнены из тонких листов латуни. Латы Радостного рыцаря с наружной стороны покрыты творёным золотом, а Печального рыцаря окрашены в чёрный цвет. Как они попали в Царское Село, доподлинно неизвестно. Предполагается, что это произошло в 1920-е, когда активно происходило перераспределение различных музейных фондов, в том числе и раритетов петербургского Арсенала.

«Фрагменты обоих доспехов обнаружили тридцать лет назад при реставрации помещений циркумференции Екатерининского дворца. Скорее всего, они находились там под полом со времён Великой Отечественной войны. Долгое время принадлежность этих предметов оставалась невыясненной, но научный сотрудник музея Владимир Векшин установил, что эти латы относились к церемонии погребения императора Александра I. Это послужило стимулом к дальнейшему изучению императорских траурных процессий», — говорится в информационном сообщении ГМЗ «Царское Село».

Циркумференция (лат. Circumferentia, «обнесенная вокруг») — низкий дугообразный в плане корпус, примыкающий к главному зданию усадебного или дворцового комплекса. Так обычно называют здания, обрамляющие парадный двор и площадь полукругом. Это, как правило, служебные постройки: конюшенные и кухонные корпуса, каретные сараи. Часто циркумференции строят парами по обе стороны от главного здания, что и есть возле Екатерининского дворца в Царском Селе.

Фрагмент панорамы процессии похорон Екатерины II и Петра III

Сохранившиеся элементы доспеха Радостного рыцаря были реставрированы и размещены в экспозиции Арсенала в 2016 году, когда этот павильон стал доступен для посетителей после восстановления. Специалисты отмечают, что на латах сохранились остатки кожаных ремней и железные пряжки, но оба доспеха имеют многочисленные утраты, например, шлемы сохранились лишь фрагментарно. Доспех Печального рыцаря находился в более сложном состоянии: полностью отсутствовал ряд конструктивных элементов, то есть требовалась основательная подготовка к реставрации и поиск аналогов для воссоздания.

«Специалисты реставрационной мастерской «Наследие» выполнили комплекс работ по консервации, реставрации и воссозданию элементов доспеха: расчистили металлические детали от загрязнений и коррозии, выправили деформации, выполнили дублирование руинированных частей, восполнили утраченные. Полностью воссозданы три пластины плеча и предплечья по аналогии с сохранившимися; воссозданы нагрудная и спинная части кирасы, шлем и горжет, декоративные накладки на локтях по сохранившемуся аналогу из Музеев Московского Кремля. Мастера выполнили тонировку матовой краской восстановленных элементов, чтобы можно было отличить подлинное от воссозданного. Произведена консервация лицевых сторон фрагментов доспеха при помощи лака», — сообщает ГМЗ «Царское Село».

Торжественные церемонии прощания с российскими императорами запечатлялись в специальных мемориальных альбомах, на этих рисунках фигурируют и изображения рыцарей. После печальных церемоний доспехи возвращались в петербургский Арсенал, где они хранились в специальной траурной комнате Достопамятного зала.

Проект Джакомо Кваренги оформления для прощания катафалка Павла I

Для справки:

Арсенал — главный павильон Александровского парка Царского Села. Изначально на его месте располагался павильон Монбижу, построенный в 1747-1754 годах по проектам Саввы Чевакинского и Бартоломео Франческо Растрелли. Он был создан в одном стиле с павильоном Эрмитаж в Екатерининском парке и принадлежал к лучшим образцам русского барокко. Монбижу использовался как охотничий павильон и размещался в так называемом Зверинце — на территории, где содержали животных в естественных условиях. Постепенно Зверинец пришёл в запустение, а Монбижу обветшал. Александр I принял решение его перестроить и выбрал для нового облика павильона одно из неоготических сооружений в английском королевском парке в Виндзоре. Перестройку продолжили при Николае I, который впечатлился убранством замка Вальтера Скотта Абботсфорд — «жилищем средневекового рыцаря».

В 1819–1834 годах здание Монбижу было перестроено в неоготическом стиле по проекту архитектора Адама Менеласа — так появился Арсенал. Отделку интерьеров завершил Александр Тон.

Центральное место в планировке павильона занимал восьмиугольный Зал рыцарей, в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая Николаю I, экспозицию составляли более 5000 экспонатов. В 1885-1886 годах решением императора Александра III это уникальное собрание передали в Эрмитаж.

Сейчас в Арсенале выставлено более 400 раритетов предметов. В том числе картина Ораса Верне «Царскосельская карусель», коллекции восточного холодного оружия, огнестрельного оружия XVIII–XIX веков, предметы конской упряжи. Государственный Эрмитаж предоставил из своего собрания на временное хранение раритетные экспонаты, в том числе доспехи XVI века из коллекции Николая I, которые когда-то находились именно здесь.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Царское Село» и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно