Чем больше в Эрмитаже царей, тем лучше

Zari11

В фонды Эрмитажа поступило несколько портретов российских императоров и членов их семей из коллекции Юрия Абрамова. Чем интересны новые экспонаты?

Версия Левицкого

Самым-самым специалисты называют портрет сына Екатерины II великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I) кисти великолепного русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822), исполненный в конце 1770-х. Это копия с картины шведского живописца Александра Рослина (1718-1793), который некоторое время жил и работал в Санкт-Петербурге.

Версия Рослина

Здесь, в частности, ему были заказаны портреты в полный рост великого князя Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны (эти полотна сохранились и давно находятся в Эрмитаже). Исполнил Рослин и поясные портреты этих двух высокопоставленных моделей. Именно с такого варианта Левицкий и написал копию.

«Однако живописец не просто повторил оригинал другого мастера, в этой картине ярко проявлена художественная манера самого Левицкого. Его работа лиричнее и мягче полотна Рослина», — отмечается в информационном сообщении Эрмитажа.

Ещё два раритета, поступивших в главный музей России, — парные портреты всё тех же Павла Петровича и Марии Фёдоровны, написанные неизвестным художником во время путешествия великокняжеской четы по Европе. Оно состоялось в 1781-1782 годах, высокие особы посетили Францию, Италию, Австрию и другие страны типа инкогнито — как граф и графиня Северные (впрочем, их личность не была секретом для королевских и императорских дворов, а также курии Папы Римского).

Граф и графиня Северные по версии неизвестного европейского художника

Заказчик портретов, как и их исполнитель, неизвестен. Очевидно только два обстоятельства: во-первых, мастерство художника не позволяет причислить его к европейским живописцам первого ряда; во-вторых, он явно писал портреты не с натуры, а использовал какие-то «газетные» изображения русского великого князя и его супруги.

«Эти картины являются интереснейшим историческим памятником и ещё одним напоминанием о путешествии, во многом сформировавшем художественные вкусы великого князя и княгини и способствовавшем приобретению произведений искусства, многие из которых стали частью Эрмитажного собрания», — утверждают сотрудники музея.

В отличие от двух предыдущих портретов мраморное изображение императора Александра I создано немецким ваятелем Христианом Даниэлем Раухом (1777-1857) по эскизной модели, исполненной с натуры в ноябре 1815 года, когда российский самодержец (победитель Наполеона, царь царей) находился в Берлине. Специалисты отмечают, что этот бюст был исполнен в мраморе несколько раз по мере поступления на него «именитых» заказов.

«Бюст, который приобрёл Эрмитаж, скорее всего, был создан по заказу графа Кристофа Иоганна Фридриха фон Медема и первоначально находился в его Элейском поместье в Курляндии. Во время Первой мировой войны потомки графа смогли вывезти часть ценностей, в том числе, и некоторые скульптурные портреты. Например, бюсты Николая I и Александры Фёдоровны, которые хранятся теперь в Скульптурном собрании (Альбертинум) в Дрездене», — говорится в информационном сообщении Эрмитажа.

Тут заметим, что предполагаемый заказчик в царствование Павла I был камергером при дворе этого российского самодержца, а женат был на дочери графа Петра Алексеевича фон дер Палена — организатора убийства императора (с молчаливого согласия его сына, ставшего Александром I). Такая вот тут историческая «загогулина»…

Бюст Александра I, заказанный зятем убийцы его отца

Хранящаяся в Эрмитаже коллекция изображений первого российского императора пополнилась портретом Петра I, который относится к последней четверти XVIII века, то есть создан через полвека после смерти державного основателя Санкт-Петербурга.

Это вариант знаменитой картины Жана-Марка Натье (1685-1766), созданной им в 1717 году, созданной во время пребывания русского царя в Голландии. Пётр I изображён в рыцарских латах (ныне оригинал находится в Мюнхене, а высококачественная копия, долгое время считавшаяся подлинником, — в Эрмитаже).

Такой вот «непрофессиональный» Пётр I

«Картина неизвестного мастера относится к типу непрофессиональных портретов, характерных для русской культуры XVIII — первой половины XIX века, но демонстрирует достаточно хорошую выучку автора… Новое приобретение пополнит коллекцию музея ещё одной интересной версией и, несомненно, будет задействовано в выставочных проектах.», — констатируют специалисты Эрмитажа.

Оригинал кисти Натье

Для справки:

Юрий Шмавонович Абрамов (1946-2021) родился в Ташкенте, происходил из армянской семьи (Нагорный Карабах), дед — потомственный тамошний князь. В 1970-м окончил факультет математико-механический факультет Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова, в 1973-м — аспирантуру Ленинградского государственного финансово-экономического института имени Н.А. Вознесенского, доктор физико-математических наук (1986), профессор (1987). В 1992-м создал антикварную компанию «Ренессанс-VIP». Крупный коллекционер и меценат, создатель Музея дворянского быта, существовавшего в здании Конюшенного ведомства с 1997-го по 2010 год, поэт-бард (автор более 100 песен и цикла «Венок сонетов»), дизайнер мужской одежды. 10 процентов прибыли направлял на благотворительные цели.

В 2014 году Абрамов преподнёс в дар Эрмитажу статую «Юпитер», исполненную известным венецианским скульптором Антонио Тарсиа (1662-1739) в 1717-1718 годах (мрамор, высота 92 сантиметра). Это изваяние когда-то было приобретена графом Саввой Лукичем Владиславичем-Рагузинским (1670-1738)  в числе «шести статуй малых» для Петра Великого и украшала Летний сад до конца XVIII века. Три статуи из этого «комплекта» («Аполлон», «Юнона» и «Венера») хранятся в Эрмитаже, ещё две («Марс» и «Диана») — в Серпуховском историко-художественном музее.

В 2016 году Абрамов подарил Эрмитажу бюро-давенпорт (Санкт-Петербург, середина XIX века) с секретным устройством, настольное украшение из керамического блюда (Россия, 1920-е) и бронзовой оправы (Франция, середина XVIII века), а в 2019-м — бильярдный столик из Зимнего дворца работы знаменитого мастера Генриха Гамбса (Санкт-Петербург, конец XIX века) с комплектом костяных шаров.

Юрий Абрамов среди предметов своей коллекции

В эти же годы Абрамов реализовал проект «Шедевры Эрмитажу. 2014-2019», благодаря которому музею были пожертвованы 12 произведений искусства высочайшего класса.

Сейчас Эрмитаж приобретает почти 150 предметов из коллекции Абрамова. Помимо портретов российских императоров, о которых говорилось выше, это бюст Микеланджело Буонаротти, предположительно исполненный его современником Джованни Антонио Дозио, женский портрет кисти флорентийского художника второй половины XVI столетия Франческо Морандини по прозвищу Поппи, картина Элиаса Фридриха Кюхлина «Аллегорическое изображение встречи императрицы Екатерины II и императора Иосифа II на юге России в 1787 году» (создана художником, специализировавшимся на изготовлении расписных мишеней для стрельбы и послужила в таком качестве — имела многочисленные повреждения, но потом была отреставрирована) и другие уникальные предметы искусства.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официального сайта Государственного Эрмитажа и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно