В Александровском дворце Царского Села открыты воссозданные 13 комнат личных покоев последнего российского императора и его семьи. По совпадению, именно столько лет жизни Николая II непосредственно связано с этим домом.
«Дежурный» дворец
Александровский дворец в Царском Селе заложен в 1792 году по повелению императрицы Екатерины II. Он был задуман как свадебный подарок великому князю Александру Павловичу — любимому внуку государыни, будущему царю Александру I.
Строился дворец по проекту архитектора Джакомо Кваренги (по его чертежам сооружены в Петербурге здания Смольного и Екатерининского институтов, Ассигнационного банка, Академии наук, Эрмитажного театра).
Кстати
Документы свидетельствуют, что первоначально императрица хотела построить для внука копию дома Вольтера в Фернее (его подробный макет имеется в Эрмитаже), но в результате был утверждён и осуществлён оригинальный проект.
Дворец обошёлся в 286 тысяч тогдашних очень дорогих рублей. На строительство употреблено 6,6 миллиона кирпичей. Некоторые предметы убранства (в частности, несколько каминов) были перевезены сюда из Таврического дворца светлейшего князя Григория Потёмкина, к тому времени уже покойного.
К июню 1796-го дворец был готов (правда, оставался неоштукатуренным аж до 1800 года), но спустя несколько месяцев Екатерина II умерла. На престол взошёл Павел I, который заставил великих князей, в том числе и старшего сына, служить в армии и вообще старался держать детей под присмотром.
В общем, пожить в своём дворце Александру практически не довелось. Став императором, он предпочитал в Царском Селе Екатерининский дворец, а Александровский передал своему брату, который впоследствии взошёл на российский престол под именем Николая I.
На протяжении всего XIX века во дворце никто из его хозяев длительно не жил. Александровский был своеобразным «дежурным» дворцом. Николай I якобы его любил, но предпочитал лето проводить в Петергофе, где первым из российских самодержцев построил тихую семейную резиденцию — Коттедж.
Кстати
После смерти императора его вдова Александра Фёдоровна доживала свой век именно в царскосельском Александровском дворце, где и скончалась в 1860 году.
Александр II обустроил себе покои опять-таки в Екатерининском дворце Царского Села, а «дежурный» Александровский в качестве свадебного подарка достался его сыну. Но будущий Александр III тоже жил здесь недолго, отдав предпочтение Гатчинскому замку.
Тем не менее, именно в Александровском дворце 6 (18) мая 1868 года появился на свет Николай Александрович Романов, которому суждено было стать последним коронованным российским императором.
Семейный очаг затворников
При Николае II Александровский дворец постепенно становится главной императорской резиденцией и остаётся в этом качестве вплоть до падения монархии в 1917 году.
Уже через несколько дней после свадьбы, скромно прошедшей в петербургском Зимнем дворце (траур по Александру III ещё продолжался), Николай и Александра приезжают на несколько дней в Царское Село и останавливаются во дворце, где новый царь когда-то родился.
Спустя пару лет, в 1896-м, левый (если смотреть со стороны парадного двора) флигель здания, где располагались апартаменты для свиты и Концертный зал, переоборудуется по проекту архитектора Роберта Мельцера для проживания императорской семьи.
Позднее, после рождения в 1904 году больного гемофилией цесаревича Алексея, Николай II, императрица Александра Фёдоровна и их дети живут в достаточно уединённом Александровском дворце Царского Села постоянно.
Кстати
Отлучаются они отсюда лишь в крымскую Ливадию, Беловежскую Пущу, финские шхеры на яхте «Штандарт», в зарубежные поездки с официальными визитами или же на придворные праздники в Зимнем дворце, которых с годами проводится всё меньше.
Из Александровского дворца в августе 1917 года отрёкшийся от престола император, его жена, дети и верные слуги отправились в ссылку в Тобольск, откуда их крестный путь продолжился в Екатеринбург, где последовал их расстрел большевиками в подвале дома Ипатьева.
НКВД, юные коммунары, гестапо, пушкинисты и военморы
Дворец представляет собой двухэтажное здание, на довольно высоком цоколе, где расположены обширные подвалы и даже подземный ход в отдельно стоящий кухонный корпус, возвышаются высокий бельэтаж и довольно низкий (антресольный) второй этаж, где первоначально располагались служебные помещения и жильё для прислуги.
По форме здание напоминает вытянутую букву «П». Парадный фасад расположен со стороны петербургской дороги, он украшен колоннадой коринфского ордера, соединяющей боковые флигели и образующей небольшой дворик. Это единственный пример подобной планировки в Петербурге (а может, и в мире).
Дворец построен в стиле классицизма, окрашен в жёлтый цвет, сравнительно скромный декор выделен белым. Садовый фасад украшен по центру полуротондой с зелёным куполом, ориентированной на главную аллею Александровского парка.
После 1917 года действовал музей, но в правом крыле, где находились покои Александра III и его супруги Марии Фёдоровны, а также комнаты его сестры великой княгини Марии Александровны, ставшей после замужества герцогиней Эдинбургской, разместился дом отдыха сотрудников НКВД.
Кстати
На втором этаже левого флигеля, где прежде располагались комнаты сына и дочерей Николая II, после революции открылся детский дом имени Юных Коммунаров…
В годы Великой Отечественной войны Александровский дворец пострадал в меньшей степени, чем Екатерининский. Здесь в период немецко-фашистской оккупации располагались гарнизонный штаб и отдел гестапо, в подвалах цокольного этажа была оборудована тюрьма. Парадный двор гитлеровцы превратили в кладбище своих погибших солдат и офицеров.
После войны советские власти предполагали использовать дворец для размещения Всесоюзного музея А.С. Пушкина и хранения коллекций Института русской литературы, но в конце концов здание досталось военно-морскому секретному институту.
В первые послевоенные годы были приведены в порядок парадные залы дворца и уничтожено убранство большинства комнат в личных покоях Николая II и его семьи.
Кстати
К началу Великой Отечественной войны в Александровском дворце находилось более 52,5 тысячи предметов, из них утрачено более 44,8 тысячи. Были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах. Из того, что сохранилось, значительная часть раритетов находится в собраниях других музеев.
Фотообои или воссоздание?
В 1996 году Всемирный фонд памятников предоставил грант на реставрацию Александровского дворца. Почти сразу же начались работы по ремонту кровли здания. Ещё через год в левом крыле здания, где прежде находились апартаменты Николая II и его семьи, была создана экспозиция, подготовленная царскосельским музеем-заповедником из предметов своего собрания.
В частично сохранившихся интерьерах и залах, утративших художественную отделку, были представлены предметы убранства и личные вещи последнего русского императора, его супруги и детей. Чтобы дать зрителям представление, как выглядели когда-то эти помещения, были использованы огромные фотообои, воспроизводящие старинные снимки этих комнат.
22 октября 2009 года дворец был передан в ведение Государственного музея-заповедника «Царское Село», а в июне 2010-го открыты для посещения три зала Парадной анфилады — Полуциркульный, Портретный и Бильярдный.
Кстати
Для располагавшегося здесь военно-морского секретного института Александровский дворец было начинён специальными каналами для коммуникаций, часть полов первого и подвального этажей забетонирована, в цоколе была устроена угольная котельная, за 68 лет ни разу капитально не ремонтировались фасады, кровля и инженерные сети. Выезжая из здания, военные испортили исторические мраморные лестницы, спуская по ним без специальных средств сейфы и другое тяжёлое оборудование. То есть музей получил здание в состоянии полной разрухи.
В 2011 году ООО «Студия 44» под руководством Никиты Явейна разработан и прошёл все необходимые согласования проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования.
Историческое здание приспосабливается для размещения в нём многофункционального музейного комплекса, где будут располагаться постоянные экспозиции и временные выставки, библиотека, залы для научно-исследовательской работы и проведения конференций, детский центр и др.
В сентябре 2015 года Александровский дворец-музей был закрыт для посетителей на время проведения реставрационных работ, которые, впрочем, начались в здании уже в 2012-м.
И вот теперь гости дворца могут увидеть Приёмную, Рабочий кабинет, Мавританскую, Камердинерскую и Парадный кабинет (половина императора Николая II), Свитскую, Спальню, Сиреневый кабинет, Палисандровую и Кленовую гостиную (половина императрицы Александры Фёдоровны), а также Угловую гостиную и помещения Библиотек. Парадные залы дворца пока закрыты, но всё-таки, прежде всего, немного расскажем о них.
Скатимся с горки при полном параде
Парадные залы Александровского дворца расположены по садовому фасаду. Три основных — Портретный, Полуциркульный и Бильярдный — разделены лишь простенками с широкими проходами, то есть представляют собой единое пространство. Стены облицованы искусственным мрамором. В целом эти интерьеры отличаются скромностью отделки (особенно — по сравнению с барочной золотой анфиладой Екатерининского дворца), но при этом изысканной торжественностью.
Кстати
Александровский изначально создавался как семейная резиденция и не предназначался для масштабных приёмов с участием сотен придворных, поэтому парадные залы дворца «заточены» на проведение довольно немногочисленных по составу церемоний и «званых вечеров».
К Портретному примыкает Зал с горкой — уникальный для петербургских дворцов интерьер с аттракционом. Из Бильярдного посетитель попадал в дворцовую церковь или же мог пройти на огибающий это угловое помещение балкон.
Из Зала с горкой можно попасть в Большую и Малую библиотеки, а затем — в Угловую гостиную (Приёмную) императрицы Александры Фёдоровны. Все эти помещения в основном сохранили первоначальную отделку, выполненную по проекту Джакомо Кваренги.
Как уже сказано выше, покои Николая II и его семьи располагались в левом флигеле дворца. Коридор, ведущий из вестибюля в торце этого окончания буквы «П» вглубь к Угловой гостиной, разделял комнаты императора и его супруги. Апартаменты царя располагались по правой стороне этого коридора и выходили окнами на парадный двор.
Теперь пора «пройтись» по воссозданным 13 интерьерам.
Царский модерн и классицизм
1 и 2. Большая и Малая библиотеки. Оба помещения сохраняли первоначальную отделку в стиле классицизма и поэтому дошли до нас в более-менее приличном состоянии. Здесь отреставрированы искусственный мрамор, паркет и мебель, книжные шкафы переехали сюда из здания Сената, где теперь располагается Конституционный суд РФ, а некоторые воссозданы.
Кстати
В двух этих залах сохранялось до Великой Отечественной войны около 19 тысяч томов. Ещё примерно 6 тысяч томов находились в других комнатах Николая II и его семьи (в кабинете императора, Сиреневом кабинете императрицы, в классах цесаревича и великих княжон). Сейчас здесь выставлено более 5 тысяч томов.
3. Угловая гостиная. Эта комната тоже в основном сохранила первоначальное убранство начала XIX века. Её «пограничное» расположение между парадными залами и личными апартаментами обусловило использование этого помещения для официальных аудиенций и императором (в частности, он принимал здесь послов иностранных государств), и императрицей (например, в годы Русско-Японской и Первой мировой войн она принимала здесь руководителей благотворительных организаций). Здесь же проводились рауты и концерты в узком кругу, на которые приглашались знаменитости (в том числе и Фёдор Шаляпин).
Кстати
В мае 1902 года в этом зале проходила встреча Николая II c президентом Франции Эмилем Франсуа Лубе, который преподнёс российской императрице гобелен, воспроизводящий портрет Марии-Антуанетты с детьми. Учитывая судьбу королевы, казнённой в годы Великой французской революции, и финал жизни Александры Фёдоровны, подарок получился двусмысленный и трагичный.
20 августа 1915 года в Угловой гостиной состоялось заседание Совета министров империи, на котором Николай II объявил о принятии на себя верховного командования российскими армией и флотом в ходе Первой мировой воны.
В этом помещении в ходе завершившихся работ отреставрированы искусственный мрамор, паркет, лепка, мебель, воссозданы портьеры и оконные заполнения.
4 и 5. Кленовая гостиная, Парадный кабинет Николая II. Эти самые большие помещения на половинах императрицы и императора созданы несколько позднее остальных комнат на месте Концертного зала. В ходе переделки последний был разделён продолжением коридора на две части, сообщающиеся между собой через антресоли.
Кленовая гостиная Александры Фёдоровны, интерьер которой был полностью уничтожен в ходе «реставрации» дворца после Великой Отечественной войны, была оформлена в стиле модерн. Стены под потолком покрывал декоративный рельеф в виде стеблей роз с бутонами и листвой. Великолепная резная антресоль из кленового дерева, сообщалась с Парадным кабинетом Николая II, что дало повод слухам о «негласном присутствии» царицы на встречах и заседаниях, которые проходили в «офисе» её мужа.
В это просторное, но очень уютное, помещение императорской семье подавался послеобеденный кофе, здесь Александра Фёдоровна принимала друзей, а в годы Первой мировой войны, когда царь в качестве Верховного главнокомандующего находился в действующей армии, заслушивала доклады министров.
Воссоздавать этот интерьер реставраторам пришлось практически полностью — антресоль, мебель, ковёр, декоративная лепка, камины.
Кстати
Площадь сшивного ковра из новозеландской шерсти, изготовленного взамен утраченного для Кленовой гостиной, составляет 182 квадратных метра.
Интерьер Парадного (Нового) кабинета императора тоже выполнен в стиле модерн, но в более «мужском», то есть строгом варианте. Отделка помещения, в отличие от Кленовой гостиной царицы, неплохо сохранилась до наших дней. Это и обшивка стен красным деревом, антресоль и ведущая на неё лестница, деревянное же оформление потолка с латунными накладками. Здесь проходили различные совещания, в том числе и заседания Совета министров, приём послов, делегаций и т.п.
Сейчас здесь отреставрированы камины, паркет, потолок, лестница на антресоль, по найденным образцам воссозданы росписи стен и портьеры, а также некоторые предметы мебели.
6. Палисандровая гостиная. Если следовать далее по половине императрицы, то далее расположена именно эта комната. Здесь обычно накрывался для царской семьи обеденный стол. Своё название это помещение получило, поскольку стены и угловой камин здесь облицованы панелями из палисандра.
Верхняя часть стен была затянута французским шёлком жёлтого цвета. Наверху располагался лепной фриз в виде цветочных гирлянд, выполненный в стиле модерн. На полках по периметру комнаты были расставлены многочисленные декоративные изделия из фарфора, стекла и бронзы.
Кстати
Именно здесь же были установлены телефонные аппараты, с помощью которых в годы Первой мировой войны императрица могла напрямую связываться со Ставкой в Могилеве, где в качестве Верховного главнокомандующего часто находился Николай II. В Палисандровой гостиной в марте 1917 года генерал Лавр Корнилов объявил Александре Фёдоровне об её домашнем аресте.
По историческим образцам здесь воссозданы обивка стен, портьеры, ковровое покрытие, палисандровые панели и камин, украшенный тканевой вставкой и зеркалами с фацетом, лепной фриз, то есть практически весь интерьер, уничтоженный в советское время.
7. Сиреневый кабинет. Самая знаменитая, самая изысканная и самая любимая императрицей комната Александровского дворца. Стены и мебель здесь были обиты шёлком очень нравившегося царице розовато-лилового цвета, изготовленным французской фирмой Шарля Бурже.
Как и большинство интерьеров личных покоев Николая II и его семьи, Сиреневый кабинет был оформлен в стиле модерн. Столы, стулья, полки, панели окрашены эмалью цвета слоновой кости. В стенных шкафах находилось более тысячи книг на русском и иностранных языках.
Кстати
Именно в Сиреневом кабинете Александра Фёдоровна проводила большую часть своего досуга, сюда подавались утренний кофе и вечерний чай, здесь в свободное время собиралась царская семья. В этой комнате Романовыми сделано немало фотографий, которые помогли реставраторам.
Интерьер кабинета был полностью уничтожен в советское время, теперь здесь воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, мебель, ковёр, деревянные панели, камин, живописный фриз, то есть практически всё, кроме нескольких сохранившихся предметов обстановки, подлинных произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, которые когда-то находились в этой комнате.
8. Спальня. Стены, мебель и занавес здесь были оформлены английским чинцем (набивная хлопчатобумажная ткань со специальным покрытием, придающем характерный блеск и противостоящем загрязнению, не пачкается и не смачивается водой).
В алькове располагались металлические кровати, вся стена за которыми была сплошь увешана иконами, которых здесь было более 700. По традиции в спальне располагались витрины для драгоценностей императрицы, здесь же хранились и пасхальные яйца, выполненные по заказам царской семьи фирмой Карла Фаберже.
Кстати
Попасть в спальню из сквозного коридора, разделяющего флигель на две половины, можно только пройдя через Палисандровую гостиную и Сиреневый кабинет. В его дверь, чтобы разбудить императора и императрицу, лакей утром трижды стучал серебряным молоточком.
Оформление интерьера воссоздано полностью — альков, тканевая обивка стен, портьеры, ковёр, большинство предметов мебели.
9 и 10. «Свитская», «Камердинерская». В качестве названий этих помещений использованы «приличные» эвфемизмы. Первое следовало за царской Спальней и представляло собой пространство, поделённое перегородками и перекрытиями по вертикали и горизонтали.
Здесь располагались, как мы теперь это называем, санузел, гардеробная императрицы, комната, где прислуга помогала государыне одеться и, например, что-то из белья и платья погладить/почистить, кладовки, где хранились кофры, чемоданы и др., а также лестница, ведущая на второй этаж к детским комнатам.
Всё то же самое было и в Камердинерской, которая граничила с Парадным кабинетом на половине императора. Здесь хранилась одежда царя, в том числе значительное количество военных мундиров различных российских и иностранных полков, шефом которых был Николай II, и коллекция портсигаров, которую он собирал всю жизнь.
Стены обоих этих помещений, лишённых перегородок и перекрытий, отштукатурили и покрасили, сохранив историческую лепку. Предполагается, что тут будут экспонироваться костюмы и личные вещи царской семьи.
11. Мавританская. Эта комната на половине императора, которая следует за «Камердинерской», была, выражаясь современным языком, домашним фитнес-центром. Следивший за своей физической формой царь, мог здесь воспользоваться турником, заняться силовой подготовкой с помощью гирь, гантелей и эспандеров, а также поплавать в бассейне, вместимостью в тысячу вёдер воды.
Комната, что следует из названия, была выполнена в мавританском стиле. Оформление создано по проекту архитектора и инженера Николая де Рошефора. Помимо витиеватых резных перегородок интерьер украшал камин, выложенный изразцами с восточным орнаментом. Отделка помещения была утрачена в годы Великой Отечественной войны.
Теперь здесь воссозданы камин (осколки его облицовки были найдены, что позволило изготовить аутентичные изразцы), бассейн, перегородки, ковёр, тканевые занавески, турник, плафон, живописный фриз.
12. Рабочий (Старый) кабинет. Стены этой комнаты были окрашены в тёмно-красный цвет, в нижней части облицованы панелями и оборудованы встроенными книжными шкафами орехового дерева, где располагалось примерно 700 томов личной библиотеки императора.
Здесь Николай II проводил большую часть своего времени, работал с документами, принимал посетителей. На знаменитом диване-оттоманке, обитом персидским ковром, царь иногда оставался ночевать.
Кстати
На фотографиях кабинета его отца — великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III (комната находилась в правом флигеле всё того же царскосельского Александровского дворца) мы видим похожую оттоманку.
Отделка рабочего кабинета Николая II была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Теперь здесь воссозданы ореховые панели и встроенная мебель, ковры и портьеры. Пока не готовы оттоманка, письменный стол с конторкой, кресла и светильники.
13. Приёмная Николая II. Более-менее сохранился исторический интерьер. Стены этой комнаты, естественно соседствующей с рабочим кабинетом, облицованы дубовыми панелями, в углу расположен величественный камин, в центре зала — длинный стол. Здесь дежурили флигель-адъютанты императора, ожидали аудиенции министры, послы, сановники.
В комнате произведена реставрация дубовых панелей, паркета, камина, обшивки потолка, люстры, ткани, заново изготовлен утраченный встроенный диван.
Для справки:
Основой для реставрации и воссоздания интерьеров Александровского дворца стали многочисленные дореволюционные фотографии, сделанные членами царской семьи, автохромы 1917 года и более поздние снимки 30-х годов ХХ века. Сохранены все подлинные элементы исторической отделки.
По образцам, хранящимся в Царском Селе и Павловске, воссоздано тканевое убранство интерьеров. Например, для воссоздания Спальни потребовалось почти 350 квадратных метров чинца.
Только тесьмы, бахромы, шнуров и кружев для воссоздания портьер и занавесок изготовлено по образцам более 2000 погонных метров.
В Сиреневом кабинете, Палисандровой и Кленовой гостиных, Спальне и Рабочем кабинете представлено свыше 60 предметов мебели, изготовленных из бука, ореха, палисандра и клёна по историческим образцам и фотографиям. Так же воссоздано почти 550 квадратных метров ковровых покрытий.
Игорь Теплов