Зона Безразличия

Zona_Interes_1
«Зона интересов» — фильм, получивший «Оскар» в 2024 году как лучший иностранный фильм

Tы когданибудь слышал странные звуки, доносящиеся с другой стороны сада? Кажется, иногда мы просто не хотим видеть, что происходит за его пределами.

«Зона интересов» — фильм, получивший «Оскар» в 2024 году как лучший иностранный фильм и за звук, снятый британским режиссёром Джонатаном Глейзером, показывает Холокост с другой стороны — глазами палачей, но не жертв.

Аушвиц находился в Польше. По официальным данным, в этом лагере смерти погибло более 1,1 миллиона человек. Газовые камеры и крематории могли убивать до 5000 человек в день. А всего в 200 километрах оттуда жила семья — такая же, как могла бы быть твоя.

Рудольф Хёсс (Кристиан Фридель) жил со своей женой Хедвиг (Сандра Хюллер) и пятью детьми. Их прекрасный загородный дом стоял у озера, в котором, правда, стоило быть осторожным — там находили неопознанные останки. Их пикники иногда прерывались гудками поездов. Уютные семейные вечера у бассейна, дети, играющие в солдат, которые пытают жертв, аккуратный сад с необычным чёрным пеплом. В доме — польские слуги, которым «повезло» быть не по ту сторону забора, и это им постоянно напоминают. Милый домашний пёс — совсем не похожий на тех, что лают за садом. В общем, всё, что можно пожелать семье того времени. Единственная проблема — странные звуки, доносящиеся из лагеря, но на фоне идиллического пейзажа крики превращаются в едва заметный шёпот.

Семья живёт по принципам «Артаманен» (Artamanen) — движения, пропагандировавшего расовую чистоту и возврат к сельскому образу жизни.

Рудольф Хёсс — комендант концентрационного лагеря Освенцим (4 мая 1940 — 9 ноября 1943), инспектор концентрационных лагерей (9 ноября 1943—1945)

Рудольф Хёсс — комендант Аушвица, один из главных организаторов убийства трёх миллионов человек в газовых камерах. В 1946 году, на Нюрнбергском процессе, он скажет: «Я никогда никого не убивал и не бил».

Примерный отец, который водит детей к реке, любящий муж, верный своим нацистским идеям. Всегда в белом костюме — как символ его «чистоты». Планирует убийства, как бизнес-проект. Каждая смерть — просто статистика, успех в карьере, не имеющий личного значения.

Этот фильм можно представить как дом с двумя этажами.

На первом живёт семья со своими радостями и заботами. Их главная проблема — переезд изза новой работы. Обычная история, если не учитывать, что отец — командир крупнейшего лагеря смерти в истории человечества. Они смотрят на Холокост, как на что-то далёкое, словно это их не касается. Стрелять, пытать, убивать — всё это происходит рядом, но они заняты своими делами. И от этого их повседневность становится ещё страшнее.

Второй этаж — это чёрный экран. Ты знаешь, что происходит за кадром. Твоя фантазия — твой главный враг. Фильм делает нас соучастниками преступлений, заставляя забыть, что мы смотрим на один из самых ужасных эпизодов в истории человечества.

Как они могли жить в раю у ворот ада?

Ответ прост — нормальность. Люди всегда привыкают к насилию и преступлениям. Закрывают глаза и делают вид, что ничего не происходит. Немцы просто «следовали приказам», не задумываясь. Как слепые животные, ведомые ложным пророком.

Мария Фернанда Руис (студентка из Колумбии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения)

Вам будет интересно