«Золушка» без хрустальной туфельки

Cinderella_Z
«Золушка» – 20 опера Джоаккино Россини

Мемом Джоаккино Россини стала опера «Севильский цирюльник». Однако этот итальянец написал и другие прекрасные оперы. Одна из них – «Золушка», созданная им через год после «Севильского цирюльника» –  в 1817-м. В ней нет того, за что мы любим сказку Шарля Перо: ни превращения тыквы в карету и наоборот, а мышей в лошадей и обратно, ни истории с вечерней женской обувью. Зато есть прекрасная музыка, весьма сложное пение и аллюзии на commedia dell’arte. Этот музыкальный спектакль пройдёт в Концертном зале Мариинского театра 18 декабря.  

«Россиниевская “Золушка” – это в первую очередь великолепная итальянская опера-буффа с переодеваниями, ослепительная музыкальная гирлянда из арий, ансамблей, хоров и симфонических фрагментов с речитативами в промежутках, – объясняет музыковед Христина Батюшина. – Но композитор не ограничился комическим жанром, и если дон Маньифико и Дандини – персонажи сугубо буффонные, то Рамиро (принц) и Анджелина (Золушка) поют языком “серьёзной” оперы: их чувства высоки и благородны. Вопреки оперному “стандарту”, титульную партию Россини отдал не сопрано, а меццо-сопрано, причём крайне редкому – колоратурному!»

Джоаккино Россини отличался высокой производительностью труда. «Золушку» он создал, когда ему было 25 лет, и это была его 20 (!) опера. При такой скорострельности найти подходящий сюжет было непросто. Джоаккино Россини, его либреттист Якопо Ферретти и импресарио Доменико Барбайя за два дня до Рождества 1816 года собрались вместе для мозгового штурма. Ферретти предложил около 30 сюжетов. Но Россини все их отверг. И тогда участники мозгового штурма вспомнили о «Золушке». Чтобы сделать набросок либретто будущей оперы, потребовалась ночь, а музыку Россини написал меньше чем за месяц.

«От композитора требовали оперу как можно скорее, и потому, торопясь, он воспользовался — как часто это делал – несколькими уже готовыми номерами из других своих опер, например, он взял кое-что из “Газеты, или Брака по контракту”, которую сочинил всего несколькими месяцами раньше для Неаполя. Россини работал так быстро, – а труппа так спешно разучивала новую оперу, – что первое исполнение смогло состояться уже через месяц. Возможно, именно из-за этой спешки опера на премьере провалилась (прошла 25 января 1817 года). Но второе исполнение прошло с огромным успехом, и в течение многих лет эта опера была одним из самых популярных произведений Россини», – рассказывает историк оперы Генри У. Саймон.

«Опера, написанная за двадцать четыре дня, была поставлена с великолепными исполнителями, однако некоторые оказались не в форме, и все осудили недостаточность репетиций. Поэтому премьера прошла неудачно, и лишь пятое представление имело успех. Поставленная в крупнейших европейских городах, “Золушка” быстро завоевала популярность, почти равную “Севильскому цирюльнику”», – уточняет историк оперы Густаво Маркези.

«Россини находил юмор даже в сказке. Таинственное обретает у него итальянский комизм, словно все вопросы могут быть объяснены и все трудности преодолимы посредством хитрости, а не чуда или колдовства», – добавляет он.

Историю с туфелькой Россини и Феррети не включили в оперу потому, что в те времена сцена примерки обуви воспринималась как непристойная. Что касается отказа от превращений тыквы в карету, а мышей в лошадей и обратно, то дело в том, что маленький римский Театр Валле, где проходила премьера, не располагал сложной машинерией, которая бы позволила исполнить все эти трюки.

«В Мариинском театре “Золушка” идёт в Концертном зале; “полусценичность” этого исполнения не мешает его яркой театральности – в первую очередь благодаря блестящей актёрской игре молодых артистов. И пусть на сцене не происходит волшебных превращений, – когда слушаешь “Золушку”, не раз возникает ощущение чуда. Это чудо – человеческий голос и его поистине фантастические возможности», – считает Христина Батюшина.

Начало спектакля в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно