В России вырос спрос на детские развлекательные программы. Однако пока «буксует» предложение. Что нужно, чтобы качественный контент был доступен всем российским детям? Как он может облегчить труд учителям и почему важно, чтобы его создание контролировало государство? Над этими вопросами рассуждает общественный уполномоченный по вопросам детского национального контента Наталья Локтева.
Согласно данным последнего исследования, современные дети и подростки всё чаще выбирают для просмотра телевизионные программы и шоу. Тогда как ещё пару лет назад приоритетными были мультфильмы и сериалы. Психологи связывают этот тренд с потребностью детей, веселясь, познавать новое, а также накопившейся усталостью от гаджетов. Любой педагог согласится, что, подавая информацию в игровой или просто увлекательной форме, можно добиться от учеников повышенной заинтересованности и более легкого усвоения материала.
Также значительно «помолодел» возраст, начиная с которого становятся доступны разные ресурсы. Так, 87 процентов детей сегодня начинают пользоваться интернетом с четырёх лет. При этом большинство тратит на развлечения в сети больше двух часов ежедневно.
Однако сегодня наблюдается дефицит детского познавательного контента, причём не только на ТВ-экране. Мы помним, как в нулевые существовало подростковое телевидение, в рамках которого было немало весёлых познавательных программ, например, «Зов джунглей» и «Звёздный час». Это были аналоги взрослых «почемучек» с вполне серьёзными вопросами и заданиями. Этакое «Что? Где? Когда?» для детворы.
Важно, что, помимо развлекательно-познавательного фактора, такой контент выполнял ещё одну важную роль — уравнивал возможности детей со всей страны. То есть стать участником программы и выиграть суперприз мог любой желающий ребёнок. Также популярны были шоу формата «дети — для детей», когда продукт, под кураторством взрослых специалистов, создавался непосредственно молодёжью. Наиболее яркий пример такой программы — «Ералаш», не утративший своей популярности. Многие также помнят передачу с забавным названием «До 16 и старше», интригующей игрой слов. В целом молодёжный контент занимал весомое место как в телевидении, так в печати и кино, что подчеркивало значимый статус подрастающего поколения.
Настало время вернуться к этой практике и пересмотреть существующий молодежный контент. Для этого важно ответить на ключевой вопрос: что его отличает? Конечно, образовательный элемент. Именно он является визитной карточкой качественного продукта. А сегодня, в условиях пропагандистского противостояния, вдвойне важно, чтобы наши дети не испытывали в нём дефицита.
Причём важно идти дальше и не зацикливаться на кино и телевидении. Необходимо, чтобы качественный контент был доступен в самой популярном масс-медиа — в интернете, а также тиражировался в образовательных учреждениях. Последнее, в том числе, облегчит педагогам и родителям задачу обучения и привития правильных ценностей.
А чтобы сделать информацию ещё более доступной, нелишне ранжировать продукты по возрастам и даже классам, в котором приемлем тот или иной контент. И это не должны быть примитивные видеоуроки, которые, по сути, являются теми же школьными лекциями, дополненными анимацией. Пусть знания передаются через наиболее привлекательный для ребёнка формат, будь то мультфильм, короткий ролик, спектакль или шоу. Каждая сложная тема из школьных учебников должна иметь несколько вариантов воплощения, дабы родитель или педагог, ощутив такую потребность, знал, какое видео включить или на какое представление сходить вместе со своим ребёнком, чтобы при просмотре получить не только эмоции, но и знания.
Между тем, на пути достижения этой благой цели есть некоторые препятствия. Одно из них — непонимание методик преподавания, психологии возрастных групп и восприятия детьми учебного материала непосредственно создателями контента, а также отсутствие обратной связи от педагогов. Последние, в силу загруженности, в том числе из-за бюрократизации учебных процессов, кадрового дефицита, переполненных классов и других профессиональным проблем, часто оказываются даже не в курсе новинок детских проектов, претендующих на то, чтобы помочь им в работе. Не говоря уже о том, что они лишены буквальной возможности излагать свои пожелания и консультировать создателей визуальных продуктов.
К решению проблемы необходимо подходить комплексно. Чтобы сделать качественный контент доступным для всего детского населения страны, нужно активизировать взаимодействие и обратную связь между его производителями, педагогами, а также менеджерами системы образования и детскими психологами. Для этого нужно создать постоянно действующие площадки в виде межведомственной группы, например, при Госдуме. Задача создаваемой комиссии очевидна — определить критерии детского контента, систематизировать возрастные группы, определить пул авторов, получающих государственный заказ на его разработку и производство.
Уверена, что такая инициатива, наряду с госзаказом и укреплением государственно-частного партнёрства в сфере детского контента, принесёт синергетический эффект в деле образования и воспитания подрастающего поколения, облегчит труд педагогов и жизнь родителей. Это особенно важно в год семьи, объявленный главой нашего государства.