Жильцов многоэтажек обяжут платить за скамейки и детские площадки во дворе?

pridomovaja territoria2

На днях общественность взбудоражил очередной проект поправок в Жилищный кодекс РФ, который разработали законотворцы в Государственной Думе. В СМИ вышли материалы с различными вариациями заголовков в духе «Россиян задумали обязать платить за лавочки и детские площадки». Суть публикаций сводилась к тому, что платить за обслуживание установленных в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» объектов благоустройства заставят собственников многоквартирных домов.

Кто и за что должен платить зависит от формы собственности участка придомовой территории

При детальном рассмотрении документа оказалось, что интерпретация инициативы журналистами и блогерами оказалась несколько вольной, а сами по себе поправки вполне логичные и в целом не призваны побольше вытянуть из кошельков граждан. С другой стороны, в общении с активными жителями Мурино выяснилось, что законодательство о благоустройстве по-своему трактуют не только некоторые авторы новостей, но и представители муниципальной власти. Это гораздо хуже и тянет за собой много проблем для жителей.

Что хотел коллектив законотворцев? Они предложили детские и спортивные площадки, лавочки, клумбы и прочие объекты благоустройства, установленные во дворах домов в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» на территориях муниципальных образований, бесплатно и без дополнительного собрания собственников переводить в общую долевую собственность. Обслуживание – починить, подкрасить и так далее – осуществляется за счёт жителей. Без дальнейших пояснений эта информация была растиражирована СМИ и вызвала шквал негодования у читателей. Люди справедливо возмутились, почему они должны заниматься обслуживанием объектов, которые по действующему законодательству должны обслуживать муниципалы.

Не прописан пока механизм перевода в общедолевую собственность объектов благоустройства, которые устанавливают по заявке собственников органы местного самоуправления в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Этот законодательный пробел депутаты и предложили заполнить.

«Родина на Неве» изучила проект поправок и пояснительные документы к нему. Выяснились важные нюансы, которые ставят всё с головы обратно на ноги. Речь идёт об объектах благоустройства, установленных на участках, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. Им также принадлежат и ими же обслуживаются все лавочки, качели, урны и иные объекты благоустройства на своём участке. Не прописан пока механизм перевода в общедолевую собственность объектов благоустройства, которые устанавливают по заявке собственников органы местного самоуправления в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Этот законодательный пробел депутаты и предложили заполнить. Если придомовая территория принадлежит не собственникам квартир, а муниципалитету, ни о каких переводах речи не идёт.

В общении с «Родиной на Неве» подкованный в вопросах благоустройства житель ЖК «Новое Мурино» Николай Клюкин подробно пояснил, что в реальности представляют собой находящиеся в стадии рассмотрения поправки. Документ он оценил положительно. Большая проблема в том, что, когда дело доходит до применения разработанных законодательной властью норм, власть исполнительная – особенно, на местном уровне – действует своеобразно. Трактует законы по-своему или вовсе не обращает на них внимания.

Если жители хотят, чтобы на участке, который находится в общедолевой собственности,  были какие-то элементы благоустройства, они проводят общее собрание собственников и принимают на нем решение, какие дополнительные элементы благоустройства им нужны.

«Поправки к федеральному закону абсолютно логичны. Заключаются они в следующем: если жители хотят, чтобы на участке, который находится в общедолевой собственности,  были какие-то элементы благоустройства, они проводят общее собрание собственников и принимают на нем решение, какие дополнительные элементы благоустройства им нужны. После этого подаётся заявка в местное муниципальное образование, и в рамках программы «Комфортная среда» муниципальное образование предоставляет людям эти элементы благоустройства. Элементы могут быть любые: детская площадка, урны, скамейки и так далее.

Если поправки будут приняты, эти элементы автоматически будут вводиться в общедолевую собственность. То есть, если вы, например, захотели на своём общедолевом участке поставить ещё четыре скамейки, проводите голосование, отправляйте заявку в муниципалитет, они их поставят – будьте добры их сами обслуживать. Они стали вашей общедолевой собственностью. Это нормально и естественно», – говорит собеседник издания.

Всё, что есть на придомовой территории и считается общедолевой собственностью владельцев квартир многоэтажки, обслуживается за их счёт и включается в тариф на жилищные услуги.

Всё, что есть на придомовой территории и считается общедолевой собственностью владельцев квартир многоэтажки, обслуживается за их счёт и включается в тариф на жилищные услуги. Если на участке, принадлежащем собственникам, стояли три клумбы и скамейки, они и так обслуживалось за счёт управляющей компании, за счёт жителей. Если жители этого дома захотели получить по программе ещё несколько скамеек, подали заявку и им их поставили, обслуживать они их будут за свой счёт. Тариф увеличится, потому что просто увеличилось количество элементов.

«Но есть один очень тонкий и скользкий момент. Это всё работает только в одном случае – если участок, который находится в общедолевой собственности, больше чем дом и включает в себя территорию, на которой размещены элементы благоустройства. В противном случае всё работает по-другому. Придомовая территория далеко не всегда является общедолевой собственностью. Всё зависит от того, как был отмежёван участок под многоквартирным домом.

Если земля и объекты благоустройства на ней принадлежат муниципалитету, то собственники жилья не должны обслуживать их за свой счёт.

Чаще всего участок, который занимает дом, сформирован по границам фундамента, не больше. Это означает, что в общедолевой собственности находится лишь земля непосредственно под домом. А прилегающая территория – нет, как и все элементы благоустройства, размещённые на ней. Если земля и объекты благоустройства на ней принадлежат муниципалитету, то собственники жилья не должны обслуживать их за свой счёт. Более того, управляющая компания не имеет права тратить на это деньги. В этом случае жители также могут обратиться в муниципалитет с просьбой поставить необходимые людям элементы благоустройства рядом с домом. Но муниципалитет после реализации заявки должен обслуживать за их свой счёт, из средств муниципального бюджета», – продолжает Николай Клюкин.

Зло кроется в интерпретации законодательства исполнителями: «К сожалению, муниципалитеты отдельных населённых пунктов – в частности, Мурино – либо трактуют законодательство по-своему, либо не опираются на законы вовсе. Раз жители пользуются объектами благоустройства, пусть они их и обслуживают. Это незаконно! Но чаще всего они заставляют управляющие компании за счёт жителей обслуживать придомовую территорию.

Пугаться надо не предлагаемых поправок – они логичны и прозрачны – а коверканья законодательства.

В случае ЖК «Новое Мурино» еще более грубое нарушение законодательства. У нас на кадастровом участке из девяти домов нет межевания по семи домам. Мы вообще не знаем, что такое прилегающая территория. У нас общий участок на девять домов, его незаконно приравняли к общедолевой собственности. Он должен быть муниципальным, у жильцов в собственности должны быть только участки под домами, они должны быть отмежёваны, мы сейчас не знаем, где границы дома. И управляющая компания не знает, где разделение границ между домами. На каком основании они сейчас выставляют нам в счетах обслуживание придомовой территории, неизвестно. Это незаконно. Но на запросы никто не отвечает».

Николай Клюкин видит проблему в трактовке законов на муниципальном уровне. По его словам, что пугаться надо не предлагаемых поправок – они логичны и прозрачны – а коверканья законодательства. Чтобы жителей дома, придомовой участок которого им не принадлежит, не заставляли платить за обслуживание объектов, установленных по программе благоустройства.

Юлия Медведева

Поделиться ссылкой: