Жестокость необходимой лжи

Jestokost_1
В «Жестокости» привлекает сочетание динамики вестерна и мрачной глубины нуара

«Жестокость» (1959) — смелая работа периода Оттепели режиссёра Владимира Скуйбина по мотивам одноимённой книги Павла Нилина, написавшего и сценарий этой кинокартины – была показана в петербургском Доме кино в рамках новой программы Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой «Дикий Восток – дело тонкое».  

Этот фильм — размышление о справедливости и попытка взглянуть на репрессивные методы власти, надломить привычные шаблоны соцреализма. Смотреть его в большом зале Дома Кино было особенно приятно. Среди зрителей — люди разных возрастов, перед началом — диалог киноведа Михаила Трофименко и искусствоведа Марины Кронидовой о жизни режиссёра и актёров, который вводит в контекст времени.

Первые кадры фильма сразу же погружают в эпоху послереволюционных лет, когда ещё оставались те, кто не принимал советскую идеологию, но преобладали те, кто в неё свято верил. По сюжету юные сотрудники уголовного розыска пытаются ликвидировать банду преступников и поймать «императора всея тайги» Воронцова. Им удаётся задержать подручного главаря Лазаря Баукина. Начальник розыска предлагает «показательно» расстрелять преступника, но старший милиционер Малышев «либеральничает», желает помочь Баукину осознать благие стремления советской власти.

Борис Андреев талантливо передает образ «деревенского мужика». У Баукина нет чёткой позиции

В «Жестокости» привлекает сочетание динамики вестерна и мрачной глубины нуара. С одной стороны, милиционеры участвуют в перестрелках, рискуют собой, продумывают операции по захвату бандитов. Это громко, быстро, динамично. А с другой — фильм периодически замедляется, отчего создаётся ощущение тяжести и тоски. Под конец разочарование героев накапливается и, как итог — резкий психологический надрыв.

Герои кажутся хорошо знакомыми. Лазарь Баукин — бывший солдат, охотник, не умеющий распоряжаться свободой. Борис Андреев талантливо передает образ «деревенского мужика». У Баукина нет чёткой позиции: чего именно он хочет добиться под присягой Воронцову? Просто держится за привычный уклад: «Что дала ваша советская власть? Хлеб только отбирает». Как и всякий «мужик», Лазарь хитёр и проворен — попадает в плечо старшему милиционеру, сбегает из-под следствия под предлогом «в баньку сходить».

Что касается Веньки Малышева — это герой, будто сошедший со страниц классики: то ли наивно честный Николай Ростов, то ли доверчиво верящий в любовь Ромашов из купринского «Поединка». Он поступает человечно, но не может принять «необходимую ложь». Перед драматической развязкой Малышев несколько раз сжимает в руке любовное письмо-треугольник. Это письмо было написано с искренними намерениями, но, как и на службе, встречено обманом.

Программа «Дикий восток — дело тонкое» расширяет восприятие отечественного вестерна. А фильм «Жестокость» впечатляет не только динамикой, но и честностью, драматизмом. В итоге получается, что требовать от жизни справедливости и верить в высокие идеалы, нести «ответственности за всё, что происходило при нас» — иногда значит рискнуть собой и столкнуться с жестокостью.

Ангелина Тихонова, фото автора

Расписание показов программы «Дикий восток — дело тонкое»

Вам будет интересно