«Зенит» – богач или бедняк

Zenit_flag

Спортивный журналист Борис Ходоровский – о парадоксах европейского аудита финансовой отчетности питерского клуба

В рейтинге доходов футбольных клубов Европы за минувший сезон, представленном аудиторской компанией Deloitte, «Зенит» занял 15-е место, поднявшись сразу на 13 строчек по сравнению с предыдущим. Доходы питерского клуба увеличились со 180,4 миллиона евро до 236,5.  При этом и прошлогодняя 28-я позиция была очень высоко оценена руководством клуба.

В Топ-20 рост доходов продемонстрировали всего два клуба, «Зенит» и английский «Эвертон»

«Тот факт, что «Зенит» вошёл в Топ-30 самых доходных клубов Европы наряду с такими грандами, как «Барселона», «Реал» и «Ювентус», ещё раз подтвердил финансовую самодостаточность и устойчивость клуба, — подчеркнула в интервью клубному сайту председатель совета директоров ФК «Зенит» Елена Илюхина. — Это результат эффективной работы по всем направлениям деятельности клуба, в том числе, плановой монетизации главного инфраструктурного объекта — стадиона, а также открытого диалога с болельщиками и роста аудитории».

На рынке аудиторских и консалтинговых услуг Deloitte входит в так называемую «большую четвёрку», и профессионализм её сотрудников сомнению не подвергается. Рейтинг доходов футбольных клубов компания опубликовала в 24-й раз. Эксперты Deloitte внимательно изучают показатели европейских клубов, анализируют их и лишь спустя семь месяцев после завершения очередного сезона обнародуют результаты, которые сразу же становятся предметом обсуждения и рядовых болельщиков, и топ-менеджеров футбольных клубов.

Рейтинг отражает только доходы футбольных клубов, не учитывая их расходов. Ещё одна особенность этой табели о рангах футбольных богачей в том, что не подвергается проверке и анализу деятельность на трансферном рынке. Между тем, большинство ведущих клубов Старого Света больше тратят на приобретение футболистов, чем зарабатывают на их продаже. Эксперты Deloitte анализируют три основные позиции: выручка от matchday (продажа билетов, атрибутики и сувениров, кайтеринг в дни проведения игр), продажа телеправ и коммерческая деятельность (спонсорские контракты, мерчандайзинг, стадионные туры, монетизация аккаунтов в социальных сетях и т.п.). Учитываются также призовые за участие в еврокубках и национальных чемпионатах.

Большинство ведущих клубов Старого Света больше тратят на приобретение футболистов, чем зарабатывают на их продаже.

В прогнозе, опубликованном год назад вместе с отчётом Deloitte, была запланирована отметка в 200 миллионов евро, которую должен был преодолеть «Зенит». Прогноз сбылся. В Топ-20 рост доходов продемонстрировали всего два клуба, «Зенит» и английский «Эвертон», который занял 17-ю строчку в рейтинге. Сохранившая лидерство «Барселона» заметно сократила свои доходы, с 840,8 миллиона до 715,1 миллиона евро.

Объяснение этому лежит на поверхности. Из-за пандемии коронавируса общие доходы 20 ведущих клубов Европы сократились с 9,3 миллиарда до 8,2 миллиарда евро. Самый большой минус в графе доходов от продажи телевизионных прав. Они упали на 23 процента. Ещё на 17 процентов сократились поступления от matchday. Даже небольшой плюс от коммерческих соглашений не позволил компенсировать потери.

В различных странах последствия пандемии сказывались по-разному. Первой из пяти топ-лиг Европы возобновила национальный чемпионат Германия. В бундеслиге потери оказались минимальными, а франкфуртский «Айнтрахт» по итогам сезона вошёл в Топ-20 ведущих клубов, где уже были «Бавария», дортмундская «Боруссия» и «Шальке». Мюнхенский суперклуб даже занял на третью строчку в рейтинге Deloitte, сместив с неё «Манчестер Юнайтед».

Тяжелее всего пришлось французским грандам. В Лиге-1 чемпионат возобновлять не стали, и даже ПСЖ испытал колоссальные трудности. К тому же в отличие от Германии и особенно Англии во Франции положение с продажей телеправ просто катастрофическое. В результате французская лига выживает только за счёт кредитов, полученных от правительства.

В отличие от остальных грандов из Топ-20 «Зенит» привёл отчёт не по сезону-2019/2020, а по состоянию на 31 декабря 2019 года. Последствия пандемии в нём не учтены.

Как же в таких условиях удалось не просто удержаться на прошлогодних позициях, а продемонстрировать солидный рост доходов «Зениту»? Неужели менеджмент питерского клуба работает так, как не снилось их коллегам в Барселоне, Манчестере и Мюнхене? Хотелось бы так думать, но, увы, приходится быть объективными. Прежде всего, нужно отметить, что в отличие от остальных грандов из Топ-20 «Зенит» привёл отчёт не по сезону-2019/2020, а по состоянию на 31 декабря 2019 года. Последствия пандемии в нём не учтены.

Значительный рост доходов «Зениту» принесла Лига чемпионов, в которую питерский клуб вернулся после трёхгодичного отсутствия. Даже завершив свои выступления в еврокубках осенью 2019 года, питерцы заработали около 42 миллиона евро. Сыграл свою роль и неплохой исторический рейтинг за последние 10 лет, и текущая система распределения доходов, при которой, как минимум, 30 миллионов за участие в групповом турнире гарантировано. Плюс выплаты за трансляции матчей и доходы от matchday на «Газпром Арене» при визитах сильнейших европейских клубов. Они составили 3,5 миллиона евро. А если бы ещё в плей-офф хотя бы Лиги Европы команда Сергея Семака пробилась!

Положение дел с продажей телевизионных прав по-прежнему остаётся аховым. Контракт РПЛ с российским телевидением вызывает только иронические улыбки у менеджеров середняков и аутсайдеров английской премьер-лиги. Прибавка по сравнению с прошлогодним отчётом и в этой графе есть, но достигнута она, опять-таки, за счёт Лиги чемпионов.

Зато по части коммерческих доходов «Зенит» впереди Европы всей. Спонсорские контракты принесли питерскому клубу 74 процента бюджета, по классификации Deloitte. Таких фантастических показателей нет ни у одного клуба Старого Света. Занимающая второе место мюнхенская «Бавария», привлекающая огромное количество различных спонсоров, закрывает за счёт этого 57 процентов бюджета. Даже в абсолютных цифрах питерский клуб опережает и мадридский «Атлетико», и лондонский «Арсенал», и дортмундскую «Боруссию».

Даже завершив свои выступления в еврокубках осенью 2019 года, питерцы заработали около 42 миллиона евро.

Конечно, ничего нового российским болельщикам эксперты Deloitte не открыли. Ни для кого не секрет, что благосостояние питерского клуба, покупки Вендела и Малкома, громадные контракты Артёма Дзюбы обеспечивает «Газпром». Доходы от matchday стали возможны благодаря подарку городской администрации, передавшей построенный за счёт налогоплательщиков стадион на Крестовском острове в управление клубу на 49 лет.

В общем, обольщаться местом «Зенита» в европейской табели футбольных богачей не стоит. Тем более что даже 15-е место в рейтинге Deloitte не принесло столь ожидаемого болельщиками прорыва в Лиге чемпионов. Даже в плей-офф Лиги Европы второй год подряд питерская команда пробиться не сумела. Остаётся только радоваться, что «Газпром» продолжает содержать её на уровне лучших европейских стандартов. Кстати, и второй клуб, показавший в тяжёлые коронавирусные времена рост доходов, должен благодарить за это российского олигарха. Доход «Эвертона» от спонсорской деятельности обеспечил ливерпульцам Алишер Усманов, который после неудачных попыток купить лондонский «Арсенал» переключился на «ирисок».

Ждать, что «Зенит» сможет обеспечить хотя бы самоокупаемость за счёт телевизионного контракта с РПЛ, доходов от успехов в Лиге чемпионов, продажи билетов на «Газпром Арену» и футболок с фамилией Дзюбы не приходится.

Читайте также:

Вам будет интересно