В уходящем 2019 году достаточно тихо, без фанфар прошло празднование 95-летия со дня рождения Виктора Петровича Астафьева. Книги Астафьева хорошо известны читателям. Это и пронзительная военная проза, и исповедальный цикл «Последний поклон», и другие знаковые в 60-70-80-е годы тексты. Но современного молодого читателя больше всего поражает рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро», повествующий об отважном тринадцатилетнем мальчике, выжившем в тайге.
«Васюткино озеро» — это история о том, как подросток спокойно и сосредоточенно искал выход из сложной ситуации: заблудившись в тайге, мальчик не растерялся, он искал путь к спасению, искал путь к Енисею, демонстрируя удивительные навыки выживания – ночевал в лесу, разводил костёр, охотился на птиц, запекал их в золе. В конце концов мальчик вышел из тайги к людям, а затем помог отцу и его бригаде в ловле рыбы.
Такая история удивляет в эпоху искусственно удлинённого детства, когда ребёнок или подросток рассматривается как объект родительской заботы, а не как самостоятельная личность, отвечающая за свои поступки и их последствия.
Американский социолог Нейл Постман отмечает, что с середины ХХ века по мере нарастания успехов информационного общества, в котором преобладает визуальная культура, делается упор на безответственность и иррациональность индивида. Ибо уравнивающая всех и вся визуальная культура не предъявляет сколько-нибудь серьёзных и сложных требований к рациональной деятельности сознания и формам поведения человека. Все это, по мысли Постмана, ведёт к распространению особого безответственного типа человека – полувзрослого-полуребёнка, который не способен к рациональным действиям, а способность к анализу и критике действительности замещается эмоциональной реакцией.
Людмила Улицкая в романе «Зеленый шатёр» развивает эту же мысль об инфантилизации современного общества с биологической точки зрения (Улицкая – выпускница биофака МГУ), говоря, что сегодняшнее общество — это популяция «личинок, детей личинок». Такое случается, если в окружающем мире не хватает какого-то фактора, чтобы личинка завершила цикл развития и превратилась во взрослое существо. Вместо этого личинка начинает размножаться, но воспроизвести может тоже только личинку. Такое явление биологи называют неотения…
В современной России наблюдаются две этих тенденции: формирование «личиночной» популяции, с одной стороны, и с другой – сохранение и воспитание ответственного человека, когда ребёнок или подросток рассматривается как партнёр и соратник взрослых.
Современные ребята дивились реалиям жизни своего ровесника из 50-х годов ХХ века, главного героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро», поражались его самостоятельности, ответственности, способности не терять самообладания, его спокойному мужеству.
Отрадно, что традиционная «астафьевская» модель воспитания тиражируется и востребована. Так, в центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина, в рамках празднования 95-летия В.П. Астафьева, провели серию встреч со школьниками-подростками, где обсуждали и проигрывали ситуацию, описанную в рассказе «Васюткино озеро». Отвечая на вопросы викторины, ребята дивились реалиям жизни своего ровесника из 50-х годов ХХ века — поражались его самостоятельности, ответственности, способности не терять самообладания, его спокойному мужеству. Кажется, впервые дети задались вопросом об ответственности за себя и свою жизнь.
Слово «затесь» не знакомо современным городским детям и подросткам. Это слово из другой эпохи, когда люди ходили в лес без мобильника, но с топором и спичками. Именно топором делают затеси – зарубки на стволе дерева, прокладывая дорогу в нехоженом лесу. Жизнь человека это и есть каждодневная работа по прокладыванию своего пути. И чтобы не заблудиться стоит делать отметки в пути.
Книги Виктора Астафьева и есть такие отметки-затеси, которые помогают нам жить, ибо говорят о честности, труде, отваге, верности, уважении к природе и миру.
Марина ПОДОЛЬСКАЯ